Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести анализ управления персоналом с системе современного менеджмента.
Задачи курсовой работы:
дать понятие менеджмента;
рассмотреть кадровую политику и управление человеческими ресурсами;
определить виды и этапы создания кадровой политики;
анализ кадровой политики на предприятии;
пути совершенствования кадровой политики.
1. Управление персоналом в системе современного менеджмента…………...5
1.1.Менеджмент - управление делом………………………………………..5
1.2.Становление кадрового менеджмента………………………………….11
1.3.Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению
человеческими ресурсами…………………………………………………...15
1.4. Ключевые элементы передовой кадровой стратегии…………………25
2. Кадровая политика и управление человеческими ресурсами……………...31
2.1. Виды кадровой политики ………………………………………………32
2.2. Этапы создания кадровой политики…………………………………...36
2.3.Осуществление кадровой политики предприятия……………………..39
2.4. Факторы, влияющие на кадровую политику……………………….….40
3. Анализ кадровой политики в ООО «Симбирск М+»………………………..43
Пассивная кадровая политика.
Само
представление о пассивной
Реактивная кадровая политика.
В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуации, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.
Превентивная кадровая политика.
В
подлинном смысле слова политика
возникает лишь тогда, когда руководство
фирмы (предприятия) имеет обоснованные
прогнозы развития ситуации. Однако организация,
характеризующаяся наличием превентивной
кадровой политики, не имеет средств для
влияния на нее. Кадровая служба подобных
предприятий располагает не только средствами
диагностики персонала, но и прогнозирования
кадровой ситуации на среднесрочный период.
В программах развития организации содержатся
краткосрочный и среднесрочный прогнозы
потребности в кадрах, как качественный,
так и количественный, сформулированы
задачи по развитию персонала. Основная
проблема таких организаций - разработка
целевых кадровых программ.
Активная
кадровая политика.
Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.
Но
механизмы, которыми может пользоваться
руководство в анализе
В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики:
1. рациональную
2. авантюристическую.
При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.
При авантюристической кадровой политике руководство Предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного Прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.
Проблемы при реализации подобной кадровой политики могут возникнуть в том случае, если усилится влияние факторов, которые ранее не включались в рассмотрение, что приведет к резкому изменению ситуации, например, при существенном изменении рынка, появлении нового товара, который " жег вытеснить имеющийся сейчас у предприятия. С точки зрения кадровой работы необходимо будет провести переобучен персонала, однако быстрая и эффективная переподготовка жег быть успешно проведена, например, на предприятии, обладающем скорее молодым персоналом, чем на предприятии, имеющем очень квалифицированный, хорошо специализированный персонал пожилого возраста. Таким образом, понятие "качество персонала" включает еще один параметр, который, скорее всего не был учтен при подготовке плана кадровой работы в рамках данного типа кадровой политики.
Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадров политики:
1. открытую
2. закрытую
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Так типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы "покупать" людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.
2.2. Этапы создания кадровой политики
В условиях
рыночной экономики один из
решающих факторов
Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:
-
разработка общих принципов
- организационно - штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;
- информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации;
- финансовая политика - формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
-
политика развития персонала
- обеспечение программы
-
оценка результатов
Рассмотрим
процесс формирования кадровой политики
в организации. Так, у части уже
давно функционирующих
Цель
- согласование принципов и целей
работы с персоналом, с принципами
и целями организации в целом,
стратегией и этапом ее развития. Необходимо
провести анализ корпоративной культуры,
стратегии и этапа развития организации,
спрогнозировать возможные изменения,
конкретизировать образ желаемого сотрудника,
пути его формирования и цели работы с
персоналом. Например, целесообразно описать
требования к сотруднику организации,
принципы его существования в организации,
возможности роста, требования к развитию
определенных способностей и т.д.
2.
Программирование.
Цель
- разработка программ, путей достижения
целей кадровой работы, конкретизированных
с учетом условий нынешних и возможных
изменений ситуации. Необходимо построить
систему процедур и мероприятий по достижению
целей, своего рода кадровых технологий,
закрепленных в документах, формах, и обязательно
с учетом, как нынешнего состояния, так
и возможностей изменений. Существенный
параметр, оказывающий влияние на разработку
таких программ - представление о приемлемых
инструментах и способах воздействия,
их согласование с ценностями организации.
Например, в ситуации закрытой кадровой
политики нелогично разрабатывать и использовать
программы интенсивного набора персонала
через кадровые агентства, средства массовой
информации. В этом случае при наборе важно
обращать внимание на знакомых своих сотрудников,
учащихся корпоративных учебных заведений.
Для корпоративной культуры с элементами
органической организационной культуры,
культивирующей дух "единой семьи",
нецелесообразно при наборе использовать
строгие, а зачастую и жестокие психологические
тесты, большее внимание следует уделять
процедурам собеседований, групповым
мероприятиям, моделированию реальных
производственных ситуаций и т.д.
3.
Мониторинг персонала.
Цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.п.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.
2.3. Осуществление
кадровой политики
предприятия
Известно, что
в становлении системы
1. хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
2. стратегическое планирование в узком смысле - предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предположение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон организации);
Информация о работе Управление персоналом в системе современного менеджмента