Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 82.27 Кб (Скачать)

Билет 2

Менеджмент  в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.  
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:  
1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция; 
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;  
3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. 
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. 
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; 
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; 
• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; 
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена; 
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. 
Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". 
Менеджмент как наука. 
Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями. 
Менеджмент - это социально-гуманитарная наука. 
Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает реальною практику приемами и навыками. 
На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, органомика, общественные науки. 
Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор.  
Менеджмент, как аппарат управления или категория людей. 
Людей профессионально занимающихся управлением называют менеджерами, поэтому под термином "менеджмент" подразумевается определенная категория людей и аппарат управления конкретной фирмой. 
Менеджер - это наемный работник, управляющий, специалист по менеджменту. 
Цели и задачи менеджмента: 
Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. 
Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров. 
Цели обладают рядом характеристик: 
конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей; 
ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных; 
достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации; 
взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других. 
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться. 
Установление целей анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление и общих для организации целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей. 
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. 
Классификация целей может осуществляться : 
- по охватываемой сфере (общая, частная цели); 
- значению (главная, промежуточная, второстепенная); 
- количеству переменных (одно- и многоальтернативная); 
- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат). 
Типичные результативно-хозяйственные цели: 
- стремление к доходу; 
- стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи); 
- стремление к увеличению оборота; 
- стремление к снижению расходов. 
Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели. 
Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. 
Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. 
Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея). 
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. 
Цели и ограничения выполняют следующие задачи: 
- функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым); 
- инструмент управления (руководящие требования); 
- критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив); 
- инструмент координации; 
- инструмент контроля;
 

Билет 3 

Билет 4 

 В России сейчас происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает быть заложницей политики, и идеологические догмы - руководством к действию. Толчком для создания этих условий стала перестройка.

Писатель  Ю. Бондарев образно сравнил перестройку, которую начал М. С. Горбачев в 1986 г., с экипажем самолета, покинувшим прежний аэродром, не имея представления, где и когда он должен совершить  посадку. Суть перестройки, так же, как  и время, в течение которого она  должна быть произведена, толком не знал даже ее инициатор, так как всякий раз Горбачев давал ей разные характеристики. Все мероприятия, связанные с  изменениями в управлении обществом, он называл перестройкой. Что же касается управления экономикой, то здесь  он начал свою "перестройку" с  шумной политической кампании, получившей краткое название "ускорение" и по существу направленной на повышение  темпов социально-экономического развития СССР.

В советской  экономике это была уже третья подобная реформа, хотя и назывались они по-разному. Первая, начатая Хрущевым после смерти Сталина, имела название "период развернутого строительства  коммунистического общества". Второе "ускорение" было предпринято  Брежневым и Косыгиным. В постановлении, принятом в 1965 г. в связи с началом  экономической реформы, записано, что  вся система планирования, руководства  производством и материального  поощрения должна быть направлена на обеспечение высоких темпов развития общественного производства и его  эффективности . Брежневский период "ускорения" был назван "этапом развитого социализма". Суть реформы 1965 г., так же, как и хрущевской семилетки, сводилась к повышению темпов роста экономики. Хрущеву, как и Брежневу с Косыгиным в первые годы их правления, удалось в разной мере повысить темпы роста экономики и добиться определенного улучшения материального и культурного уровня народа. Однако постепенно все возвращалось "на круги своя", и жизненный уровень населения оказывался ниже прежнего.

Третья  попытка "ускорения", предпринятая Горбачевым, была составной частью его перестройки и оказалась  самой кратковременной. Горбачеву  не удалось даже остановить неуклонное ухудшение социально-экономического положения, а экономический кризис в эпоху его перестройки еще  больше обострился. Все это, как известно, завершилось развалом народного  хозяйства СССР и ликвидацией  советской политической системы. Как  ни парадоксально, роковую роль в  этом событии сыграла погоня за высокими темпами роста советской экономики.

Импульсом ускорения рыночных преобразований в России, как и в других бывших республиках Советского Союза, послужил августовский путч 1991 г. Последовавшая  после него цепная реакция объявлений республиками независимости и   первенства   республиканских   законов   над   союзными   была   фактической ликвидацией единой системы управления народным хозяйством СССР. Формальным актом подтверждения этого явилось соглашение "О создании Содружества Независимых Государств" (СНГ), которое подписали 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще главы трех республик - России, Украины и Белоруссии. В нем зафиксировано, что "СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование".2

21 декабря  1991 г. к СНГ присоединились  Азербайджанская Республика, Республика  Армения, Республика Казахстан,  Республика Кыргызстан, Республика  Молдова, Республика Таджикистан,  Туркменистан и Республика Узбекистан. Руководители 11 бывших республик  СССР подписали алма-атинскую  Декларацию, которая подтверждала, что с образованием СНГ "Союз  Советских Социалистических Республик  прекращает свое существование.  Государства — участники Содружества  гарантируют в соответствии со  своими конституционными процедурами  выполнение межгосударственных  обязательств, вытекающих из договоров  и соглашений бывшего Союза  ССР".Все это послужило основанием для ликвидации союзных органов управления народным хозяйством -Г осплана, Госснаба, Госкомитета по науке, министерств и других ведомств.

