Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит овтеты на вопросы по "Конфликтологии"

Работа содержит 1 файл

шпора по конфлитологии.doc

— 187.00 Кб (Скачать)
  1. История возникновения науки  о конфликте.
   Конфликтология  — наука о закономерностях  возникновения, развития и завершения конфликтов, а также об управлении ими. Количественный анализ более 2500 отечественных  публикаций по проблеме конфликта позволил выделить в истории российской конфликтологии три периода.

   I период  — до 1924 г. Зарождаются и развиваются  практические и научные знания  о конфликтах, но как специальный  объект исследования последние  не выделяются. Источниками формирования  конфликтол-ких идей в этот период выступают научные воззрения на конфликт, развиваемые в рамках философии, психологии, социологии, других гуманитарных наук; а также практические знания о конфликтах, отражение конфликтов в искусстве, религиях и в конце периода в средствах массовой информации.

   II период  — 1924—1992 гг. Конфликт начинает  изучаться как самостоятельное  явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а концу  периода одиннадцати наук. Междисциплинарных  работ практически нет. Он включает 4 этапа: 1924—1935 гг.; 19351949 гг.; 19491973 гг.; 19731992 гг.

   III период  — 1992 г. — н. в. Конфликтология  выделяется в самостоятельную  науку как междисциплинарная  область 11 отраслей знаний, на  основе системного подхода разрабатывается  общая теория конфликта. 

   
  1. Объект, предмет и основные понятия о конфл-ии
 Конфликт –  многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры  входят в определение понятия  «конфликт», зависит предмет научной  дисциплины, изучающей конфликты  и связанные с ними явления.

 Конфликт  в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

 Столкновение  субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.

 Объектом  конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

 1) социальные;

 2) внутриличностные;

 3) зооконфликты.

 Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так  как они напрямую связаны с  другими конфликтами (внутриличностный, межличностный). Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления вконфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека – внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме. Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии. Важно понимать, что столь широко заявленный объект конфликтологии не может быть полностью исчерпан в рамках одной научной дисциплины.

 Предмет конфликтологии – совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта. Предмет данной научной дисциплины – это идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтологию интересует теория, понятийный аппарат категории конфликта и конфликтного взаимодействия. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  1. Понятия конфликта и условия  его возникновения.
   Конфликт  – это столкновение несовместимых  взглядов, интересов, противоборство взаимосвязанных, но и преследующих свои разные, часто  противоположные цели 2 и более сторон.

   Условия возникновения:

   -наличие  ситуации, воспринимаемой участниками  как конфликтной

   -значимость  ситуации для участников конфликта

   -неделимость  объекта конфликта

   -наличие  угрозы одного из оппонентов  достижению целей одного другим участником

   -желание  участников продолжить конфликт  для достижения своих целей

 Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции  сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т. д.

 Конфликтная ситуация является основой конфликта. Обязательными факторами любого конфликта являются:

 - субъекты  конфликта;

 - объект  конфликта;

 - предмет  конфликта.

 Субъекты  конфликта - участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно.

 Объект  конфликта - конкретная материальная, социальная или духовная ценность, на которую претендует каждая из конфликтующих сторон.

   Предмет конфликта - объективно существующая или  воображаемая проблема, противоречие, являющееся причиной спора. 

   
  1. Основные  элементы конфликтного взаимодействия.
 Необходимыми  и достаточными условиями возникновения  конфликта являются наличие у  субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов  или суждений, а также состояние противоборства между ними.

 Определение основных структурных  элементов конфликта

 Стороны конфликта – это субъекты социального  взаимодействия, находящиеся в состоянии  конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. 

 Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. 

 Образ конфликтной ситуации – это отображение  предмета конфликта в сознании субъектов  конфликтного взаимодействия. 

 Мотивы  конфликта – это внутренние побудительные  силы, подталкивающие субъектов социального  взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). 

 Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу  в ходе конфликта или в переговорном процессе.

 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

 Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность.

 Основные  элементы конфликтного взаимодействия:

 1) объект конфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.

 Неверное  понимание объекта конфликта  или его подмена усугубляют конфликтную  ситуацию. Конфликт имеет причину  и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.

