Управление персоналом и социальное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:54, реферат

Описание работы

Современный этап развития отечественной и мировой экономики характеризуется изменениями требований к персоналу предприятия, возрастанием роли данной составляющей в организации как единой системе. В условиях демократизации общества и ограниченности прочих ресурсов известный девиз «Кадры решают все!» вновь приобретает актуальность. Да и при наличии в достаточных объемах всех необходимых ресурсов без эффективной команды не может быть реализована самая удачная рыночная стратегия, обеспечена непрерывность и ритмичность бизнес-процессов.

Работа содержит 1 файл

Управление персоналом.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

6. Основные  факторы повышения роли персонала в организации и функции управления персоналом 

     Сущность  трудовой деятельности кардинально  изменил начавшийся с середины XX в. процесс автоматизации и компьютеризации производства. Автоматизация и компьютеризация породили ряд новых особенностей менеджмента, таких как индивидуализация труда и увеличение расстояния между управляющей и управляемой подсистемами, внедрение для межличностных коммуникаций работников компьютерных средств, расширение коллективной ответственности. Повышение требований к работнику одновременно означало и изменение роли работника в производстве, усложнение функций управления персоналом.

     Изменение способов управления персоналом (расширение самоконтроля и самодисциплины).

     Крайне  трудно осуществить контроль за представителями  нестандартизированного труда связанного с творчеством. Здесь требуется самоконтроль, необходимым условием которого является высокий уровень сознательности, ответственности, самодисциплины, развитие контроля по конечным результатам.

     Влияние макроэкономических факторов: глобализации, информатизации, диверсификации производства и мелкосерийности, усиление мировой конкуренции, повышение качества продукции.

     Изменение форм организации труда и взаимодействия работников. Использование более  широких форм организации труда, рабочих бригад, проектных групп, «кружков качества», производственных коллегиальных органов (комитетов, советов).

     Повышение уровня образования и культуры сотрудников. Демократизация общества, экономики, производства и управления. Наличие и влияние  всех вышеуказанных факторов повысило роль персонала в организации и обеспечило развитие науки об управлении им в конце XX в. и до настоящего времени.

     Управление  персоналом определяется через основные функции как целенаправленная деятельность руководителей организации и системы управления персоналом по важнейшим направлениям механизма управления человеческими ресурсами организации.

     Функции управления персоналом организации  как основные направления деятельности компании по управлению персоналом включают в себя: наем, отбор и прием персонала; деловую оценку персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентацию и трудовую адаптацию; мотивацию трудовой деятельности персонала; организацию труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в кадровой работе; обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; управление поведением персонала в организации; управление социальным развитием персонала; высвобождение персонала. 

7. Методы  и принципы управления персоналом 

     Методы  управление персоналом – это способы  и приемы воздействия на персонал для достижения целей организации.

1. По  стадиям процесса управления можно выделить: планирование, организацию, учет, анализ, мотивацию, контроль.

2. По  характеру управленческого воздействия  на персонал выделяются: методы  информирования, методы убеждения  методы принуждения (основанные  на угрозе)

3. По  способам воздействия на человека можно выделить: административные, экономические, социально-психологические. 

     Принципы (от лат principium – «начало основа») – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.

В специальной  литературе по вопросам управления персоналом различают две группы принципов: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом.

     Принципы, определяющие требования к формированию системы управления персоналом:

1) экономичность  – предполагает наиболее экономичную  организацию системы управления  персоналом;

2) перспективность  – необходимо учитывать перспективы  развития организации;

3) комплексность  – необходимо учитывать воздействие  на систему управления всех  факторов;

4) простота  – чем проще устроена система  управления, тем лучше она работает;

5) научность  – ориентация на современные  достижения науки в сфере управления;

6) прозрачность – система должна строиться на единой концепции;

7) автономность  – обеспечение оптимальной независимости  структур;

8) согласованность  – взаимодействие между вертикальными  иерархическими звеньями должно  быть согласованным;

9) устойчивость  – наличие «локальных регуляторов», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение;

10) комфортность  – максимум удобств для творческих  процессов выработки, принятия  и реализации решений человеком;

11) многоаспектность  – управление персоналом может  осуществляться по различным  каналам;

12) прогрессивность  – соответствие передовым зарубежным  и отечественным аналогам.

     Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом:

1) концентрация  – аккумулирование работников  отдельной структуры управления  персоналом на реализации одной  или нескольких задач;

2) специализация  – формирование отдельных структур, специализирующихся на выполнении  однородных функций;

3) гибкость  – приспособляемость системы управления персоналом к изменению состояния объекта;

4) непрерывность  – отсутствие перерывов в работе  системы;

5) ритмичность  – выполнение одинакового объема  работ в равные временные сроки;

6) параллельность  – одновременное выполнение отдельных управленческих решений.

 

      Социальное управление. 

1. Сущность и содержание социального управления 

     Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными  науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития.

     Менеджмент  как одно из направлений науки  об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей  мере в контексте экономических  наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент.

     В настоящее время на вопрос: "Что  такое социальное управление?" - непросто получить однозначный ответ. Все  зависит от позиции исследователя  и научных интересов. Одни авторы относят его к юридической науке, другие - к экономической или социально-психологической, третьи - к социологической.

     1. С позиции менеджмента управление - это процесс проектирования  и 

     инновации социальных организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организации.

     2. Экономическая наука склонна  трактовать управление как способ  получения экономического результата  при наименьших производственных  издержках.

     3. Правоведение трактует управление  как правовое регулирование с помощью законов.

     4. Политология понимает управление  как воздействие на общество  со стороны государства политическими  методами и т. п.

     Существует  множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение  к управлению. Часто вместо слова управление используются понятия: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организация и т. п.

     Расплывчатость  понятия "управление" создает  значительные трудности для субъектов  управления при выборе того или иного  подхода при выборе социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены руководствоваться собственным прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто и ущербным.

     В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

     Объективная необходимость управленческого  труда порождает особую группу работников - управляющих.

     В сферу деятельности людей по социальному  управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

     Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

     Ключевое  понятие управления - воздействие. Оно  осуществляется в технических и  биологических системах. Автора интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в желательное состояние.

     Источником  активности, как известно, являются стимулы. Они есть движущая сила и  причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул - источник пробуждения человеческой деятельности. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, то есть предоставления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальным развитием, социальным поведением.

     В настоящее время все острее осознается необходимость разработки современной теории управления. Для этого необходимы, во-первых, наличие достаточно четкого представления о предмете науки как самостоятельной отрасли научного знания, не относящейся ни к экономике, ни к политологии, ни к психологии, не растворяющейся ни в какой другой науке, во-вторых, выработка достаточно универсального определения социального управления.

     Закономерности  функционирования и поддержания  целостности общества и всех отдельных  видов управления (по сферам), познание и использование которых позволяет обеспечивать цели общества как единой системы, выступают как главное содержание науки - социальное управление. Она исследует общие закономерности, принципы социального воздействия независимо от того, в какой сфере жизни они осуществляются, закономерности и принципы создания и функционирования самой системы управления.

     Система социального управления, в которой  реализуются разные функции управления:

     а) включает разных специалистов, объединенных в органах управления;

     б) использует целую совокупность методов управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной техники;

     в) объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т. п.), которая  позволяет установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

     Поэтому можно сказать, что наличие устойчивого  равновесия между субъектом и  объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) является одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные его общие законы и принципы.

Информация о работе Управление персоналом и социальное развитие