Новый этап углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России был  объявлен на V съезде народных депутатов  РСФСР, состоявшемся в октябре-ноябре 1991 г. Б. Н. Ельцин выступил на съезде с  Обращением к депутатам и к  народу, в котором, в частности, говорилось о наличии уникальной возможности  за несколько месяцев стабилизировать  экономическое положение в стране и начать процесс оздоровления. Реальные результаты, по его убеждению, должны быть получены уже к осени 1992 г. Он предложил систему мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования. Съезд одобрил предложенную программу и удовлетворил просьбу Ельцина о предоставлении ему чрезвычайных полномочий сроком на 1 год, в течение которого он обещал "стабилизировать экономическое положение".

Для реализации одобренной съездом программы было образовано правительство, которое  возглавил президент. Новое правительство  активизировало процесс образования  новых рыночных структур управления. В частности, был создан Государственный  комитет РСФСР по управлению государственным  имуществом.

Одновременно  правительство утвердило Положение  о порядке перехода в юрисдикцию государственного управления Р СФСР пр едприятий и организаций союзного значения, расположенных на территории России.

В процессе создания рыночной среды многие отраслевые министерства были преобразованы в  различные корпорации и холдинги. Так, на базе объединений, предприятий  и организаций Министерства лесной промышленности СССР была образована Российская государственная корпорация по производству лесобумажной продукции ("Российские промышленники").

Коренным  поворотом в переходе от планового  управления экономикой к рыночному  регулированию является либерализация цен со 2 января 1992г., получившая название "шоковая терапия". В связи с ее введением заместитель главы правительства по вопросам осуществления экономической реформы Е. Т. Гайдар заявил: "За первые 3 месяца мы ожидаем 3-кратного повышения цен. К марту-апрелю должно наступить замедление темпов роста цен до 10-12 %, но к концу года темпы роста цен замедлятся до нескольких процентов. Курс рубля стабилизируется. Общее падение производства за год не превысит 10-12 %".1

За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры, которые и ныне служат базой для рыночных отношений (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных  типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба деятельности. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осуществляется перераспределение земель.

Активное  создание инфраструктуры для рыночного  регулирования по ряду объективных  и субъективных причин вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения населения страны. Вместо обещанной стабилизации экономики  к осени 1992 г. и 2-3-кратного повышения  цен спад производства составил почти 20 %, а цены на предметы первой необходимости  выросли от 60 до 250 раз. В среднем  потребительские цены на товары и  услуги выросли в 13 раз, а денежные доходы населения - в 5,7 раза.2

Поэтому на VII съезде народных депутатов в  декабре 1992 г. состоялась острая полемика, вызванная проводимой экономической  политикой. На смену Гайдару пришел В. С. Черномырдин, которому досталось  весьма сложное наследство. Как выходить из возникшего глубокого кризиса? Продолжать шоковую терапию, которая порождает пороки дикого капитализма - хаос, анархию, безработицу и обнищание, - или вводить государственное регулирование и контроль над экономическими процессами? Такая дилемма стояла перед Черномырдиным и возглавляемым им правительством. После некоторых колебаний Черномырдин продолжил курс "шоковой терапии", что привело к дальнейшему спаду производства и ухудшению социального положения населения.

А ведь в начале века в России была похожая  ситуация: хаос, беззаконие (в 1905-1906 гг. в России было разграблено и сожжено  более 16 тыс. барских усадеб), коррупция, взяточничество и другие дестабилизирующие  явления, поразившие в ту пору российское общество. П. А. Столыпин, назначенный  в апреле 1906 г. после отставки Совета министров во главе с С.Ю. Витте  министром внутренних дел, а с  июля этого же года начавший совмещать  этот пост с должностью премьер-министра России, совершенно по-иному определил  суть своей деятельности: "Сначала  успокоение, а потом реформы".

Столыпин  был убежденным противником революционных  крутых мер, которые, по его мнению, не будут способствовать развитию экономики  и повышению качества жизни народа. "Противникам государственности, - писал он, -х отелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия".Столыпин являлся сторонником продуманной и целеустремленной деятельности правительства и общества в целом.

А великих  потрясений в жизни сегодняшней  России предостаточно.

В течение 1993 г. неуклонно усиливаются и  обостряются противоречия между  исполнительной и законодательной  властью в России. Финалом этого  процесса были известные события  октября 1993 г. (обстрел Дома правительства, где находились члены Верховного Совета).

Принятие  в декабре 1993 г. новой Конституции  заложило основы для президентского правления в России.

Принципиальное  значение вносит Конституция и в  основы управления в регионах: местное  самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций.

В 1994 г. Президент подписал 2 пакета, состоящие  из 6 указов каждый. Все они были направлены на ускорение и углубление рыночных преобразований в России, создание более благоприятных условий  для конкуренции и являются одним  из базовых "китов" рыночных отношений. Наиболее важными указами были следующие:

"О  некоторых мерах по обеспечению  государственного управления экономикой";

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"