 Человек будет стремиться удовлетворить  эту потребность через ценности. Ценность – это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;

 2) предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;

 3) участники конфликта – это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:

 – отдельная личность;

 – социальная группа;

 – организация;

 – государство.

 Выделяют  основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица – независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта;

 4) социальнопсихологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.

 Характер  конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения:

 1) представление о самих себе;

 2) восприятие других участников конфликтной ситуации;

 3) понимание образа внешней среды. 
 
 
 

   
  1. Стадии  возникновения конфликтов.
Конфликт развивается  по следующим стадиям:

1.конструктивной

- возникновения  разноглассования интересов;

- обсуждения  разноглассования интересов;

2. игнорирования:

- сглаживания;

- игнорирования;

- уклонения;

3. деструктивной:

- предупреждающих ударов;

- болевых ударов;

- поражающих  ударов.

На первой стадии развития конфликт не выходит за рамки  конфликтной ситуации и является легко разрешимым, так как партнеры относятся друг к другу конструктивно, ориентируясь на сотрудничество

На второй стадии конфликт уже становится запущенным. Конструктивное отношение сменяется нейтральным – действующие лица стараются не замечать друг друга.

На третьей  стадии конфликт уже переходит в  войну. Партнерские отношения друг к другу сменяются на враждебные. Конфликт на этой стадии является уже трудно разрешимым.

Важно отметить, что на первых стадиях конфликт является следствием рассогласованности интересов: конфликт исчезнет сразу, как только интересы окажутся согласованными. Третья стадия конфликта является уже самодостаточной. Конфликт будет продолжаться до полной победы («уничтожения» или «капитуляции» противника), даже при исчезновении точек рассогласования.

При переходе от стадии на стадию меняется отношение  друг к другу, их девиз и логика.

  1. Причины (источники) конфликтов.
Причины конфликтов – важный компонент в вопросе  урегулирования любого конфликта. Причины  возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации  конфликта. Природа причин может  иметь объективный или субъективный характер.

Определяют четыре основных группы причин.

1. Объективные причины.

2. Структурно-управленческие, или организационные.

3. Социально-психологические факторы.

4. Субъективные причины.

Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни – примеры объективных факторов возникновения конфликта. Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Все отношения индивида в обществе обусловлены его психологическими и социальными установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты в межличностных взаимодействиях, – социально-психологические факторы .

В межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин. Субъективные  причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость

  1. Типология конфликтов.
Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как: 1) стороны конфликтов,

2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт, 3) направленность конфликта, 4) временные параметры конфликта, 5) результативность конфликтов.

В зависимости  от сторон конфликты делятся:

• на внутриличностные, • межличностные, • между личностью и группой, • межгрупповые, • международные.

В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:

• материальные, • статусно – ролевые,  • духовные.

По направленности конфликты подразделяются на:

• горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;

• вертикальные — между подчиненными и начальством.

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

• кратковременные,

• быстротечные,

• длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.

И наконец, по критерию результативности конфликты делятся на два типа:

• конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации;

• деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации.

  1. Понятие внутриличностного  конфликта.
Внутриличностный  или психический конфликт является первичным и вызван противоречием  между бессознательным и сознанием  личности.

Отечественные конфликтологи А. Анцупов и А. Шипилов выделили 6 основных видов внутриличностного конфликта:

– нравственный конфликт (конфликт между «хочу» и «надо»);

– мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»);

– ролевой конфликт (между «надо» и «надо»);

– конфликт нереализованного желания («хочу» – «могу»);

– адаптационный конфликт («надо» – «могу»);

– конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).

Носитель внутриличностного  конфликта — отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями “Оно” и “Сверх-Я” (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями). 
 
 

  1. Основная  характеристика межличностного, межгруппового, межгосударственного  и конфликта между  личностью и группой.
Межличностный конфликт – Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.

Конфликт  между личностью  и группой 

Этот тип конфликта  имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему  отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает.

Межгрупповой  конфликт

Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Межгосударственный  конфликт

Сторонами этого  типа конфликтов выступают отдельные  государства или группы государств. Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях — опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами. 

