Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе представлена общая характеристика современного состояния рынка алкогольной продукции в России. А так же дана более подробная характеристика рынка алкогольной продукции Забайкальского края, а именно – анализ и оценка рынка по основным параметрам.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика рынка алкогольных напитков 4
1.1 Классификация алкогольной продукции 4
1.2 Особенности товарного рынка алкогольной продукции 8
2. Рынок алкогольной продукции в России 10
2.1 Обзор российского рынка алкогольных напитков 10
2.2 Краткая характеристика основных сегментов алкогольного рынка 12
3. Рынок алкогольной продукции в Забайкальском крае 19
3.1 Параметры рынка алкогольной продукции 19
3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции 21
3.3 Барьеры входа на рынок алкогольной продукции Забайкальского края и пути их преодоления 27
3.4 Проблемы рынка алкогольной продукции в Забайкальском крае 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая по рег.рынку.docx

— 266.98 Кб (Скачать)

     Подчеркнем, однако, что приведенные данные характеризуют  структуру розничных продаж в крупных российских городах, которая по сравнению с общероссийской смещена в сторону высокоценовых категорий. По имеющимся оценкам, суммарная доля премиального и суперпремиального сегментов по всей России не превышает 2%.

     Премиальные крепкие напитки

     Крепкий премиальный алкоголь (виски, французский  коньяк, текила, джин, ликеры) – сегмент  алкогольного рынка, демонстрировавший  в России наиболее активный рост среди всех алкогольных напитков в течение пяти предкризисных лет. В 2008 году размер рынка достиг своего максимума в 50 млрд руб. (рост по сравнению с 2007 годом +45%). Тем не менее, это составляет лишь10% в стоимостном выражении от всего российского рынка крепкого алкоголя . В 2009 году потребление премиальных спиртов сократилось больше всего. Общий объем ввезенного в страну премиального импортного алкоголя по итогам 2009 года оказался практически на четверть ниже объемов импорта 2008 года.

     По  итогам 2009 года весь сегмент премиального алкоголя потерял 3% в стоимостном выражении (в рублях) по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а в долларах рынок элитного алкоголя сократился значительно сильнее.

     Снизилось потребление практически всех категорий  премиальных спиртов, за исключением  рома. С 2003 года эта категория показывает наибольший прирост продаж среди всех сегментов рынка премиального алкоголя. Мы связываем это, в первую очередь, с молодежной клубной культурой и ростом популярности давно полюбившихся на Западе коктейлей на основе рома – «Мохито», «Куба Либре». Наиболее популярной маркой рома остается Bacardi, которой принадлежит более 65% рынка в стоимостном выражении. В тройку самых популярных марок рома также входят Captain Morgan и Havana Club.

     Самая крупная категория крепкого премиального алкоголя в натуральном выражении – виски. Как и в остальных категориях, на рынке виски в этом году наблюдается смещение покупательского спроса с более дорогих марок на более дешевые. И именно благодаря росту продаж марок недорогого виски категория в целом показала в 2009 году рост доли по стоимости на 4%%.

     Лидером рынка виски по-прежнему остается Johnnie Walker. В 2008 году его доля в стоимостном  выражении превышала 26%, в прошлом  году позиции этой марки немного ослабли. Среднеценовая марка White Horse (около 560 руб. за 0,75 л), в прошедшем году показала прирост доли по сравнению с 2008 годом, благодаря чему переместилась с третьего на второе место в категории по объемам продаж в рублях, сместив премиальные марки семейства Chivas Brothers (розничная цена самой крупной в натуральном выражении марки Chivas Regal 12 y.o. составляет порядка 2000 руб. за 0,75 л). В списке Top10 марок 2009 года, как и в 2008 году, присутствуют ирландский Jameson и американский Jack Daniel’s.

     Второе  место по объему продаж в стоимостном  выражении в сегменте премиальных спиртов принадлежит французским коньякам (провинция Cognac). По нашим оценкам, в 2009 году доля этого сегмента на рынке крепкого премиального алкоголя составляла 27%. По итогам 2009 года эта категория сократилась в стоимостном выражении более чем на 3%%. Спад интереса покупателей к дорогим французским коньякам привело к перераспределению спроса, в первую очередь, в пользу недорогих виски и бренди.

     Рынок коньяка довольно концентрирован – чуть более 80% российского рынка коньяка занимают пять ключевых марок – Hennessy, Martell, Remy Martin, Courvoisier, Otard (марки приведены в порядке занимаемых позиций). Важно отметить, что в 2009 году увеличила свою популярность марка Edouard III, что можно объяснить ценовой привлекательностью, которая очень актуальна для потребителя сегодня. Цена бутылки Edouard III емкостью 0,75 л составляет порядка 1500 рублей, что в несколько раз ниже средней розничной цены Hennessy и других марок-лидеров.

     Рынок импортных ликеров в 2009 году потерял 14% в стоимостном выражении (в рублях) в сравнении с 2008 г. Предпочтение потребителей сместились к ликерам российского производства, более доступным с точки зрения стоимости. Средняя розничная цена последних составляет около 280 руб. за 0,75 л, в то время как цена на полке импортных ликеров – около 800 руб. за 0,75 л. Лидером категории продолжает быть марка Bailey’s, второе место – у Sheridan’s.

     Замыкают  круг наиболее популярных в России элитных крепких алкогольных  напитков – остающиеся «экзотическими» в России текила и джин.

