Анализ примеров формирования имиджа руководителя в практике российских компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение формирования имиджа руководителя.
Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты формирования имиджа руководителя, проанализировать персональный PR в бизнес сообществе, изучить и проанализировать российские примеры формирования имиджа руководителя

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты формирования имиджа руководителя………5
Анализ формирования имиджа руководителя в бизнес сообществе.....15
2.1.Каналы распространения информации ……………………………….19
3. Анализ примеров формирования имиджа руководителя в практике российских компаний………………………………………………………..26
3.1Имидж Сергея Полонского……………………………………………..26
3.2 «Он такой один».Персональный PR Олега Тинькова…………………33
Заключение…………………………………………………………………..39
Список литературы………………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Введение 2003.doc

— 933.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические аспекты формирования имиджа руководителя………5
  2. Анализ формирования имиджа руководителя в бизнес сообществе.....15

    2.1.Каналы  распространения информации ……………………………….19

    3. Анализ  примеров формирования имиджа руководителя в практике российских компаний………………………………………………………..26

    3.1Имидж  Сергея Полонского……………………………………………..26

    3.2 «Он  такой один».Персональный PR Олега Тинькова…………………33

    Заключение…………………………………………………………………..39

    Список  литературы………………………………………………………….40 
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

        Кто может представить  компанию General Electric в 80-90-е годы прошлого века в отрыве от образа Нейтронного Джека? Что такое Евросеть прежнего образца без эксцентричного Евгения Чичваркина? Какой зонтичный бренд сильнее: слово Virgin или фамилия сэра Ричарда Брэнсона? Эти и многие другие руководители и компании показывают примеры того, как имидж лидера связан с образом компании, работает на него, дополняет и продвигает его.

        Современный социальный тренд увеличения открытости и повсеместное усиление конкуренции оказывают огромное влияние на поведение компании. В таких условиях репутация организации становится все более значимым оружием в борьбе с конкурентами. Нематериальные активы, связанные с информационным полем организации, могут стоить не меньше основных производственных фондов, а ущерб, наносимый репутационным кризисом, может быть губительнее разрушения от природного катаклизма. В этой ситуации руководитель организации, ее лидер, неминуемо оказывается под постоянным пристальным наблюдением со стороны различных групп интересов, с которыми прямо или косвенно взаимодействует компания. На руководителя распространяется вся полнота ответственности за какие-либо происшествия, и, соответственно, все ждут именно его реакции. С другой стороны, сам руководитель способен сформировать такой имидж, который бы усиливал образ организации. Выражаясь образно, можно сказать, что лидер компании, имея в глазах общественности положительные коннотации, не только не отбрасывает тень на организацию, но и добавляет ей света, т.е. улучшает позиции компании, увеличивает лояльность стейкхолдеров. Этим нельзя пренебрегать.

        Целью курсовой работы является изучение формирования имиджа руководителя.

        Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты формирования имиджа руководителя, проанализировать персональный PR в бизнес сообществе, изучить и проанализировать российские примеры формирования имиджа руководителя

            Позитивный образ руководителя крайне важен для формирования и поддержания репутации организации. Особенно, это может быть заметно в кризисные периоды, когда доверие всех по отношению ко всем падает. Положительный имидж руководителя может и должен быть эффективным орудием установления грамотных связей с общественностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретические аспекты формирования имиджа руководителя

        Имидж руководителя -  это совокупность определённых  качеств, которые люди  ассоциируют с определённой  индивидуальностью личности. Имидж  руководителя может быть  позитивным, негативным и  нечетким (завуалированным). В  качестве примера завуалированного  имиджа можно привести  всем известный случай  с «представителем Семьи»  Романом Абрамовичем, которого  долго никто не  видел, не знал,  где он работает,  но СМИ каждый  день сообщало о  нем, как об  очень влиятельном человеке.  

         Руководитель любой организации,  как правило, стремится  к созданию позитивного  личного имиджа, но  известны случаи, когда  индивидуум целенаправленно идет  на создание отрицательного,  скандального образа. Такой  шаг, как правило,  свойственен политическим, общественным  деятелям, а также представителям шоу бизнеса,  реже он свойственен руководителям коммерческих структур,  так как в данном случае клиент  задумается, стоит ли  отдавать свои деньги  за товар или услугу, производимые компанией,  руководитель которой имеет  негативный имидж.

