Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:30, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Роль управления в развитии экономики, предпринимательства и общества
Билет 2. Наука управления. Предмет ее изучения и отличительные признаки научного управления
Билет 3. Понятие об управлении, о процессе и системе управления
....
Билет 14. Ситуационный подход в практике управления

Работа содержит 1 файл

Exam 1.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

Точности ради, следует  отметить, что к рассматриваемому определению дано примечание. Оно  напоминает, что система менеджмента  организации может включать различные  системы менеджмента, такие, как  система менеджмента качества, система  менеджмента в финансовой сфере или система экологического менеджмента.

 

Достижение целей компании

Рис. 1. Интегрированная  система менеджмента организации

 

В книге «Задачи менеджмента  в XXI веке» Питер Ф. Друкер подчеркивает: «Результаты деятельности любой организации существуют за ее пределами, во внешней среде... Менеджмент же существует ради результатов, которых организация достигает во внешней среде... В сферу внимания и ответственности менеджмента входит все, что каким-либо образом оказывает влияние на производительность организации и результативность ее деятельности — внутри организации или за ее пределами». Такое расширение понимания ответственности П. Ф. Друкер называет новой парадигмой менеджмента. Но именно тенденции изменения внешней среды, влияющие на эффективность и результативность организации, закономерно обусловливают постепенную интеграцию систем менеджмента организаций. Изменчивость и многообразие внешней среды, усиление влияния заинтересованных сторон, которые прежде воспринимались как незначимые, второстепенные, и, наконец, стремительное нарастание интенсивности информационного взаимодействия налагают новые ограничения, но одновременно открывают и новые возможности развития бизнеса.

В целом внешние  факторы, влияющие на организацию (как правило, находящиеся вне пределов контроля или влияния менеджеров), принято подразделять на две группы:

- потребители, конкуренты, поставщики материалов и капитала, трудовые ресурсы общества, профсоюзы,  законы и службы государственного  регулирования (среда прямого воздействия);

- экономические, научно-технические,  политические, международные, социально-культурные  факторы, состояние природной  среды, отношение с местным  населением (среда косвенного воздействия).

 

Современный менеджмент можно рассматривать в трёх аспектах:

  • Как сочетание науки и искусства управления
  • Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений.
  • Как аппарат управления деятельностью организации.

 

Современный менеджмент основывается на следующих аксиомах:

  • Управление - сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь
  • В любой организации сотрудник это, прежде всего, личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь - инструмент для обеспечения или извлечения прибыли
  • Управляемый объект находится в чрезвычайно изменчивой и подвижной внешней среде, для которой характерно многообразие и интеграция

 

Особенностью  современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

      Руководство  совместной деятельностью людей  состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой - самоуправления группы. Все административные, организационные и исполнительские функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным подразделениям. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента - особого вида экономической деятельности.

      Таким образом, менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

 

  По признаку объекта различают  общий и функциональный менеджмент.

 Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев (профит - центров).

 Функциональный  или специальный менеджмент заключается в управлении определёнными сферами деятельности организации или её звеньев, например, управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.

Инновационный менеджмент - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

 

По  признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, её предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический  менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Билет 7. Основные подходы  к менеджменту и основная задача менеджмента

Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления.

При этом менеджмент (в прикладном значении термина) понимается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией».

Одной из главных  задач менеджмента является определение целей деятельности организации. Цели в организации - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив при совместной работе». Формальные организации определяют цели через процесс планирования.

 

1. Школа научного управления (тейлоризм)

Объектом изучения здесь  являлось непосредственно производство на самом нижнем его уровне - рабочем месте.

Тейлоризм - это совокупность методов организации и нормирования труда, управления производственными  процессами, подбора, расстановки работников, оплаты их труда в целях сокращения нерациональности расходования ресурсов, роста производительности труда. Аналитический метод нормирования труда основан на непосредственном измерении затрат времени на выполнение определенных трудовых операций и видов работ с помощью хронометрических наблюдений. При этом трудовые операции расчленяются на простые действия и приемы (микродвижения). Это позволяет выявлять излишние и бесполезные движения, изучать способы выполнения работ самыми квалифицированными работниками. На этой основе осуществляется:

- отбор самых искусных  и сильных работников;

- их обучение самым  прогрессивным приемам работы;

- установление норм  выработки (уроков) на уровне достижений  этих работников;

- материальное стимулирование  за перевыполнение этих напряженных  плановых заданий;

- регламентированное  чередование работы и отдыха для поддержания высокой работоспособности.

В России широкое развитие получила научная организация труда. Главными достижениями школы научного управления являются:

- научный анализ содержания  работы в целях ее рационализации, обоснование размеров вознаграждения;

- доказательство огромной  значимости организации. Впервые  не более прогрессивное оборудование, не принуждение работника, а научное обоснование организационных приемов работы дало огромный экономический эффект.

 

2. Административная (классическая) школа управления

Ее представители - высшие руководители в крупных организациях.

Главной целью школы  было обоснование универсальных  принципов руководства организации в целом. Основоположник этого направления А. Файоль сформулировал набор таких принципов. К их числу он относил поддержание инициативы и корпоративного духа, обеспечение порядка, справедливости мотивации, а также стабильности рабочего места для персонала. Важными принципами организации, по А. Файолю, являются: разделение труда; сокращение числа целей и концентрация усилий на их достижении; обеспечение единоначалия, единства полномочий и ответственности; оптимизация меры централизации, ориентация иерархии на обеспечение успеха организации.

Представители административной школы управления решали следующие задачи: анализ основных функциональных сфер управления организаций - производство, финансы, маркетинг, а также функций управления; изучение организационных структур, развитие принципа единоначалия, определение нормы управляемости; обоснование наилучших принципов управления.

Рассмотренный подход является более совершенным по сравнению  со школой научного управления, поскольку здесь анализируется организация в целом. Однако, как и их предшественники, представители административной школы недостаточно учитывали социально-психологический аспект управления. Это было обусловлено и сравнительно слабым в тот период развитием психологии. Поэтому суть управления - достижение целей при помощи людей - не получила своего всестороннего рассмотрения.

 

3. Школа человеческих отношений

Социальные факторы, взаимодействия между членами группы могут оказывать более значимое влияние на эффективность работы предприятия, чем усилия его руководства по разработке оптимальной структуры, тщательному изучению функций, нормированию труда и т.д.

Осознание  человеческого  фактора в качестве основного  элемента эффективной организации было обязано  и достижениям в психологии. Школа человеческих отношений дала первый пример эффективного  взаимодействия управления с другими науками, успехи и достижения которых давали мощный стимул развития управления.

Э.Мэйо , А.Маслоу  и  другие исследователи выяснили , что  иногда влияние других членов группы было более сильным, чем распоряжение руководителей или материальные стимулы. Причиной  этого является то, что многообразные потребности людей не всегда удовлетворяются при помощи денег, не сводятся только к продвижению по службе и т.д.

Идеи основоположников школы человеческих отношений нашли  свое развитие в работах представителей поведенческого подхода. Основные усилия исследователей здесь были направлены на обоснование оптимальных межличностных отношений в группах, оказание помощи работникам в осознании их возможностей, в развитии и эффективном использовании этих возможностей, повышение степени удовлетворенности трудом. Была убедительно показана ограниченность предшествующих подходов, в первую очередь - школы научного управления. Работник не обеспечивает автоматически прирост результативности на определенную величину при установленном росте его поощрения. Он сравнивает рост его поощрения с ростом поощрения других работников, оценивает их  и свой трудовой вклад .

Привлекательность  поведенческого подхода - в его конкретности: когда  объектом изучения являются не абстрактные  принципы, а реальный работник в определенной группе, ситуации. Здесь ставятся задачи по оценке потенциала этого работника, оказанию ему помощи в реализации этого потенциала.

Недостатком  этого, а  также ранее рассмотренных подходов является их односторонность, когда рассмотрение управления ограничивается только одним его аспектом.

 

4. Наука управления  и исследование операций

Суть рассматриваемого подхода и его вклада в развитие управления - в переходе от словесного описания организации и процессов ее функционирования к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи, и использование этих моделей при принятии управленческих решений.

  Существует два  класса математических задач  в экономике и, соответственно, два класса математических методов их решения.

1. Построение  и качественный  анализ макромоделей развития хозяйства и его отраслей; схем  прогноза  поведения сложных экономических систем с учетом социальных факторов.

2. Решение задач текущей   хозяйственной практики, необходимых  для принятия управленческих решений: разработка плана производства, графика поставок ресурсов и отгрузки продукции, обоснование использования кредита и др.

  Исторически одной  из первых экономических моделей  макроуровня является таблица Ф. Кенэ (1758 г.). Здесь была представлена количественная взаимосвязь отраслей народного хозяйства. Развитие этих идей привело позднее к созданию в СССР первого в мире баланса народного хозяйства (за 1923/24 гг.). В 30-х годах В.В. Леонтьев применил метод анализа межотраслевых связей с помощью таблиц шахматного типа и аппарата линейной алгебры для исследования структуры американской экономики. Позднее его ученица А. Картер использовала этот метод (он получил название “затраты - выпуск”) для изучения взаимосвязей национальных экономик.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"