  1. Основные  психологические  доминанты поведения  личности.
Конфликты, обусловленные  психологическими доминантами поведения личности, то есть ее ценностными ориентациями, целями, мотивами, интересами и потребностями, могут быть самыми разнообразными по своему объекту. Здесь все зависит от того, какой смысл и значение придает личность тому или иному объекту, проявляет ли данный конкретный человек интерес к этому объекту и выступает ли он для него в качестве потребности. Как говорил древнегреческий философ Гераклит, “ослы солому предпочли бы золоту”. Так и у людей, ценностные характеристики всегда относительны. Одни гибнут за металл, другие — за идею. Для одних справедливы принципы либерализма, для других — консерватизма и т. д. 

Это расхождение  личностных смыслов и значений является одной из основных причин конфликтов и определяет линию поведения  в конфликте, его стратегию и тактику. Так, если один из субъектов не особенно заинтересован в объекте конфликта, то скорее всего он выберет тактику избегания или уклонения. Другими словами, он просто пройдет мимо и не будет ввязываться в конфликт. В лучшем случае он может проявить великодушие и уступить предмет спора другим. Если, например, человек состоятельный, а премия, которая является предметом спора, незначительна, то он не будет ввязываться из-за нее в конфликт. Если же все обстоит наоборот, то и линия поведения, очевидно, будет избрана совершенно противоположная. Здесь уже необходима тактика конкуренции. 

  1. Особенности поведения людей  конфликте.
Другой немаловажной причиной конфликта может быть несовпадение характеров индивидов. Не только семейные конфликты и разводы часто  возникают потому, что люди “не сошлись характерами”. Эта весьма распространенная причина в самых различных сферах человеческой деятельности. Особенно следует ее учитывать в группах, находящихся в длительном, локальном и постоянном общении. Не случайно люди, которым предстоит работать в таких условиях, проходят испытание на психологическую совместимость. На самом деле, если, например, холерика и меланхолика, которым присуща эмоциональная нестабильность, отправить на длительное время в космос на одном космическом корабле, то конфликта им не избежать. И чем более длительное время они будут ему сопротивляться, тем напряженнее и драматичнее конфликт будет протекать, когда разразится 
 
 
 
  1. Проявления  акцентуаций характера  в конфликте.
.Особо важную  роль в возникновении конфликта имеют акцентуации характера, то есть чрезмерная выраженность его отдельных черт у акцентуированных личностей. Эти люди испытывают особую трудность в общении, ибо имеют “нетипичные” черты характера, некоторые из них носят конфликтную направленность. Например, “застревающему” типу акцентуации свойственны такие черты, как чрезмерная стойкость отрицательных аффектов, повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стремление доминировать, неприятие мнения других и как следствие — высокая конфликтность. 

Различия в  таких типах личностей, как “художник” и “мыслитель” также могут  оказывать влияние на возникновение  конфликта из-за их различного восприятия действительности и оценки явлений. “Художник” — более общителен, у него преобладают образное мышление и эмоциональное отношение к реальности. “Мыслитель” же будет считать, что эмоции в разговоре или переговорах только мешают делу. При обсуждении какой-либо проблемы “мыслитель” будет требовать доказательств, аргументов и фактов, тогда как для “художника” может быть будет достаточно яркой, образной, эмоциональной речи. 
 
 
 

 

 

  1. Установки личности как элемент  конфликта.
На основании  установок личности немецкий психолог и философ Эдуард Шпрангер выделил 6 идеальных типов людей
    1. Теоретический человек процесс его деятельности является самоцелью. Он знает одну страсть – страсть к проблеме, к поиску истины. Его переживания оторваны от реальной жизни. Этот чел живет как бы вне реального времени и пространства. Ему нужно внести во всё систему и логику.
    2. Экономический чел. Во всем ищет пользу, на первое место ставит выгоду, полезность.
    3. Эстетический человек –это эстетически переживающие люди, для них главным является красота души и мир фантазий, а непосредственной соприкосновение с миром для них всегда болезненно.
    4. Социальный чел полностью обращен к чужой жизни и чувствует себя в другом живет ради других.
    5. Политический человек ведущая жизненная установка является власть как способность и стремление делать собственные ценностные ориентации ведущим мотивам друих людей. Главная сторона жизни – самоутверждение через обладание властью
    6. Религиозный человек это чел чья духовная структура целеком направлена на достижение высшего переживания религиозных ценностей
  • Неадекватные оценки и восприятия людей.
  • Значительную  роль в возникновении и развитии конфликтов играют неадекватные представленная, оценки и самооценки. Особенно часто они служат причиной конфликтного поведения в деловом общении, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или применить тактику избегания. Примером такого конфликта может служить ситуация, когда подчиненные полагают, что имеют право на выражение своих взглядов и мнений по тому или иному вопросу, а между тем руководитель считает, что они должны беспрекословно выполнять его распоряжения.

