Анализ отрасли машиностроения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы является изучение особенностей маркетинга в машиностроительной отрасли Пермского края.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Анализ развития отрасли в РФ и Пермском крае,
Изучение структуры отрасли машиностроения,
Анализ внутриотраслевой конкуренции,
Анализ внешней среды косвенного воздействия,
Изучение особенностей маркетинга предприятий машиностроения.

Работа содержит 1 файл

Маркетинг в отрослях.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

Несмотря  на высокий уровень развития машиностроительного  производства, Пермский край активно  импортирует машиностроительную продукцию  – в 2010 г. доля машин и оборудования в общем объеме импорта составила 58,3%.

Несмотря на огромное количество проблем машиностроительного комплекса, необходимо отметить следующие тенденции в его развитиии:12

- усиление государственного регулирования в сфере инновационной и промышленной политики;

- стимулирование диверсификации экономики и экспорта, а также перераспределение фискальной нагрузки (включая природную ренту) в пользу развития несырьевых секторов экономики;

- изменение сознания собственников и руководителей предприятия, которые поняли, что время внедрения новых технологий стало сегодня фактором критичным и счет уже идет не на годы, а на месяцы;

- переход вопросов эффективности производства из разряда желательных в разряд необходимых и ключевых, без этого становиться просто невозможно конкурировать как на мировом, так и на российском рынке;

- благодаря активному развитию рынка так называемого сквозного проектирования или инженерного консалтинга, накоплен опыт проектов по созданию новых и модернизации существующих производств, который позволил выявить целый ряд серьезных проблем и препятствий как технического, так и организационно-психологического характера.

Основной проблемой, мешающей предприятиям оперативно внедрять новые производственные возможности и использовать их полностью, является попытки освоения технических инноваций (новых продуктов, оборудования, программного обеспечения) без комплексной перестройки старых систем учета, контроля и мотивации, без внедрения новых нормативов и стандартов, без формирования соответствующей философии бизнеса.

В отечественном машиностроении есть «точки роста» - автомобилестроение (производство легковых автомобилей, включая сборку - 11-е место в мире у России), производство электрооборудования, производство оборудования для добывающей промышленности, производство электронного и оптического оборудования, средств автоматизации. Однако важна не только количественная, но и качественная характеристика основного капитала. В современной экономике нельзя развиваться без инноваций, новых технологий, оборудования, не повышая производительности труда. Для роста производительности труда главным фактором является научно-технический прогресс. Научные разработки, применение инноваций, создание нового оборудования и технологий - вот путь к повышению производительности труда, а следовательно производства продукции.13

Перед российским машиностроением стоят очень непростые задачи. Уже в ближайшие годы мы должны выйти на траекторию полного освоения постиндустриальных технологий путем внедрения наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов.

Для этого, по расчетам специалистов, ежегодные темпы роста производства в отечественном машиностроении в период до 2020 г. должны составлять около 20%. Еще совсем недавно, в 2007 г., по оценке экспертов ООН, рост производства в российском машиностроении составлял 24%, а в производстве и сборке комплектующих — 20%.14

Итак, среди инструментов достижения интенсивного экономического роста экономики России ключевым является опора на российскую фундаментальную науку, научные школы и машиностроение как системообразующую отрасль.

1.2. Структура  машиностроительной отрасли Пермского  края

 

Отрасль машиностроения Пермского края представлена более чем ста крупными и средними предприятиями. Наиболее крупными из них являются: ОАО "Мотовилихинские заводы", ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «НПО «Искра», ОАО «Александровский Машиностроительный Завод», Группа Предприятий «Западно-Уральский Машиностроительный Концерн», ОАО «Камкабель», ОАО «Инкар» ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Морион».

Машиностроительный  комплекс Пермского края отличается большим разнообразием выпускаемой  продукции и охватывает практически  все подотрасли машиностроения:

Авиационно-космическое машиностроение: ОАО «Пермский моторный завод», ОАО  «Авиадвигатель», ОАО «Пермские  моторы», ОАО «Редуктор-ПМ», ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Инкар», ОАО «Стар», ОАО «ПНППК».

Нефтепромысловое машиностроение: ОАО «Кунгурский машзавод», ОАО «Павловский машзавод», ОАО «Очёрский машзавод», ОАО «Краснокамский машзавод», ОАО «Юго-камский машзавод»,  ОАО «Спецнефтехиммаш», филиал ВНИИБТ ОАО «НИИ Буровая техника», ОАО «Синергия-Н», ЗАО «Новомет-Пермь».

