Теории лидерства в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности.
Представляется, что внимание к феномену лидерства не случайно и, более того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства 5
1.1 Определение понятия «лидерство» 5
1.2. Лидерство как социально-психологическая категория 9
1.3 История теорий о лидерстве 12
Глава 2. Характеристика теорий о лидерстве 15
2.1 Теория черт и харизматическая концепция лидерства 15
2.2. Бихевиористические теории лидерства 17
2.3 Личностно-ситуационные теории лидерства 21
2.4 Функциональные, синтетические и иные теории лидерства 24
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Сравнительный анализ теорий лидерства.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Под самосознанием Д. Гоулман понимает способность к рефлексии и адекватной оценке индивидом "...характера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. При этом... люди с сильным самосознанием являются реалистами: они не угнетают себя самокритикой, но не питают несбыточных надежд. Как правило, они честны с собой. Более того, они честны с другими в отношении себя — настолько, что даже могут посмеяться над собственными недостатками". Развитое самосознание позволяет лидерам эффективно использовать интуицию, под которой понимается "...способность применять при принятии управленческих решений не только технические знания, но и житейскую мудрость.

 

Заключение

 

Современные теории лидерства в  науке уже охватывают все стороны объективного явления лидерства: личность лидера, социальную и персональную картины его становления; типы лидерства; взаимодействие и взаимоотношение лидера и его окружения; мотивы, установки, поведение ведомых; соотношение между лидерством формальным (руководством) и неформальным; основные характеристики групп ведомых; ситуации, в которых осуществляется лидерство.

Теоретически проблема лидерства  представлена со всех сторон, но существующие теории плохо предсказывают появление лидеров до того, как они фактически выходят на авансцену. Критериев, по которым можно было бы определить, какой лидер был бы оптимальным в тех или иных условиях для той или иной организации, или движения, страны в целом, явно недостаточно.

Говоря о сравнительном анализе существующих теорий лидерства, можно отметить следующее.

Мы рассмотрели основные концепции  лидерства и выделили крупные  исторически сложившиеся теории - теория черт и харизматическая  концепция лидерства, бихевиористические теории лидерства (поведенческие и  психологические концепции), личностно-ситуационные теории лидерства, функциональные, синтетические теории лидерства, теория эмоционального интеллекта и др.

Теория черт, обосновывающая лидера как человека, наделенного определенным набором личностных качеств или харизмой, обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, во-вторых не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Согласно бихевиористическим концепциям человек в процессе своего развития и научения приобретает необходимый  набор качеств лидера — уверенность  в себе, инициативность, целеустремленность, высокий интеллект, обширные знания и т.д. Сторонники этой теории считают, что достаточно воспитать все эти качества в человеке, и он станет настоящим лидером. Несмотря на эти утопические заявления, необходимо признать позитивный вклад поведенческих теорий в том, что она попыталась описать необходимые для воспитания качества. В результате появилась “синтетическая теория”, которая попыталась объединить две вышеназванные “крайние” концепции. Сторонники этой теории заявляют, что лидерские качества, безусловно, можно развивать, но это может сделать не каждый человек, а только тот, у кого есть некие благоприятные врожденные предпосылки.

На смену теории черт пришло новое  объяснение, сформулированное в "ситуационной теории лидерства". Теория черт в  данной концептуальной схеме не отбрасывается  полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.

Также связаны с теорией черт и функциональные теории лидерства.

Если внимательно проанализировать различные определения лидерства, можно прийти к выводу о том, что лидерство одновременно является и положением личности, и процессом вовлечения последователей в некоторую деятельность.

Обзор основных направлений развития теории лидерства показывает, что исследования в этой области менеджмента ведутся широким фронтом, захватывая все новые разделы и открывая новые темы.

 

Список использованной литературы

 

  1. Альберт М, Основы менеджмента/ М Альберт. - М.: Дело, - 2002 – 544с.
  2. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа. // Социс. – 2005. №12. – с. 57-64.
  3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Кравченко А.И. Социология М.Вебера. - М., - 1997. – 542с.
  4. Вершигора Е.Е. Менеджмент/ Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 283с.
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. – М. - 2003. - 480с.
  6. Виханский О.С., Наумов A.JI. Менеджмент.-  М.: Гардарики,- 2005. - 264с.
  7. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М. - 2006. – 682с.
  8. Карпов А.В. Психология менеджмента. - Москва: Гардарики, - 1999. - 584 с.
  9. Менеджмент организации/ под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А.. и др. - М.: ИНФРА-М. - 2005. - 432с.
  10. Менеджмент. / под общ. ред. М.П. Переверзева.-  М., - 2002. - 288 с.
  11. Мильнер Б.З. Теория организации/ Б.З. Мильнер. - М. - 2003. - 558с.
  12. Морита А. Сделано в Японии: История фирмы Сони. М. - 1990. - 312 с.
  13. Трунов Д.Г. Феномен харизматического лидерства // Философия социальных коммуникаций. - 2009. - № 2. - С. 55-62.
  14. Уинслоу Т.Ф. Принципы научного менеджмента. М. - 2007. - 104с.
  15. Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. – 2003. - № 2, - С.3–24
  16. Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы/ Й. Штайрер. – М. – 2001 – 402 с.

 

1 Веснин В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. – М. - 2003. – С. 185

2 Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. – 2003. - № 2, - С.4

3 Вершигора Е.Е. Менеджмент/ Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 81

4 Виханский О.С., Наумов A.JI. Менеджмент.-  М.: Гардарики,- 2005. – С. 124

5 Мильнер Б.З. Теория организации/ Б.З. Мильнер. - М. - 2003. – С. 215.

6 Альберт М, Основы менеджмента/ М Альберт. - М.: Дело, - 2002 – С. 274

7 Уинслоу Т.Ф. Принципы научного менеджмента. М. - 2007. – С. 52

8 Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. – 2003. - № 2, - С.19


Информация о работе Теории лидерства в менеджменте