    1 Весьма важной причиной конфликта в рассматриваемом контексте является разрыв между ожидаемым и реальным результатом

    2 Весьма распространенной  причиной разнообразных конфликтов  могут стать и неправильные  оценки подчиненных.

    3 Причиной конфликта  может быть не только неадекватная оценка индивида со стороны других людей, но и неадекватная самооценка, являющаяся важным регулятором поведения личности.

    1. Стили поведения и типы «трудных людей» (Р.М.Брэмсон)
    Различия в  манерах поведения могут также  стать причиной конфликта, ибо уменьшают степень взаимопонимания между людьми и затрудняют их сотрудничество. Особо это относится к людям, которые принадлежат к категории трудных в общении. Например, такой тип трудных в общении людей, как “паровой каток”. Можно предположить, что этот грубый и бесцеремонный человек, думающий, что все вокруг должны уступать ему дорогу, и не считающийся с другими мнениями, будет постоянно вступать в конфликт с окружающими.  Не меньшую опасность представляет и другой тип — “взрывной человек”. Этот человек не является злым по своей природе. Он взрывается, как ребенок, у которого вдруг стало плохое настроение. Поэтому от него всегда можно ждать неприятностей. Много неприятностей в общении можно ожидать и от такого типа трудных людей, как “молчун” (“тихоня”). Эти люди также представляют потенциальную опасность с точки зрения возникновения конфликта, ибо причины их скрытности посторонним не известны Большую опасность представляет и такой тип, как “сверхпокладистый”. Такие люди могут не создавать проблем в чисто человеческих отношениях, ибо они всегда и всем уступят и пообещают помочь в любом деле. Но как только доходит до выполнения обещания, они могут создать вам трудности, ибо их слова часто расходятся с делом.. Основная проблема “сверхпокладистых” людей состоит в том, что они никому не могут отказать в их просьбах, а на выполнение всех обещаний у них не хватает ни сил, ни времени. Отсюда у этих людей проистекают не только межличностные, но и внутриличностные конфликты. 
     
    1. Этические нормы.
    Различия в этических ценностях людей также могут стать причиной конфликта, Это происходит, когда нравственные нормы поведения одних вступают в противоречие с нормами других. Несовместимость моральных принципов встречается в различных сферах жизнедеятельности людей и разного рода конфликтах.

    Но наиболее актуально эта проблема проявляется  сегодня в сфере бизнеса и  деловых отношениях. Основное противоречие между этическими нормами людей  бизнеса обусловлено их отношением к фундаментальной этической  проблеме: следует ли соблюдать этические нормы в бизнесе или нет. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанной проблеме существуют две основные точки зрения.

    1 Первая точка  зрения представлена теми, кто  считает себя прагматиками. Они  полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, “делать как можно больше денег”, всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.

    2 Другая позиция,  касающаяся противоречия между  этическими нормами в сфере  бизнеса, состоит в том, что  соблюдение этических норм в  деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самим собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

     

     

    1. Динамика  конфликта. Предконфликтная  ситуация.
    Общество, как  и отдельный человек, находится  в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, представляющий собой процесс, состоящий из определенных этапов. Динамика конфликта — это и есть процесс его изменения.

    Всякий конфликт в собственном смысле слова может  быть представлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.

    Таким образом, общая схема динамики конфликта  складывается из следующих периодов:

    1) предконфликтная  ситуация (латентный период);

    2) открытый конфликт (собственно конфликт):   -инцидент (начало конфликта),   -эскалация (развитие) конфликта,

    завершение конфликта;

    3) послеконфликтный  период.

    Предконфликтная ситуация — это возможность, а  не действительность конфликта, который  не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта.

    В предконфликтной  ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов.