Электротехническое и  приборостроительное машиностроение: ОАО «ПНПК», ОАО «Пермский электромеханический завод», ОАО «Пермский электротехнический завод», ЗАО «Нефтяная электронная компания», ОАО «Морион», ОАО «Камкабель», ОАО «Чермозский завод ЭУИ».

Горношахтное машиностроение: ОАО «Завод горно-шахтного машиностроения», ОАО «Александровский машзавод».

Энергетическое машиностроение: ОАО  НПО «Искра», ХК ОАО «Привод», ОАО  «Авиадвигатель», ОАО «Пермские  моторы».

Судостроительное машиностроение: ООО «Верхнекамский судостроительный комплекс».

Лесопромышленное  машиностроение: ООО «Завод «Коммунар», ФГУП «Завод им. Ф.Э. Дзержинского».

Особое место  в машиностроении края принадлежит  предприятиям оборонно-промышленного  комплекса.

Одной из ведущих отраслей специализации  Пермского края по ОКВЭД является машиностроение, производство машин и оборудования.

К этой отрасли специализации относится  множество фирм, занимающихся различными видами производства, например, производство авиадвигателей, нефтяное оборудование, производство сельскохозяйственной техники и т.д (таблица 4). Однако самыми крупными являются ОАО «Пермские моторы» и ОАО «Мотовилихинские заводы".

Таблица 4. Анализ отрасли машин  и оборудования, %

Фирмы

Доля рынка в объеме продаж отрасли

Доля рынка в квадрате

ОАО "Мотовилихинские  заводы"

14,9

222,01

ОАО «Пермский моторный завод»

13,8

190,44

ОАО «НПО «Искра»

12,3

151,29

ОАО «Александровский Машиностроительный Завод»

11,4

129,96

Группа Предприятий  «Западно-Уральский Машиностроительный Концерн»

10,7

114,49

ОАО «Камкабель»

9,6

92,16

ОАО «Инкар»

8,3

68,89

ОАО «Протон-ПМ»

7,5

56,25

ОАО «Морион»

6

36

Прочие

5,5

30,25

Итого

100

1091,74


С помощью индекса  Херфиндаля-Хиршмана можно выявить  потенциальную угрозу монополизации.

IH= ,

Где к – рыночная доля фирмы, i=1…n.

Он рассчитывается как  сумма квадратов выраженных в  процентах рыночных долей всех субъектов  рынка. При абсолютной монополии  индекс принимает максимальное значение, равное 10000. Если на рынке действует  более одной фирмы, индекс приобретает  различные значения, на основе которых оценивается концентрация (монополизация) рынка и принимается решение о допустимости или недопустимости слияний фирм.

Для оценки концентрации используются следующие критериальные  значения:15

1. Нормальная концентрация: СR3<45%; НН1<1000 – неконцентрированный рынок.

2. Средняя  степень   концентрации:  45%<СR3<70%;100<HH170%, 

3. НН1>2000  –  слабая  конкурентная среда.

HHI=1091,74<1800, рынок является среднеконцентрированным.

СR3 = 14,9 + 13,8 + 12,3 = 41%, нормальная концентрация.

Расчет коэффициентов позволяет сделать вывод о том, что на машиностроительном рынке края присутствуют крупные монополии, однако они не конкурируют между собой в силу того, что их продукты является специфическими.

1.3. Анализ внутриотраслевой  конкуренции

 

Для определения направлений развития компании можно использовать методику М.Портера, который выявил пять основных конкурентных сил, которые, по его мнению, определяют интенсивность конкуренции в любой отрасли:

  1. Угроза появления в отрасли новых конкурентов.
  2. Способность покупателей добиваться снижения цен.
  3. Способность поставщиков добиваться повышения цен на их продукцию.
  4. Угроза появления на рынке заменителей ваших продуктов и услуг.
  5. Степень ожесточенности борьбы между существующими в отрасли конкурентами.

Проведем анализ пяти конкурентных сил Майкла Портера.

Первая сила: внутриотраслевая конкуренция.

Основными конкурентными  преимуществами машиностроительных предприятий выступают постоянное внедрение инноваций в производство оборудования, постоянные инвестиции в развитие инноваций.

Угроза появления  новых конкурентов невелика, так  как барьеры входа в отрасль  достаточно высоки, к тому же данный вид бизнеса имеет достаточно длительную окупаемость.

