Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 01:40, шпаргалка

Описание работы

1.Типология конфликтов.
2.Причины возникновения конфликтов.
3. Структура и стадии развития конфликта.
4. Источники возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере
5. роль менеджера в управлении конфликтами
6. сущность конфликта: понятие, структура, функции..
7. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
8. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.(избегающий,уступающий, отрицающий, наступающий.
9.Предпосылки конфликтности процесса управления
10. Разнообразие конфликтных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

конфликтология.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

-мотивы  конфликта; -позиции конфликтующих сторон.

Стороны конфликта–это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации– это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы  конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей,интересов,целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон– это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт — это не обязательно плохо.

Позитивные  функции: -разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

- диагностика  возможностей оппонентов;

-сплочение коллектива  организации при противоборстве  с внешними трудностями, внешним  врагом;

-источник инноваций,  -стимулирование к изменениям и развитию.

Негативные  функции: -большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте; -увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе; -представление о побежденных группах как о врагах;

-после завершения  конфликта уменьшение степени  сотрудничества между частью  работников.

7. Технологии эффективного  общения и рационального  поведения в конфликте.

Конструктивное  разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения  конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального  поведения в конфликте.

Под технологиями эффективного общения будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.Для уяснения конкретного содержания таких технологий важно иметь в виду, что общение характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным,интерактивным и перцептивным. Например, коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией, интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения,

а перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Основное же содержание технологий эффективного общения  в конфликтном взаимодействии в  конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения:

• Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

• Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

• Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

• В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

• Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

• Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

• Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.

Под технологиями рационального  поведения в конфликте будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте.

Среди подобных технологий можно назвать  способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт. Один из таких  способов называется визуализацией. Процесс  визуализации сводится к тому, чтобы представить  себя делающим или  говорящим что-либо.Второй способ– избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.Третий способ избавления от гнева – это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.

Ниже мы остановимся  на некоторых приемах управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов. Прежде всего, следует помнить о возможных  негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать  их проявления. Данную технологию условно  можно назвать эмоциональной  выдержкой. Ее можно сформулировать в виде первого правила- спокойная реакция на эмоциональные действия партнера.

Когда ваш партнер  находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в  такое состояние сами. В этом случае, удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными  психологическими особенностями или  с какой-то другой причиной?» и  т. п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда преимуществ. Во-первых, в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; во-вторых, своим поведением вы даете возможность противнику«выпустить пар»; в-третьих, вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии; в-четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу – ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

Положительный эффект дает обмен  содержанием эмоциональных  переживаний в  процессе общения. Сообщая  о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. В процессе обмена эмоциями ходе беседы партнеры осознают смысл  происходящего и  тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного  процесса. Условно  данную технологию назовем  – рационализацией  эмоцией – второе правило самоконтроля эмоций.

Одной из причин нежелательных  эмоциональных реакций  партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты – регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента. Данную технологию условно можно назвать поддержанием высокой самооценки– третье правило самоконтроля эмоций. 

8. Модели поведения  партнеров в переговорном  процессе.(избегающий,уступающий, отрицающий, наступающий.

Переговорный  процесс

является одной  из основных и эффективных форм участия  третьего лица (посредника) в разрешении конфликтов. Этот процесс в конфликтологии называют медиацией, а профессионального посредника – медиатором.

В конфликтологии выделяют четыре основные модели (типа) поведения партнеров в переговорном процессе.

Модели  поведения в переговорах:

-избегающий (отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы, стремится уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения-мотивами такого поведения могут быть чувство вины, отсутствие понимания сути проблемы).

Адекватный  стиль поведения: проявлять настойчивость, добиваться продолжения  обсуждения проблемы, овладеть инициативой, заинтересовать показом  вариантов решения  проблемы и положительные  результаты.

уступающий (соглашается на любое предложение, и на не выгодные для себя тоже-мотивом может быть стремление избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтной ситуацией). Стиль поведения: важно всесторонне обсудить принимаемое соглашение,выяснить степень заинтересованности партнера в соглашении и показать его выгоду, четко оговорить сроки выполнения и формы контроля за реализацией решения.

отрицающий (утверждает, что проблема неактуальна, конф ситуация разрешится сама собой,не проявляет усилий для достижения соглашений- Мотивом может быть отсутствие понимания сути проблемы, уход от дискомфорта). Поведение: необходимо всячески показать наличие проблемы, ее сложность и опасность, создавать благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы,показывать пути и возможности решения.

наступающий (стремится к успеху, принятию решения в свою пользу, отвергает доводы оппонента, проявляет агрессию-мотивом может быть неосознанное стремление к победе, амбиции). Поведение: необходимо проявлять спокойствие, осмотрительность, показывать свою позицию твердой и убедительной, дать понять, что односторонних уступок не может быть.

9.Предпосылки  конфликтности процесса управления.

Объективные предпосылки  возникновения конфликтов в сфере  управления связаны с основной задачей  управленческой деятельности, которая  сводится к обеспечению целенаправленной, скоординированной работы как отдельных участников совместного труда, так и трудовых коллективов в целом. В процессе такой работы интересы субъектов социального взаимодействия не всегда совпадают, часто бывают противоположными, что и приводит к конфликтам.

Под конфликтами в  сфере управления будем понимать конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления.Источником любого конфликта, в том числе и связанного с управлением, являются противоречия, которые при определенных условиях переходят в конфликт. Каждому виду и типу конфликта присущи свои противоречия, объективность которых обусловлена структурой и содержанием социального взаимодействия, его спецификой и условиями, в которых оно происходит. Таким противоречием является противоречие между установленной системой групповых норм и административных правил в управленческой системе, с одной стороны, и потребностью всех субъектов управления иметь высокие статусы и выполнять такие роли, которые обеспечивали бы им свободу деятельности и реальную возможность для самовыражения – с другой.

Основным  противоречием в  сфере управления является противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий и самовыражению субъектов управления.Это основное противоречие позволяет выделить ряд других: противоречия карьеры; противоречия подбора и расстановки кадров; противоречия делегирования полномочий; противоречия, связанные с нарушением функций объектов управления, и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"