Анализ маркетинговой среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление закономерностей между изменениями маркетинговой среды и маркетинговой политикой компаний.

В процессе исследования были поставлены задачи:

•Теоретическое описание маркетинговой среды
•Описание каждого из факторов микро- и макросреды
•Определение основных задач и целей фирм.

Содержание

Введение

1. Маркетинговая среда

1.1. Микросреда маркетинга

1.2.Макросреда маркетинга

2. Как предприятия реагируют на маркетинговую среду

2.1. Сканирование Маркетинговой среды

3. Цели и задачи фирм

3.1. Исследование среды

3.2. Угрозы в виде возможностей

Заключение используемая литература

Работа содержит 1 файл

Маркетинг.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

     Агентства по оказанию маркетинговых  услуг тоже являются своего рода посредниками для предприятий. Они включают в себя фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, средства массовой информации, консалтинговые фирмы. Все они помогают предприятиям пробивать своим товарам дорогу на перспективный рынок. Эти агентства могут очень сильно отличаться по компетентности, качеству услуг и их цене. Предприятия, обращающиеся к ним за помощью, должны помнить об этом и своевременно отказываться от услуг тех, чьей работой они не удовлетворены.

     Финансовые  посредники - это банки, кредитные и страховые компании и прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые предприятиями, и страхующие от рисков, с которыми сопряжена их работа. Большинство компаний и клиентов не могут обойтись без помощи кредитно-финансовых учреждений при финансировании своих сделок. Поскольку возможности предприятия функционировать могут быть поставлены под угрозу повышением процентной ставки за кредитование, ограничениями кредита или и тем, и другим одновременно, предприятиям следует развивать тесные связи с наиболее важными из финансовых институтов.

     Торговые  посредники – это деловые фирмы, помогающие компании подыскивать клиентов и непосредственно продавать им ее товары. Они могут обеспечивать удобство времени, места и процедуры приобретения товара заказчикам с меньшими издержками. 

       Контактные аудитории – это любые индивиды или социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к производителю или оказывают влияние на его деловую активность, эффективность и способность достигать поставленные цели.

          Контактные аудитории бывают  трёх типов:

  1. Благотворные, или благожелательные, т.е. такие, которые активно помогают производителю; ими могут быть акционеры, клиенты, некоторые из контрагентов, посредников и проч.;
  2. Искомые, благодаря которым производитель существует и получает прибыль. Ими могут быть потребители, клиенты.
  3. Нежелательные, т.е. такие, которые своей деятельностью мешают производителю. Это – конкуренты, группы потребительского бойкота и др.

           Кроме того, существует несколько  видов контактных аудиторий:

  1. Финансовые круги, к которым относятся банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы или фондовые биржи, акционеры. Это те контактные аудитории, успешная деятельность которых зависит от конкурентоспособности, кредитоспособности, деловой активности самих производителей.
  2. Средства массовой и локальной информации, отношение которых зависит от множества внешних и внутренних факторов, определяющих взаимосвязи между производителями и этими контактными аудиториями. Не на последнем месте стоят эти органы при определении авторитета, рейтинга и имиджа производителей в глазах потребителей.
  3. Государственные учреждения, представленные чиновниками государственных ведомств, отвечающих за юридическую регистрацию и лицензирование, работники налоговых и статистических органов, государственных социальных фондов, пожарной инспекции, санитарно-эпидемиологического контроля и т.п.
  4. Социальные группы (общественные движения) – это активисты и юристы экологического движения, потребительских ассоциаций, представители организаций национальных меньшинств, движения за здоровый образ жизни т.п..
  5. Местные контактные аудитории, которые включают в себя жителей близлежащих районов, МЖК, ЖСК или ЖЭК, совет ветеранов или старейшин.
  6. Широкая публика – это все случайные потребители - клиенты, которые в силу конкретных обстоятельств пользуются услугами случайно выбранных учреждений.
  7. Внутренние контактные аудитории, которые представлены работниками и служащими данной фирмы, членами их семей, членами Совета директоров, акционерами.
  8. Контактные аудитории публики- это люди, к мнению которых прислушиваются другие и которые, следовательно, могут способствовать созданию нового образа фирмы в глазах публики: рок- и поп- идолы, лидеры мнений, эксперты, политики, спортсмены, артисты, художники и другие составляют эту контактную аудиторию.