    1. Характеристика открытого конфликта.
    Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию, стороны которого превращаются с этих пор в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.  На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. В ход пускаются не только “дозволенные”, общепринятые, но и “грязные” средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как “противником”, “врагом”.

    На стадии открытого  конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.

    Однако и внутри этого — открытого периода  можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфл-гии обозначаются как: 1) инцидент, 2) эскалация и 3) завершение конфликта.

    1. Особенности завершения конфликта.
    Это последний  этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что “так больше жить нельзя”. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

    На этой стадии развития противоборства возможны самые  различные ситуации, которые побуждают  обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

    -явное ослабление  одной или обеих сторон или  исчерпание их ресурсов, не позволяющее  вести дальнейшее противоборство;

    -очевидная бесперспективность  продолжения конфликта и ее  осознание его участниками.

    -обнаружившееся  преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить -появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.

    По своему характеру  завершение конфликта может быть:

    1) с точки зрения реализации целей противоборства:

    победоносным,  компромиссным,   пораженческим;

    2) с точки  зрения формы разрешения конфликта:

    мирным,   насильственным;  

    3) с точки  зрения функций конфликта:

    конструктивным,   деструктивным;

    4) с точки  зрения эффективности и полноты разрешения:

    полностью и  коренным образом завершенным,

    отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

    1. Теории внутриличностного конфликта.
    Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано с  именем З Фрейда (1856 — 1939),. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием..

    Большой вклад  в изучение проблемы внутриличностного  конфликта внес немецкий психолог Курт Левин, который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. 1) чел находится м/д 2 положительными силами прибл. равной величины,2) чел находится м/д 2 отрицательными силами прибл. равной величины, 3)на чел одновременно действуют 2 ранонаправленные силы

    Теория А,Н, Леонтьева. Согласно его теории содержание и сущность конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Любой чел даже имеющий ведущий мотив поведение и основную цель в жизни не может жить одной какой-то целью или мотивом. Противоречивое взаимодействие этих мотивов в личности и образует внутренний конфликт

    Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления — американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является “Я-концепция” — представление личности о самой себе

    Широкую известность  получила концепция внутриличностного  конфликта Абрахама Маслоу (1908—1968). Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:  физиологические потребности;2) потребность в безопасности;3) потребность в любви;4) потребность в уважении;5) потребность в самоактуализации

    Теория В. Франкла   Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским Виктором Франклом (р. 1905), создавшим новое направление в психотерапии — логотерапию По его определению, логотерапия “занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла”.

     

    1. Типы  внутриличностного  конфликта и их характеристика (Роббер, Тильман).
      1. Конфликт потребности. Наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям Иногда  мы хотим одновременно противоположных вещей и поэтому не можем действовать
      2. Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принуждением. Не зависимо то того уступим мы или нет этой потребности ситуация становиться конфликтной.
      3. Конфликт социальных норм. Человек испытывает равнозначное давление 2 противоположных социальных норм.
     
     
    1. Классификация внутриличностных конфликтов на основе ценностно-мотивационной сферы личности (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов).
    В зависимости  от того, какие стороны внутреннего  мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды:

    1 Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями  2 Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями  3 Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и действительностью.  4 Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли.  5 Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле — как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека

    6 Конфликт неадекватной  самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей.  7 Невротический конфликт — результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности. 8. Когнитивный (знания) конфликт – столкновение несовместимых представлений

    1. Виды причин внутриличностного конфликта. Внутренние причины.
    При более конкретном рассмотрении причин вн-го конфликта их можно разделить на три вида:

    1) внутренние  причины, противоречия самой личности;

    2) внешние причины,  положение личности в соц-ной группе;

    3) внешние причины,  обусловленные положением личности  в обществе.

    Внутренние причины  вн-го конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

    противоречие  между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный конфликт, возникающий на этой основе, классически описан 3. Фрейдом;

    противоречие  мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);

    противоречие  социальных ролей (и па производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);

    противоречие  социальных ценностей и норм: как  соединить христианскую ценность “не  убий” и долг защиты отечества  на поле боя.

    1. Внешние причины внутриличностного конфликта.
    Внешние причины  вн-го конфликта могут быть обусловлены: 1)положением личности в группе, 2) положением личности в организации, 3) положением личности в обществе.

    Внешние причины  вн-го конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными.

    выделяются в  этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих вн-ый конфликт:

    1) физические  преграды, препятствующие удовлетворению  наших основных потребностей  2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности 3) биологические ограничения 4) социальные условия (главный источник наибольшего числа наших вн-ных конфликтов).  

    2 На уровне  организации внешние причины,  вызывающие вн-ный конфликт 1) противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации 2) противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания 3) противоречие между двумя взаимоискл-ми требованиями или заданиями   6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению 7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности.

    3 Внешние причины вн-го конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

     

    1. Последствия внутриличностного  конфликта.
    Внутриличностный  конфликт по своим последствиям может  быть как конструктивным, так и  деструктивным Первый имеет своим  результатом положительные последствия, второй — отрицательные.

    1 В общем плане  можно выделить следующие отрицательные  последствия вн-го конфликта, касающиеся состояния самой личности:

    -прекращение развития личности, начало деградации;

    -психическая и физиологическая дезорганизация личности;

    -снижение активности и эффективности деятельности;

    -состояние сомнения, психической подавленности, -появление агрессии

    2 Отрицательные  последствия вн-го конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в группе — в семье, школе, вузе, организации и т.д.

    -неожиданное обособление личности в группе, молчание, -отсутствие увлеченности, -повышенная чувствительность к критике; -пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;

    девиантное поведение и неадекватная реакция на поведение других;  неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство;

    -жесткий формализм — буквоедство, -формальная вежливость, слежение за другими;  -поиск виноватых — обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.

    3 Если внутриличностный  конфликт вовремя не разрешается,  то он может привести к более  тяжелым последствиям, наиболее  сильные из которых стресс, фрустрация  и невроз.

    1. Невроз как последствие внутриличностного конфликта. Основные формы невроза.
    Невротический конфликт как высшая стадия развития внутриличностного  конфликта может возникнуть в  любом возрасте.

    Выделяют три  основные формы клинических неврозов:

    1) неврастения.  Основные ее симптомы: повышенная раздражительность, слезливость, неустойчивость эмоций и настроения, которое часто является пониженным, депрессия. В некоторых случаях появляются тревога и страх, расстройство сна, различные нарушения вегетативной нервной системы;

    2) истерия. Истерические формы невроза весьма разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания. Наиболее частые из них: двигательные расстройства, параличи, нарушение координации движений, расстройства речи и т.д. Чаще всего они возникают у лиц с большой внушаемостью и самовнушаемостью;

    3) невроз навязчивых  состояний. Помимо общеневротических  симптомов этот невроз характеризуется  появлением после тяжелой психотравмы  различных по содержанию навязчивостей,  особенно часто в виде фобий  — навязчивых неадекватных переживаний страхов

    1. Способы и условия предупреждения внутриличностного  конфликта.
    Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе “Познай  самого себя”

    2 Следующий шаг  — выявление талантов и сильных  сторон своей личности.

    3 Выявление своих  ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей.

    Адекватно оценивайте себя

    Сформулируете смыслообразующие жизненные ценности

    Используйте свой жизненный опыт

    Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех

    Будьте принципиальны

    Будьте уверены  в себе

    Соблюдайте этические  нормы и правила общения 
     

    1. Разрешение  внутриличностного  конфликта.
    Разрешение (или  преодоление) вну-го конфликта — это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.

    Типичные принципы и способы разрешения вн. конфликтов

    1 Адекватно оцените  ситуацию. Возьмите ее под контроль,

    2 Осознайте экзистенциальный смысл конфликта.

    3 Локализуйте  причину конфликта. Выявите самую  сущность его, отбросив все  второстепенные моменты и сопутствующие  обстоятельства.

    4 Проявите смелость  в анализе причин вн-го конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза,

    5 “Выпустите пар”. Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения. так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку.

    6 Прибегните  к расслабляющему тренингу.

    7 Измените условия  и / или стиль своей работы.

    8 Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний, Может быть, ваши способности и/или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам.

    9 Умейте прощать.  Причем не только других, но  и себя.

    10 Плачьте на  здоровье. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение.

    Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"