         Таким образом, отрицательный  имидж руководителя организации  чаще всего только  усиливает недоверие потребителей  к продукту или  услугам коммерческой организации.  При прочих равных  условиях положительный имидж  руководителя организации будет  являться ее конкурентным  преимуществом.

         Можно выделить следующие  составляющие имиджа руководителя  организации:

        - персональные характеристики: физические,  психофизиологические особенности, характер,  тип личности, индивидуальный  стиль принятия решений  и т.д.;

        - социальные характеристики: статус  руководителя организации, который  включает не только  статус, связанный с  официально занимаемой должностью,  но также и  с происхождением, личным  состоянием и т.д.  Со статусом тесно  связаны модели ролевого  поведения. Также социальные  характеристики включают связь  лидера с различными  социальными группами: с  теми, интересы которых  он представляет; с  теми, которые поддерживают  его и являются  союзниками; а также  с теми, которые  являются его оппонентами  и открытыми врагами.  Социальная принадлежность в  значительной мере определяет  нормы и ценности,  которых придерживается руководитель;

        - личная миссия руководителя:  своего рода конституция,  выражающая стратегическое видение  руководителя. Личная миссия  руководителя определяет то  положение, в котором  он находится в  данный момент, и  то, чего он  хочет достичь в  будущем. Личная миссия  руководителя является важным  моментом в выработке  миссии и целей  организации;

        - ценностные ориентации руководителя:  наиболее важные предположения,  принимаемые руководителем организации  и оказывающие воздействие  на организационную культуру  организации.

         Каждая из групп  характеристик вносит свой  вклад в формирование  имиджа лидера и  в различной степени  поддается сознательному конструированию.  Так очевидно, что  персональные характеристики различаются  от индивида к  индивиду, и многие  из них почти  невозможно изменить. Однако,  в связи с  тем, что общение  лидера и общественности  опосредуется СМИ, подавляющая  часть нежелательных персональных  качеств всячески скрывается,  сглаживается или просто  не попадает на  глаза широкой общественности.

         Одной из немногих  характеристик, приобретающих в  телевизионную эпоху большой  вес, является внешность  лидера. «По одежке  встречают», - гласит  старая русская пословица,  и смысл ее  в данном случае  в том, что  восприятие внешнего вида  является очень существенным  при первом впечатлении об индивиде. Если  это восприятие оказалось  положительным, то вся  последующая информация будет  наслаиваться на этот  так называемый «скелет»,  независимо от того,  будет она оказывать  положительное или отрицательное  воздействие. Главное, что  основа уже создана,  «первое впечатление -  оно самое яркое».  Но если восприятие  оказалось отрицательным, то  все, что будет  сказано и сделано  впоследствии, будет восприниматься  через призму уже  созданного негативного имиджа.

         Для российского населения  при определении симпатий  и предпочтений внешность  лидера пожалуй, наиболее  важна. Для примера  можно проанализировать выборы  президента. Большинство населения  голосовало за того  или иного лидера  только потому, что  им нравилась его  внешность, манера держаться,  его одежда, и  мало кого интересовала  предвыборная программа кандидата.

         Другие качества, существенные  для имиджа руководителя  организации, - социальные  характеристики. Они связаны  с обстановкой вокруг  организации. Руководитель, ориентируясь  на определённую целевую  аудиторию, должен стараться  в то же  время заручиться поддержкой  как можно большего  количества людей, как  имеющих прямого отношения  к продукции или  услуге организации, так  и связанных с  ней косвенным образом.  Он должен чутко  улавливать их требования.  Например, генеральный директор  российской страховой компании  «РОСНО» Евгений Кургин  тесно связан с  российскими профсоюзами. Об  этом свидетельствует и  тот факт, что  председателем Совета директоров  ОАО «РОСНО» в  2000 году в  очередной раз был  избран Михаил Шмаков  - председатель Федерации  независимых профсоюзов России.  Данный факт существенно  влияет на имидж  компании, так как  еще с советских  времен общественность воспринимает  профсоюзы, как орган,  защищающий права граждан.  Это, наряду с  другими факторами, влияет  на формирование положительного  имиджа и руководителя,  и компании в  целом.

         Также стоит обратить  внимание на такую  важную социальную характеристику,  как семейное положение  лидера организации. К  сожалению, в нашей  стране на протяжении  70 лет семейные  ценности всячески подавлялись,  и им не  придавалось особого значения.  Советские политические лидеры,  единственные, кто имел  в то время  публичный имидж, тщательно  скрывали от общества своих жен и детей. Однако очень  часто семейные ценности,  проповедуемые лидером организации,  играют важную роль  в формировании его  положительного имиджа. Одним  из первых людей,  кардинально изменившим эту  ситуацию, стал Михаил  Горбачев. Этот факт  в числе других  способствовал формированию его  положительного имиджа в  глазах российской и  мировой общественности. Итак,  «социальные характеристики» являются  достаточно подвижной частью  имиджа лидера, тесно  связанной с требованиями  реальности. Каждый раз  на основе тщательного  анализа сложившейся ситуации  они конструируются заново.

         Следующая составляющая имиджа  - это личная  миссия руководителя. Руководитель  организации может иметь  либо не иметь  такой миссии, он  может также не  понимать назначения миссии.

         Миссия организации, по  определению Томпсона и  Стрикланда, отвечает на  вопрос: «В чем  заключается наша деятельность,  и чем мы  будем заниматься?». Что  касается руководителя организации,  то, если он  не будет осознавать,  в чем смысл  его деятельности, он  никогда не сможет  создать положительный имидж  управленца.

         В. Баранчеев определяет  миссию как «способ  выделения среди конкурентов».  Это также важный  момент при создании  имиджа руководителя, так  как людям свойственно  запоминать что-то особенное  и уникальное. Личная  миссия руководителя -  это, как правило,  какая-либо идея или  набор идей, которые  он собирается реализовать  в своей деятельности,  и которые в  совокупности наполняют миссию  организации.  

         Ярким примером может  служить миссия компании  «Форд»: «Предоставление людям  дешевого транспорта», которая  перекликается с основной  идеей Генри Форда:  «Снабдить каждого работающего  дешевым автомобилем». Это  способствовало созданию положительного  имиджа Форда в  глазах общественности, как  способного предпринимателя и  помогло Форду превратить  крошечную компанию в  гигантскую отрасль, изменившую  американское общество.

         Еще одной важной  составляющей имиджа являются  ценностные ориентации руководителя.  Базовые предположения и  ценностные ориентации руководителя  организации, безусловно, оказывают  влияние на организационную  культуру. Лидер пытается  привести организационную культуру  в соответствие со  своими нормами и  ценностями. Этот процесс,  происходящий внутри организации,  формирует «внутренний» имидж  руководителя, который мы  рассмотрим ниже. Что  касается влияния ценностных  ориентаций на «внешний»  имидж руководителя, то  тут следует отметить  аспекты национальной культуры.  У различных культур  существуют совершенно разные  критерии положительного имиджа.  Например, в американской  культуре ценятся такие  качества как динамичность,  умение действовать самостоятельно  в собственных интересах,  японской же культуре  присущи такие качества  как коллективизм, приверженность  организации, умение работать  в команде и  в интересах компании.  Если, согласно критериям  американской культуры, руководителем  может быть молодой  человек, в том  числе и женщина,  то в Японии  это практически невозможно,  так как положительный  имидж руководителя тесно  связан с его  зрелым возрастом.

         Можно предложить следующую  процедуру оценки влияния  вышеперечисленных характеристик на  формирование имиджа руководителя.  Вначале каждая организация,  исходя из сложившейся  ситуации во внешней  и внутренней среде,  методом экспертной оценки  выделяет по каждой  группе характеристик те  факторы, которые оказывают  воздействие на создаваемый  образ руководителя этой  организации. Полученные данные  заносятся в таблицу  1. После этого  определяется соответствие (или  несоответствие) существующего имиджа  руководителя тем факторам,  которые были выделены.  В таблице 1  отмечаются положительные и  отрицательные качества уже  существующего образа лидера.  Затем необходимо выявить,  какие из отмеченных  факторов поддаются изменению,  а какие изменить  невозможно. С учетом  этого, отмеченные качества,  попавшие в третью  и пятую колонки  таблицы, заносятся в  матрицу, представленную на  рисунке 1. По  результатам такого анализа  можно дать рекомендации  по дальнейшему улучшению  имиджа руководителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ примеров формирования имиджа руководителя в практике российских компаний