       Фирма вместе со своими поставщиками, посредниками, реальными и потенциальными клиентами действует в более широком контексте макросреды, которая создает благоприятные возможности и угрожающие факторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.Макросреда  маркетинга 

     Любая фирма функционирует в определенных социально-политических условиях и  испытывает воздействие экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической  среды. Это необходимо учитывать  в маркетинговой стратегии фирмы. Фирма должна наблюдать за этими  факторами, находящимися вне ее контроля, и соответственно реагировать на них. Макросреда состоит из шести групп факторов.

     Демографические факторы связаны с характеристикой населения соответствующего ранка или его сегмента и включают такие основные показатели, как численность населения и его половозрастная пирамида, уровень и темпы рождаемости и смертности, миграции населения. «Демографические взрывы» и «детские бумы», удельный вес городского и сельского населения и т.п.- все это оказывает самое непосредственное влияние на  поведение, вкусы и желания потребителей. 

     Культурные  факторы представляют собой систему жизненных ценностей, формирующую поведение потребителей, отношение людей друг к другу, обществу, природе. Складывающиеся традиции, обычаи, стереотипы оказывают существенное влияние на потребление в рамках данной территории, но они могут быть совершенно иными в другом месте. Они во многом определяют индивидуализацию запросов  потребителей по отношению к товарам и услугам и связаны с такими характеристиками, как уровень образования, религиозные представления, отношение к мирозданью подверженность влиянию субкультурных факторов и референтных групп и др.

     Научно-технические  факторы формируются условиями развития научно-технического прогресса, а именно: объемами государственных и частных капиталовложений в развитие науки и техники, числом ученых, изобретателей и объемом запатентованных ими открытий и изобретений, известностью и освещенностью научно-технических институтов и лабораторий. Инновации в технологии ускоряют моральное устаревание товара, способствуют появлению множества принципиально новых изделий, происходит естественное отмирание старых отраслей деятельности. Предприятия, не заметившие коренных преобразований в этой сфере, обречены на банкротство.

     Социально-экономическая  среда во многом обуславливается соотношением спроса и предложения, доходами и ценами на товары и его влиянием на положение отдельных слоев населения. Характеризуется распределением общества по его принадлежности к различным классам, степенью полясности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности и т.д. Если она развивается благополучно, то можно легче предвидеть спрос, определить его структуру и тенденции. В условиях же неблагоприятного развития экономики, инфляции, дефицита и т.п.  поведение потребителей практически непредсказуемо.

     Политико-правовая среда устанавливает рамки предпринимательской деятельности. Она рождает законодательные акты, определяет роль государственных органов и общественных институтов в экономической жизни общества, создает условия для развития рыночно-конкурентной сферы деятельности и «правила игры» для субъектов рынка. Среди законов и исполнительных актов правительственных органов наиболее распространены:

  • Антимонопольные
  • Антидемпинговые
  • Против обманной и вводящей в заблуждение рекламы
  • Обеспечивающие безопасность для здоровья покупателей
  • Стандартизирующие и нормирующие качество и безопасность
  • Природоохранные

     Природно-географические факторы представлены главным образом климатическими  и ресурсными условиями конкретного региона. В этой части макросреды  маркетинга имеет большое значение задача обеспечения экологической защиты при организации и ведении бизнеса, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

     С учетом факторов маркетинговой среды  каждое предприятие формирует собственных  мер воздействия на свой целевой  рынок. Эти меры включают в себя конкретные решения относительно выпускаемых  товаров и услуг, способов их продвижения  на рынок, ценообразования и договорных условий, а также формирования устойчивого  спроса на своем целевом рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Как предприятия реагируют  на маркетинговую  среду.
 

