Шпаргалка по "Управление персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к 70 вопросам по экзамену курс "Управление персоналом".

Работа содержит 1 файл

70_voprosov_k_ekzamenu_po_distsipline_upravlenie.doc

— 835.00 Кб (Скачать)

Профессиональное  просвещение — это начальная профессиональная подготовка школьников. осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности и т.п.

Профессиональная  информация — система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала, а также с другими вопросами получения профессии и обеспечения занятости.

Профессиональная  консультация — это оказание помощи заинтересованным .людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.

17. Оперативный план работы с персоналом: сущность, исходные данные, содержание.

Оперативный план работы с персоналом — это детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение, цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) признакам план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специально разработанных  анкет получить данные:

• о постоянном составе  сотрудников (имя, отчество, фамилия, место  жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);

• о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных  рабочих и т.д.);

• о текучести кадров;

• о потере времени из-за простоев, по болезни;

• о продолжительности  рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько  смен или ночную смену, продолжительность  отпусков);

• о зарплате рабочих  и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);

• об услугах социального  характера, предоставляемых государством и организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с  законами, тарифными договорами, добровольно). Анкеты следует составлять таким образом, чтобы наряду с производственными целями они могли служить и кадровому планированию.

Информация о персонале  представляет собой совокупность всех оперативных сведений, специально обрабатываемых для кадрового планирования.

18. Отбор работников и его значение для деятельности организации.

Основной задачей при  найме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в количественном и качественном отношении.

При найме на работу проводится собеседование с поступающим, которому задают заранее подготовленные вопросы.

Отбор персонала –  часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или  нескольких кандидатов на вакантную  должность среди общего числа  людей, претендующих ни данную должность. Отбор персонала, как уже отмечалось, осуществляется не только при найме работников, и поэтому в общем случае его следует рассматривать как процесс отбора кого-либо по установленным критериям с использованием определенных методов из общего числа работников, отвечающих этим критериям.

В проведении отбора участвуют  линейные руководители и функциональные службы. Эти службы должны быть укомплектованы профессиональными психологами, чтобы  использовать самые современные  методы.

Непосредственный руководитель, а иногда и более широкий круг руководителей участвуют в отборе на начальном и заключительном этапах. Им принадлежит решающие слово при установлении требований к должности и выборе конкретного работника из числа отобранных кадровой службой.

При отборе на должности  руководителей исходят из необходимости поиска кандидатов, в наибольшей степени отвечающих всем предъявляемым требованиям. Организации сегодня предпринимают серьезные усилия по развитию собственных сотрудников, повышению их квалификации и практической подготовке к воспитанию у них большой ответственности. Однако при этом в организации возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с резервом) считается необходимым замещением должностей руководителей и специалистов проводить на конкурсной основе, т. е. рассмотрением нескольких кандидатур на место, желательно с участием внешних кандидатов.

Отбор кандидатов на вакантную  должность осуществляется из числа  претендентов с помощью оценки деловых  и личностных качеств кандидатов.

В каждом конкретном случае из списка этих качеств выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые  важнее всего для конкурентной должности  и организации, и добавляются  к ним специальные качества, которыми должен обладать претендент на эту  конкретную должность.

Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность.

Большинство нанимателей  отбирают работников, оценивая их по полученному  ими образованию. При равных показателях  работодатели предпочитают большее образование меньшему. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, а критерии образованности должны непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и содержание образования, его соответствие предполагаемой деятельности.

Практический опыт является важнейшим критерием уровня квалификации работника. Поэтому большинство  работодателей отдают предпочтение работникам с опытом. Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Трудовой стаж измеряется различными способами: общим временем работы в данной организации, временем работы на определенной должности и т.д.

Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя  определенных физических качеств, обычно сводящихся к выносливости, силе, здоровью. С этой целью следует выявить  физические и медицинские характеристики преуспевающих работников и использовать эти данные как критерии, но только в том случае, если все или большинство работников им соответствуют.

Одной из важнейших личностных характеристик работника является его социальный статус. Семейный, степенный  работник способен на более высококачественную работу, чем холостяк.

Второй важной личностной характеристикой претендента является его возраст. Любой конкретный критерий отбора работников, основанный на возрасте, должен быть тщательно изучен в отношении  преуспевающих работников, занятых  в организации. Слишком молодые и старые по возрасту работники должны подвергаться тщательному отбору.

Работодатели могут  предпочитать определенные типы личности для выполнения различных работ. Например, предпочитать общительных  людей замкнутыми. Выдающиеся личностные качества особенно необходимы работникам, общающимся с клиентами.

19. Методы отбора.

Каждый работодатель сталкивается с необходимостью разработки плана удовлетворения будущих потребностей предприятия в человеческих ресурсах. Традиционно подбор персонала в организацию осуществляется либо из внутренних источников, либо из внешних.

К внутренним источникам относится продвижение по службе своих работников. Это довольно дешевый  способ, кроме того происходит стимулирование других работников, и морально-психологический климат в коллективе улучшается. Но на предприятие не приходят "новые" люди, а "новые" люди - это новые идеи, внутренний найм имеет меньшие возможности выбора, следовательно, происходит "старение" предприятия.

К внешним источникам относятся: государственные центры занятости, центры переподготовки кадров, центры трудоустройства молодежи, частные кадровые агентства, клиенты организации, поставщики предприятия, случайные претенденты.

Методами отбора претендентов могут быть:

1) Анкетирование. Содержание вопросов анкеты должно предоставлять следующую информацию: индивидуальную (имя, адрес, семейное положение, жилищные условия, возраст); сведения об образовании, карьере, состоянии здоровья, интересах в свободное время; сведения о том, почему кандидат хочет получить эту работу; имена поручителей.

2) Собеседование. За  время собеседования работодатель  должен получить представление  о здоровье, манере поведения,  личных качествах, интеллекте, интересах,  чувстве ответственности, общительности,  о том, как работа влияет на личную жизнь кандидата. Наиболее известная система вопросов для собеседования - "План семи пунктов": физические характеристики; образование и предыдущий опыт работы; общий кругозор и способность схватывать суть проблемы; способность к физическому труду; интересы и хобби; лидерство и чувство ответственности; личные обстоятельства.

3) Тестирование. Позволяют  выявить уровень свойств человека. Существуют следующие виды тестов: мотивационные (то есть, чего человек  хочет от жизни или от желаемой  должности), интеллектуальные (уровень интеллекта, образование), личностные (социальные навыки, особенности поведения, способность к адаптации).

4) Центры оценки. Оценка  кандидатов в процедурах, имитирующих  реальную деятельность. Полученные  в результате данные являются более надежными, так как заключение дается не на основе того, что кандидат сообщил о себе, а на основе эффективности его действий в условиях, максимально приближенных к реальным условиям работы. Оценка осуществляется путем проведения различных упражнений (групповых и индивидуальных), отражающих способность анализировать полученную информацию и принимать управленческие решения, работать с аудиторией, умение высказать и обосновать свое мнение и т.д. Кроме того, анализируются психологические установки и личностные качества кандидата.

5) Резюме. Краткая информация  о кандидате с указанием образования,  специальности (квалификации), профессиональных  достоинств, трудовой биографии,  своих целей в поиске работы.

Выбор того или иного  метода отбора определяется в каждой конкретной ситуации характером вакантной должности, ее важностью для организации, традициями и финансовым состоянием последней, а также квалификацией сотрудников, занятых процессом подбора.

20. Сущность найма на работу, кадровая политика организации.

Сущность найма  персонала Основные этапы найма  персонала. Наем работника является заключительной фазой набора и отбора персонала. В процессе найма происходит окончательное опред. и закрепление предстоящих отношений между работодателем и наемным работником. Оно предполагает строгое соблюдение законов РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных и др. актов, касающихся трудовых отношений.

На этап отборочного  собеседования, происходит обсуждение контракта. Следует помнить, что  обсуждение контракта — это часть процесса найма и происходит оно как до, так и после принятия решения о приеме на работу. Поэтому предложения, сделанные в ходе собеседования, даже в устной форме, являются частью контракта. Наем персонала оформляется в соответствии со ст. 17 КЗоТ.

1.Оформление анкетных  и биографических данных.2.Анализ  рекомендаций и послужного списка.

3. Собеседование.

4.Диагностика проф. пригодности,  включая деловые и личностные  качества. Профессиональная пригодность  — это соответствие работника  по профессиональным качествам требованиям конкретного рабочего места, должностным обязанностям.

5. Медицинский контроль.

6.Анализ результатов  испытаний и вынесение заключения  о профессиональной пригодности.

7. Принятие решения  о найме на работу. Заключительным  этапом оформления отношений является подписание трудового договора (контракта) и издание приказа (распоряжения) для лиц, подписавших трудовой договор (контракт).

Исходный  этап в процессе управления персоналом — набор и отбор кадров. От того, как проведен набор и какие люди отобраны для работы в вашей организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами. Прием на работу – ряд действий, предпринимаемых предприятием для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных предприятием. Отбор персонала – процесс, в котором отбирают из списка заявителей кандидата, или несколько кандидатов, которые наилучшим образом подходят по критериям для вакантного места, принимая во внимание условия окружающей обстановки.

21. Функции менеджеров по управлению персоналом в процессе отбора кадров и критерии отбора.

Менеджер по персоналу  организует профессиональную и социально-психологичекую  адаптацию новых специалистов, организует работу по их закреплению и использованию; по оценке, формированию кадрового резерва,  аттестации персонала, по применению практической психологии в регуляции организационных взаимоотношений, в диагностике социальных ситуаций; разрабатывает и применяет современные методы управления персоналом; управляет личными и деловыми конфликтами и стрессами; участвует в обеспечении психофизиологии, эргономики и эстетики труда; организует работу с увольняющимися работниками.  Одной из самых важных  обязанностей менеджера по персоналу является обучение кадров. На менеджера по персоналу возлагаются следующие функции:

Организация на предприятии  работы с персоналом.

Комплектование предприятия  работниками необходимых профессий.

Организация    обучения   персонала,   повышения   квалификации сотрудников.

Контроль   за   соблюдением   норм  трудового  законодательства Российской Федерации  в работе с персоналом.

Информация о работе Шпаргалка по "Управление персоналом"