     В 2009 году рынок текилы также сократился – минус 9% в стоимостном выражении. Доля марки Olmeca в продажах категории составляет около 50% в стоимостном выражении. В 2009 году ее продажи в 2009 году выросли, в то время как у марок, занимающих второе и третье места, – Sauza и Camino Real – снизились.

     Джин является самой небольшой категорией в рассматриваемом сегменте. Этот рынок в 2009 году сохранил свой объем по стоимости. По сути, рынок джинов в России – это рынок двух игроков: Beefeater (около половины рынка в 2009 году), и Gordon’s (чуть более 40% рынка в 2009 году). Наибольший прирост продажи за последний год продемонстрировала марка Manchester, которая примерно на 30% дешевле лидеров. Однако ее доля в категории остается все еще меньше 1%.

     Таким образом, яркая тенденция последнего времени – преобладание слабого  алкоголя в структуре потребления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Рынок алкогольной  продукции в Забайкальском  крае

     3.1 Параметры рынка алкогольной  продукции

     Потребительские свойства товара (алкогольной продукции) определяются функциональным назначением в качестве тонизирующего средства. Физическими параметрами алкогольной продукции являются специально приготовленные растворы этилового спирта с добавлением ароматических средств.

     На  рынке алкогольной продукции  Забайкальского края существуют следующие условия реализации:

  • через систему оптовой и розничной торговли;
  • через фирменные магазины;
  • через посредников-учредителей заводов производителей;
  • по прямым договорам между производителем и розничным торговцем.

     Спрос на данный товар на региональном рынке  полностью удовлетворен. Алкогольная продукция представлена на рынке в большом ассортименте. В  зависимости от потребностей, вкуса и покупательной способности населения можно приобрести различные сорта вин, шампанского, коньяка, водки и пива.

     Данный  товар не имеет товаров-заменителей, т.е. является не взаимозаменяемым.

     Алкогольная продукция представлена следующими товарными группами (согласно единому классификатору продовольственных товаров):

Таблица 1

Классификация алкогольной продукции

Наименование  товарной группы Код классификации
Водка и ликероводочные изделия 031
Вина  виноградные 033
Вина  плодовые 034
Напитки винные (виноградные, плодовые) 035
Коньячные напитки и бренди 036
Слабоалкогольные  напитки 037
Коньяки 038
Вина  шампанские (игристые) 039
Соки  спиртованные 041
Другая  алкогольная продукция 061

 

     В настоящее время участниками  рынка алкогольной продукции  являются:

  • Производители сырья -
  • Производители алкогольной продукции - четыре завода по производству ликероводочных изделий, находящихся на территории республики -
  • Дистрибьюторы производителей - оптовые фирмы, реализующие только продукцию производителей по договорам и на правах акционеров.
  • Оптовые центры, имеющие лицензию на продажу алкогольной продукции и реализующие широкий ассортимент завозной продукции.
  • Розничная сеть и предприятия общественного питания.
  • Поставщики и подрядчики заводов-производителей, различных бюджетных организаций.

     Покупателями, приобретающими товары у данных продавцов, являются розничные торговцы и предприятия общественного питания, непосредственно находящимися в г. Чите, а так же в районах Забайкальского края.

     Всех  покупателей алкогольной продукции  можно условно объединить в следующие группы:

  • посредники, приобретающие товар непосредственно с завода-изготовителя (производителя) и занимающиеся дальнейшим продвижением товара до конечных потребителей;
  • прямые потребители, приобретающие товар через фирменные магазины и специализированные торговые точки.

     Географические  границы рынка алкогольной продукции  находятся в пределах административных границ Забайкальского края, включая  товарный рынок г. Чита, рынки административных центров районов и непосредственно  покупателей в районах. Для них характерны неразвитость рыночной инфрастуктуры, прежде всего транспортной, а также административные барьеры, устанавливаемые органами местной власти.

     3.2 Комплексная оценка и анализ состояния рынка алкогольной продукции

     Оборот  розничной торговли алкогольными напитками  Забайкальского края в 2009 году составил 8431,6 млн. рублей, что занимает 10% в  структуре оборота розничной торговли. В стоимостном выражении в фактических действовавших ценах с 2000 по 2009 год наблюдается увеличение продажи алкогольных напитков. Однако их доля в общем обороте розничной торговли незначительно снижается, о чём свидетельствуют данные приведенные в таблице 2.  Но, не смотря на это, алкогольные напитки занимают одно из первых мест в товарной структуре оборота розничной торговли, уступая место только верхней одежде, чья доля составляет 14,9%.

Таблица 2

Оборот  розничной торговли алкогольными напитками [2]

(млн.  рублей в фактически действовавших  ценах)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
1298,5 1986,0 2754,2 3651,3 4147,7 4888,6 5484,6 6537,6 7392,2 8431,6
 

     Таблица 3

Доля  алкогольных напитков в структуре  оборота розничной торговли

(в процентах  от общего объёма оборота)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
13,0 13,9 14,1 13,8 12,4 12,4 11,6 11,5 9,8 10,0
 

     Далее рассмотрим как обстоят дела с  производством алкогольной продукции  на территории Забайкальского края.

Таблица 4 

Производство  алкогольной продукции в Забайкальском  крае [1]

(тысяч  декалитров)

  2005 2006 2007 2008 январь –

сентябрь

2009

январь –

сентябрь

2008

Водка и ликеро-водочные изделия 116,1 54,0 96,5 66,4 - 51,8
Пиво 2192,7 2194,2 1790,4 1281,3 693,0 1062,0
Итого 2308,8 2248,2 1886,9 1347,7    

Информация о работе Анализ состояния и направлений развития рынка алкогольной продукции