        Многие предприятия рассматривают маркетинговую среду как "неконтролируемый элемент", к которому они должны приспосабливаться. Они пассивно принимают маркетинговую среду как данность и не пытаются ее изменить. Они просто анализируют ситуацию, в которой вынуждены работать, и пытаются пользоваться ею в своих интересах.

        Другие фирмы предпринимают попытки перспективного управления маркетинговой средой. Вместо того, чтобы просто наблюдать и подстраиваться под нее, эти фирмы активно действуют, пытаясь на нее воздействовать. Они нанимают лоббистов, чтобы изменить законодательство, влияющее на их бизнес, организуют благоприятное освещение их деятельности в средствах массовой информации. Они заваливают суд жалобами на государственных чиновников, пытающихся регулировать их взаимоотношения с конкурентами, и через систему контрактов и соглашений обеспечивают себе лучший контроль над каналами сбыта.

        Отделы маркетинга даже очень  крупных предприятий не всегда  могут влиять на факторы маркетинговой  среды. Зачастую им приходится довольствоваться ролью пассивного наблюдателя, в лучшем случае приспосабливающегося к ней. Например, у фирмы, пытающейся оказать воздействие на экономическую среду, на географическую миграцию населения, слишком мало шансов преуспеть в этом. Тем не менее при каждом благоприятном случае специалисты по маркетингу предпочитают занимать активную позицию и пытаются повлиять на силы, составляющие их маркетинговую среду. 
 
 
 
 
 
 

    1. Сканирование  Маркетинговой среды
 

        Сканирование маркетинговой среды должно вестись по соответствующему плану. Оно включает в себя следующие шаги:

  1. определение в ближайшем окружении зон, подлежащих сканированию;
  2. определение источников и методов и сбора информации, а также того, кто  будет собирать ее и с какой частотой повторять процедуры сбора;
  3. реализация программы сбора данных;
  4. анализ данных и использование их в процессе маркетингового планирования.

        Одна из основных задач, особенно  в малых предприятиях типа  ресторана, - назначить ответственных за сбор информации. Боб Саутуэлл, бывший управляющий ресторана Houston Country Club, заставлял своих секретарей регулярно просматривать журналы на предмет новых идей относительно меню, менеджеров бара и столового помещения - новых идей относительно развития их секций. 

   Примерный план сканирован сканирования  маркетинговой среды для ресторана.  

   Факторы Источники

информации

Ответственные

        лица

    Частота

сканирования

 
Потребители услуг
  Клиенты

Посетители

Служащие

Туристические бюро

Обслуга

Менеджеры

Бухгалтеры

Менеджеры

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежемесячно

Социальные/культурные Профессиональные журналы 
 
 
 

Журналы, читаемые посетителями

Менеджеры

Бармен

Обслуга

Секретари

Бухгалтеры

Менеджеры

Хозяин/хозяйка  гостиницы

Секретари

Еженедельно или  ежемесячно 
 
 
 

Еженедельно или ежемесячно

 

 
Конкуренты
Газеты

Посетители 

Газеты 

Визитеры

Менеджеры

Менеджеры,

Обслуга

Менеджеры, шеф-повар

Менеджеры

Ежедневно

Еженедельно или  Ежедневно

Ежедневно 

Ежедневно

Экономические Газеты

Регулярные  отчеты 

Экономические информационные бюллетени

Коммерческая  палата

Менеджеры

Бухгалтер

Сбытовики

Менеджеры 
 

Менеджеры

Ежедневно

Ежедневно 

Еженедельно или Ежемесячно 

Ежемесячно

Правовые Профессиональные

журналы

Бюллетени

Правление 

Менеджеры

Ежемесячно 

Еженедельно или Ежемесячно

Технологические Профессиональные

журналы

Профессиональные  выставки

Менеджеры, шеф-повар, бухгалтер

Менеджеры, шеф-повар, бухгалтер

Еженедельно или  Ежемесячно

Ежегодно

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия