Школа научного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:20, реферат

Описание работы

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в нач. XX века.

Содержание

1. Введение 3

2. Исторические предпосылки возникновения менеджмента

и школ управления 4-6

3. Школа научного управления, ее представитель 7-8

4. Система управления Тейлора 9-13

5. Основные положения научной школы управления 14

6. Заключение 15

7. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

школа научного управления.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     Основные  положения системы Тейлора позволили  сформулировать ряд общих принципов  организации труда. Они включают в себя:

       1 изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий;

     2 отбор и обучение людей рациональным приемам труда с целью выбора эталонного работника;

     3 определение трудового задания с целью разработки предложений по экономическому стимулированию работников.

     Анализ  концепции "научного управления" позволяет сформулировать следующие  положения:

       1 управление людьми признано наукой, самостоятельной областью исследования;

     2 важнейшая задача этой науки повышение эффективности труда в сфере производства;

     3 работа по управлению людьми требует особых качеств от человека - умения думать и брать на себя ответственность за организацию труда подчиненных.

     Можно видеть, что вся система Тейлора  направлена на повышение эффективности производства. Рабочие должны работать, считал Тейлор, а менеджеры - думать. Сами по себе, это важные цели, способствующие эффективности деятельности организации, но требования достижения этих целей, посредством жесткого порядка, четко очерченной структуры и извне задаваемых нормативов, может привести к неспособности сотрудников и руководителей организации гибко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

     Сформулированные  Тейлором принципы анализа трудовой деятельности, определения трудового задания как цели деятельности, отбора и профессиональной подготовки сотрудников, экономического стимулирования труда сохранили свою актуальность до настоящего времени. Они, по-прежнему, являются важными в таких разделах организационной психологии, как анализ механизмов мотивации трудовой деятельности и целенаправленного поведения, работы с персоналом организации.

     Основной  недостаток системы Тейлора в  том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение.

     Сам Тейлор считал свою систему законченной  и единственно возможной. Однако реалии деловых отношений уже к 30 годам ХХ столетия стали опровергать ее принципы. В истории организационной психологии новое направление, почувствовавшее дух времени, получило название "Школа человеческих отношений".

     Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной  областью научных исследований. В  своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы ночного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

     Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

     Типичным  для научной школы является пример исследований Френка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов - микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Основные положения научной школы управления

 

     Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны научной школой.

     Первых  менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический  подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

     Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое  понимание менеджмента связано  с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами.

     Результаты  этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в  некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент?

     Научная школа занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства. Основные положения выглядят следующим образом:

  • Развитие принципов управления.
  • Описание функций управления.
  • Систематизированный подход к управлению всей организацией.

          Заключение

 

     Управление  как исторический процесс развивалось  с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей.

     Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного  управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход

     "Школа  научного управления" может рассматриваться  как предтеча к формированию  организационной психологии.

     Сущность  предложенной системы основывается на следующих четырех положениях:

    1. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности.
    2. Отбор и обучение работников.
    3. Сочетание знания о трудовой деятельности с возросшими трудовыми возможностями отобранных работников.
    4. Специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками.

     Список  использованной литературы

  1. Менеджмент. П. А. Кохно. – М.:Финансы и статистика, 2001.
  2. Менеджмент – путь к успеху. Любимова Н. Г. – М.:Агропромиздат, 2002.
  3. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов,  А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент.— М., 2003.
  5. http://www.sre.mnogosmenka.ru/sre0391/sre0391.htm

Информация о работе Школа научного управления