Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 01:40, шпаргалка

Описание работы

1.Типология конфликтов.
2.Причины возникновения конфликтов.
3. Структура и стадии развития конфликта.
4. Источники возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере
5. роль менеджера в управлении конфликтами
6. сущность конфликта: понятие, структура, функции..
7. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
8. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.(избегающий,уступающий, отрицающий, наступающий.
9.Предпосылки конфликтности процесса управления
10. Разнообразие конфликтных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

конфликтология.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

Классификация управленческих конфликтов:

Несогласие как форма управленческого конфликта характеризуется сознательным нарушением согласованных действий, связанных с выполнением функций управления.Несогласие– это отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения.

Напряженность как форма управленческого конфликта характеризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях со стороны различных субъектов управления.Напряженность – это более острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.

Конфронтация – еще более глубокая форма управленческого конфликта, характеризуется жесткой конкуренцией на почве карьерных устремлений определенных субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства: организации групповых протестов, травли «инакомыслящих», подсиживаний, увольнения соперников и т. п.

Конфронтация – это самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления.

10. Разнообразие конфликтных  ситуаций.

Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

.Для перерастания  возникшего противоречия в конфликтную  ситуацию необходимы:

• значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

• препятствие  со стороны одного из оппонентов достижению целей другим участником (даже если это субъективное, далекое от реальности, восприятие одним из участников);

• превышение уровня личной или групповой терпимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон.

Конфликтная ситуация — это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент. Конфликтная ситуация — понятие достаточно подвижное, неустойчивое, оно может измениться при изменении любого из ее элементов: взглядов оппонентов, отношений объект-оппонент, подмены объекта конфликта, появления условий, затрудняющих, или исключающих взаимодействие оппонентов, отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.

Возникновение и развитие конфликтной  ситуации.

Конфликтная ситуация создается одним или несколькими  субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

Конфликты по вертикали

Проблема взаимоотношений  руководителей и подчиненных. В центре внимания находятся вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Все они зависят от оптимизации отношений в звене “руководитель — подчиненный”, т. е. от конфликтов “по вертикали”.

Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов.Проблемная семья. Для нее характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д.

Конфликтное поведение  супругов может проявляться в  скрытой и открытой формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное  молчание; резкий жест или взгляд, говорящий  о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях. Психотравмирующие последствия. Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы.

Предупреждение  супружеских конфликтов: старайся не копить ошибки, обиды и “грехи”, а сразу реагируйте на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций. Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т.д.). Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением. Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в)юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака.Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам. Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми.

Причины конфликтов в звене  “руководитель-подчиненный”

Рассмотрим объективные  причины конфликтов данного типа.

I. Субординационный  характер отношений. Существует  объективное противоречие между  функциональной и личностной  сторонами отношений руководителя  и подчиненного. Многие указывают,  что в управленческой деятельности  между руководителями и подчиненными  имеются отношения субординации. Они характеризуются двумя сторонами  — функциональной (официальной,формальной) и личностной (неофициальной, неформальной). Первая означает объективно существующую связь между людьми, когда одни группы людей направляют деятельность подчиненных, а последние выполняют указания.

Противоречие  в звене “руководитель — подчиненный” заложено в том, что от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчиненного. Последний обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т. е. обязан подчиняться. Практически никогда не обеспечивается полное соответствие требований ролей возможностям и способам действий их исполнителей.

2. Деятельность  в системе “человек — человек”  конфликтогенна по своей природе. Из четырех типов деятельности (“человек — человек”, “человек — природа”, “человек — машина”, “человек — знак”) наиболее конфликтны профессии типа “человек — человек”. К ним относят ту деятельность, где идет интенсивное взаимодействие людей в сочетании с решением сложных задач.

3. Большая часть  конфликтов по вертикали детерминирована  предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений. Около 96% конфликтов между руководителями и подчиненными связаны с их совместной деятельностью. Конфликты в профессиональной сфере связаны с обеспечением качества деятельности (39%), оценкой результатов работы (8%) и введением инноваций (6%). В противоположность конфликтам в звене “руководитель — подчиненный”

Конфликты во взаимодействии родителей  и детей.

Выделяют психологические  факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных  отношений. Выделяют гармоничный  и дисгармоничный типы семейных  отношений. В гармоничной семье  устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических  ролей каждого члена семьи,  формировании семейного “Мы”, способности  членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи — это негативный  характер супружеских отношений,  выражающийся в конфликтном взаимодействии  супругов. Уровень психологического  напряжения в такой семье имеет  тенденцию к нарастанию, приводя  к невротическим реакциям ее  членов, возникновению чувства постоянного  беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

• разногласия  членов семьи по вопросам воспитания;

• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

• опека и  запреты во многих сферах жизни детей;

• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

3. Возрастные  кризисы детей рассматриваются  как факторы их повышенной  конфликтности. Возрастной кризис  представляет собой переходный  период от одного этапа детского  развития к другому. В критические  периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Выделяют  следующие возрастные кризисы  детей:

• кризис первого  года (переход от младенчества к  раннему детству);

• кризис “трех  лет” (переход от раннего детства  к дошкольному возрасту);

• кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

• кризис полового созревания (переход от младшего школьного  к подростковому возрасту — 12—14 лет);

• подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин). 

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"