Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:54, реферат
Современный этап развития отечественной и мировой экономики характеризуется изменениями требований к персоналу предприятия, возрастанием роли данной составляющей в организации как единой системе. В условиях демократизации общества и ограниченности прочих ресурсов известный девиз «Кадры решают все!» вновь приобретает актуальность. Да и при наличии в достаточных объемах всех необходимых ресурсов без эффективной команды не может быть реализована самая удачная рыночная стратегия, обеспечена непрерывность и ритмичность бизнес-процессов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Университет
Международного Бизнеса
Кафедра
«Менеджмент»
Реферат
на тему:
«Управление персоналом и социальное
развитие»
преподаватель кафедры «Менеджмент»
Алматы 2010г.
Управление
персоналом.
1. Значение
управления персоналом как практической
деятельности, науки и учебной дисциплины
Современный
этап развития отечественной и мировой
экономики характеризуется
Основной
целью учебной дисциплины «Управление
персоналом» является формирование теоретических
знаний и навыков по построению, изменению,
совершенствованию системы управления
персоналом предприятия, технологии управления
человеческими ресурсами. Указанная цель
определила круг задач учебной дисциплины
«Управление персоналом»: определение
места и роли данной подсистемы в системе
управления предприятием; анализ процесса
организационного проектирования системы
управления персоналом, систематизация
целей и функций системы управления персоналом
организации; исследование процесса обеспечения
системы управления персоналом предприятия
различными видами ресурсов; изучение
содержания и технологий процедур найма,
отбора, деловой оценки, профориентации,
подготовки, мотивации, высвобождения
персонала и пр. Объектом учебной дисциплины
«Управление персоналом» являются трудовые
ресурсы в отечественной народно-хозяйственной
системе и персонал хозяйствующих субъектов
различных организационно-правовых форм
и форм собственности. Предметом данной
учебной дисциплины является процесс
управления национальными ресурсами,
включая управление человеческим капиталом
предприятий и организаций, включающее
формирование кадровой политики и кадровых
стратегий, проектирование системы управления
персоналом, развитие технологии управления
кадрами.
2. Персонал
как объект управления
Ускорение
научно-технического и социально-экономического
прогресса, усложнение производственных
и межличностных отношений
Управление персоналом – наука, зародившаяся в конце XIX в. в США, а ранее развивавшаяся в рамках других наук (психологии и социологии, экономики, экономики предприятия, организационного поведения, конфликтологии, экономики труда). В США развитие данной науки проходило в русле бихевиористского подхода, и выделение в самостоятельную область знания завершилось к 1960-м гг. В дореформенной России специальной науки управления персоналом не существовало, отсутствовала важнейшая база ее предмета – рыночная среда, тем не менее управление трудовыми отношениями исследовалось также в рамках экономических, социологических и психологических наук. Наиболее близко к управлению персоналом расположена наука «Экономика предприятия».
Персонал (от лат. personalis – «личный») представляет собой личный состав организаций, включающий всех наемных рабочих, а также работающих собственников и совладельцев.
Необходимо представить следующие признаки персонала – это наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть законодательно (юридически) оформлены; обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, компетентностью, квалификацией и т. п.); целевая направленность деятельности персонала, т. е. обеспечение достижения целей организации.
Также в кадровое поле организаций, не являясь персоналом, могут входить акционеры, не работающие в данной организации, и совет директоров, консалтинговые, аудиторские и контролирующие организации, заключившие договор на определенное время или на выполнение оговоренных работ.
Персонал
организации можно
1) по
месту в управленческой
2) по профессиональной структуре – инженерно-технические работники, маркетологи, экономисты и пр.;
3) по
уровню квалификации –
4) по
половозрастной структуре –
5) по стажу работы – общему и специальному, работники с общим или специальным стажем работы (1 год, 5, 10, 25 лет и т. д.);
6) по
уровню образования –
3. Характеристики
современного этапа управления
персоналом
Персонал компаний отличается наименьшей мобильностью по сравнению с технологиями, знаниями, капиталом и сырьем, которые могут стать доступными практически мгновенно. Но в отличие от изнашивающихся в процессе использования основных и оборотных фондов человеческий капитал с возрастом в пределах своего жизненного цикла приобретает опыт, навыки и становится лучше.
Предлагаем
наиболее успешное определение управления
персоналом на предприятии как процесса
воздействия на потенциальных и фактических
сотрудников с использованием совокупности
специальных методов для оперативного
и эффективного достижения целей организации.
В новых условиях хозяйствования процессу
управления персоналом в организации
должна предшествовать разработка концепции
управления персоналом, содержащая обобщенные
представления о сущности, целях, задачах,
принципах, методологии, структуре системы
управления персоналом и технологии управления
персоналом. Система управления человеческими
ресурсами предприятия – это совокупность
взаимосвязанных элементов, реализующих
процесс управления персоналом организации.
Центральным звеном системы управления
персоналом является служба управления
персоналом – подразделение организации,
специализирующееся на реализации функций
по управлению персоналом в организации.