К основным барьерам входа  в отрасль производства машин и оборудования можно отнести стратегические и нестратегические. К числу нестратегических барьеров можно отнести ограничения спроса (емкость рынка); преимущества в уровне затрат; состояние инфраструктуры рынка; административные барьеры. Значение имеют и объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на данный рынок.

Стратегические барьеры  в значительной мере определяются действиями работающих в отрасли компаний и  включают ограничивающее вход ценообразование, объем дополнительных инвестиций в  оборудование, степень дифференциации продукта и характер долгосрочных контрактов с третьими лицами.

Ограничения спроса (емкости  рынка) – достаточно важный нестратегический барьер входа новой фирмы на рынок. Осуществив первоначальные инвестиции и понеся значительные необратимые издержки, предприниматель может обнаружить, что потенциальные покупатели уже нашли своих продавцов, и дополнительный товар некому продавать. Можно увеличить объем предложения оборудования на мировом рынке, но для того, чтобы его продать, придется снизить цену до уровня, не перекрывающего первоначальные издержки.

Административные барьеры  создаются органами власти на всех уровнях. Естественно, что таких  барьеров множество. Прежде чем начать производство космического оборудования, нужно получить на это право.

Нельзя также забывать о недобросовестной конкуренции: уже  существующие фирмы могут сопротивляться появлению нового игрока на рынке, используя  в том числе, и нерыночные методы борьбы.

Вторая сила: сила влияния поставщика.

Для деятельности предприятия важно наличие источников сырья в непосредственной географической близости, так как в Пермском крае развита добывающая промышленность. Основными поставщиками металлического сырья можно назвать ОАО «Чусовской металлургический завод», титано-магниевый комбинат корпорации «ВСМПО-Ависма», ОАО Соликамский магниевый завод, ОАО «Пермские цветные металлы». Данные поставщики могут завышенную цену, так как уверены в том, что предприятия выберут местных поставщиков. Однако предприятия черной и цветной металлургии развиты по всей России, к тому же могут предложить более выгодные условия поставки. К ним относят Балхашский горно-металлургический комбинат (Казахстан, г. Балхаш), ОАО «ВСМПО» (Верхняя Салда), ОАО «Гайский ЗОЦМ Сплав» (Гай), Уральская горно-металлургическая компания (Верхняя Пышма), ООО «Завод припоев и сплавов» (Рязань), ОАО «Каменск-Уральский завод обработки цветных металлов» (Каменск-Уральский), ОАО «Кировский ЗОЦМ» (Киров), OAO «СУАЛ» (Шелехов), Самарский Металлургический Завод (Алкоа-СМЗ).

Третья сила: конкурентная сила потребителей продукта.

Для сохранения стабильных связей с потребителями  продукции необходимо постоянно  ориентироваться на изменяющиеся тенденции  в отрасли, внедрять новые технологии.

Четвертая сила: сила потенциальных производителей аналогичной продукции.

Как уже было сказано, барьеры входа на рынок космического оборудования являются достаточно высокими, поэтому основными потенциальными конкурентами на сегодня можно считать  зарубежных производителей.

Пятая сила: сила производителей товаров-заменителей.

В целях удержания покупателей  от перехода к конкурентам необходимо постоянно внедрять дополнительные услуги и товары. Основными региональными конкурентами являются ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Пермский Моторный завод», ОАО «Пермский моторостроительный комплекс», Управляющая компания «Редуктор-ПМ Стар», ООО «Универсал Энерго».

Для этого требуется  постоянное внедрение инноваций  в производство и поддержания  конкурентоспособности космической  отрасли.

Схематично анализ пяти сил конкуренции в отрасли  можно представить на рис. 6.

Рисунок 6. Пять конкурентных сил по Портеру

Анализ пяти сил конкуренции по М. Портеру позволяет заключить, что наиболее сильное влияние на организацию оказывают существующие конкурентные организации и потребители. Поэтому основными мероприятиями в области повышения конкурентоспособности будет являться постоянное внедрение инноваций с целью совершенствования технологий.

1.4. Анализ косвенной  внешней среды

 

Выявим основные политические, экономические, социальные  и технологические аспекты внешней среды, которые могут повлиять на стратегию отрасли машиностроения, с помощью PEST–анализа. Последним фактором является технологическая компонента (таблица 5). Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.16

Информация о работе Анализ отрасли машиностроения.