Современные службы управления персоналом
существенно отличаются от традиционных
отделов кадров по своему функционалу,
методологии, принципам, технологии функционирования
и т. д. Свойственный советской эпохе отдел
кадров осуществлял в основном деятельность
по учету или кадровой работе. Таким образом,
в современных службах управления персоналом
над учетными доминируют преимущественно
управленческие виды деятельности: управление
мотивацией, конфликтами, стрессами, развитием
работников, нововведениями и пр. Для настоящего
этапа развития науки управления персоналом
характерно включение управления сотрудниками
в общую стратегию организации. Суть современного
этапа управления персоналом составляют:
отнесение функции управления человеческими
ресурсами к высшему уровню руководства
организацией; вовлечение управления
человеческими ресурсами в определение
стратегии и организационной структуры
компании; участие всех руководителей
различных уровней в реализации единой
кадровой политики; интеграция деятельности
кадровиков и руководителей, постоянное
участие первых в качестве советников
руководителей при решении вопросов, связанных
с персоналом во всех подразделениях и
на всех уровнях корпорации; системное,
комплексное решение вопросов управления
человеческим капиталом на основе единой
кадровой концепции предприятия.
4. Классические
теории, теории человеческих отношений,
Исследователи проблемы выделяют следующие этапы развития науки управления персоналом:
1) классические теории (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А. Гастев, П. Керженцев) – с 1880 по 1930 гг.;
2) теории
человеческих отношений (Э.
3) гуманистические теории (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор) – c 1970-х гг.
Классические
теории подразумевают технико-
В
первой трети XX в. развиваются более
отвечающие требованиям производственно-
Во
второй половине XX века появились современные
теории, каждая из которых по-своему пыталась
объяснить этот сложный вид управленческой
деятельности. Вся совокупность новых
концепций управления персоналом может
быть объединена в еще один подход теоретических
исследований в данной области – гуманистический.
Этот подход содержит такие теории, как
управление человеческими ресурсами,
теорию человеческого капитала и др. Концепция
человеческих ресурсов подразумевает,
что персонал является таким же важным
производственным ресурсом, как и финансовые,
материальные, технологические и другие
ресурсы, участвующие в процессе производства,
и, следовательно, предприятие (организация)
в процессе своего развития может либо
накапливать, либо сокращать этот вид
ресурса. Согласно теории человеческий
капитал – это имеющийся у каждого сотрудника
запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями
человеческого потенциала могут быть:
образование, профессиональный опыт, охрана
здоровья, географическая мобильность,
информация.
5. Дальнейшее
развитие теоретических основ
науки управления персоналом
В дальнейшем наиболее значительные успехи в управлении трудовыми ресурсами были достигнуты в японских и американских фирмах. Исследователями проблем управления персоналом установлена основная причина успеха японской системы менеджмента – умение работать с людьми. В самом упрощенном виде краеугольным камнем системы японского персонал-менеджмента являются принципы единой семьи, пожизненного найма ориентация на удовлетворение нематериальных потребностей, управление скорейшей адаптацией и служебно-профессиональным продвижением. В настоящее время японская система персонал-менеджмента существенно реформируется, наибольшие изменения претерпела система пожизненного найма, которая сохраняется только в крайне небольшом количестве японских корпораций (например, «Toyota», «Canon»), так как несмотря на очевидные преимущества (стабильность занятости и низкий уровень безработицы, полное раскрытие трудового потенциала сотрудников и высокую управляемость персоналом), ее сохранению мешали такие очевидные недостатки, как высокие расходы на заработную плату сотрудникам, узкий внутренний рынок труда, невозможность избавления от неперспективного персонала и пр. Основу системы управления персоналом в США составляют принципы индивидуализма, экономического стимулирования, высокой текучести кадров, узкой специализации, вертикальной карьеры, досрочного выхода на пенсию, приложение ценностных категорий и оценок к использованию трудовых ресурсов. Важнейшие достижения американской и японской систем управления трудовыми ресурсами в нашей стране следует внедрять избирательно, с обязательным учетом национальной специфики.
Культура
труда в России связана с советской
моделью, построенной на принципах
научной организации труда и
созданной советскими учеными А.
К. Гастевым, А. Ф. Журавским и др.
Эта модель основывалась на методах
школы научного управления Ф. Тейлора
и вобрала в себя многие достижения зарубежного
менеджмента. Несмотря на наличие существенных
недостатков, в советской экономической
модели практически полностью удовлетворялась
потребность в безопасности и защищенности,
гарантировалось право на труд, пенсионное
обеспечение, социальные блага: отпуск,
оплата временной нетрудоспособности,
обучение. Преимуществом советской модели
было и создание развернутой системы нематериального
стимулирования работников, включавшей
социальные соревнования, моральные поощрения.
Резкое изменение экономической ситуации
в нашей стране, возникновение рыночных
отношений привели к изменениям в системе
человеческих ценностей. Поэтому современному
российскому менеджеру в целях достижения
эффективного управления персоналом фирмы
необходимо сохранять, применять и совершенствовать
инструменты, созданные социалистической
системой управления кадрами, и внедрять
методы зарубежного менеджмента, соответствующие
параметрам рыночной экономики.
Информация о работе Управление персоналом и социальное развитие