Анализ структуры ассортимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:32, реферат

Описание работы

Главной целью данного реферата является анализ структуры ассортимента. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1. Исследование сущности и последовательности проведения анализа АВС.
2. Рассмотрение анализ ассортимента по адаптированной матрице Бостонской консалтинговой группы
3. Анализ по методу Дибба-Симкина.

Содержание

Введение
1. Анализ АВС
1.1 Сущность анализа АВС
1.2 Пример распределения товаров по группам на основе АВС-анализа
1.3 Этапы проведения анализа АВС
1.4. Практические рекомендации по управлению группами А, В и С
2. Анализ по адаптированной матрице BCG
2.1 Пример БКГ-анализа
3. Анализ по методу Дибба-Симкина
Заключение

Работа содержит 1 файл

анализ.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ. Л.Н.ГУМИЛЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Анализ структуры  ассортимента

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнили: Тилепбердиева А.

                                                                          Утемисова А.

                                                                               Эф., гр. УиА-44

                                                      Проверила: Туребекова Б.Ж.

 

 

 

 

Астана 2012

 

 

Содержание

Введение……………………………..………………………………………….3

  1. Анализ АВС……………………………………………………………….4
    1. Сущность анализа АВС…………………………………………………..4

1.2 Пример распределения товаров  по группам на основе АВС-анализа………………………………………………………………………….6

1.3 Этапы  проведения анализа АВС………………………………………….8

1.4.Практические  рекомендации по управлению группами  А, В и С……..10

2.Анализ по адаптированной матрице BCG ………………………………..12

2.1 Пример БКГ-анализа………………………………………………….......15

3. Анализ по методу Дибба-Симкина……………………………………......17

Заключение………………………………………………………………….....19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных рыночных условиях потребители  диктуют участникам рынка правила  игры, и в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат  компании необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами.

Оптимально подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке компании. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

Для проведения полноценного анализа  ассортимента можно совместить несколько  известных и универсальных методов, возможных для адаптации к  ситуации в конкретной компании. Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой и на основании полученной информации формируются предложения по изменениям ассортимента.

Во всех компаниях регулярно  возникает задача анализа товарного запаса на складах. Одним из наиболее известных методов его проведения является АВС-анализ.

АВС-анализ является простым и в  то же время мощным инструментом анализа, позволяющим выявить объекты, требующие  первостепенного внимания, что  особенно актуально при дефиците управленческих ресурсов.

Главной целью данного реферата является анализ структуры ассортимента. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

  1. Исследование сущности и последовательности проведения анализа АВС.
  2. Рассмотрение анализ ассортимента по адаптированной матрице Бостонской консалтинговой группы
  3. Анализ по методу Дибба-Симкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ АВС
    1. Сущность анализа АВС

Ассортимент производимой продукции оказывает большое  влияние на деятельность всего предприятия. При формировании ассортимента и его структуры следует учитывать такие факторы, как спрос со стороны потребителей и возможности самого предприятия.

Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.

Структура ассортимента продукции — это доля объема производства каждого наименования продукции в общем объеме производства предприятия.

Анализ структуры  ассортимента продукции позволяет  оценить важность отдельных наименований продукции с точки зрения достижения общего объема производства.

Изменение структуры  ассортимента влияет на все показатели хозяйственной деятельности предприятия:

•             объем производства продукции;

•             объем реализации продукции;

•             материалоемкость;

•             себестоимость;

•             прибыль;

•             рентабельность и т. д.

Для анализа структуры  ассортимента широко используется метод  АВС-анализа.

Анализ  АВС – это способ формирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравномощных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма.

Идея  анализа ABC состоит в том, чтобы  из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

ABC-анализ базируется на принципе  Парето (правило 80/20), согласно которому  контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом. Согласно правилу Парето множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части (80% и 20%). Применительно к сфере управления запасами правило 80/20 можно сформулировать различными способами:

  • надежный контроль 20% номенклатурных позиций позволяет на 80% контролировать систему в целом;
  • 20% номенклатурных позиций товарно-материальных ценностей в запасах требуют 80% выделенных для закупки средств;
  • 20% закупаемых позиций берут на себя 80% издержек на доставку, приходящихся на весь план закупки и т.д.

Анализ ABC предусматривает более  глубокое разделение — на три части. Суть данного метода заключается  в том, что вся номенклатура материальных ресурсов располагается в порядке  убывания суммарной стоимости всех позиций на складе, далее классифицируется по признаку относительной важности этих позиций, и далее для каждой выделенной категории формируется методика управления запасами. Для того чтобы АВС-анализ стал возможен, в компании необходимо наличие единого классификатора материально-технических ресурсов, в котором заложен учет их прихода, расхода и складских запасов.

Классический анализ АВС предполагает трехступенчатое ранжирование номенклатурных позиций: на классы A, B и C.

Позиции номенклатуры, отнесенные к группе А – немногочисленны, но на них приходится преобладающая часть денежных средств, вложенных в запасы (сумма стоимостей составляет 75-80% суммарной стоимости всего запаса). Это особая группа с точки зрения определения величины заказа по каждой позиции номенклатуры, контроля текущего запаса, затрат на доставку и хранение.

К группе В относятся позиции номенклатуры, занимающие среднее положение в  формировании запасов склада (сумма стоимостей составляет 10-15% суммарной стоимости всего запаса). По сравнению с позициями номенклатуры группы А, они требуют меньшего внимания, за ними производится обычный контроль текущего запаса на складе и своевременностью заказа.

Группа С включает позиции номенклатуры, составляющие большую часть запасов: на них приходится незначительная часть финансовых средств, вложенных в запасы (сумма стоимостей составляет 5-10% суммарной стоимости всего запаса). Как правило, за позициями группы С не ведется текущий учет, а проверка наличия осуществляется периодически.

Анализ АВС имеет широкий спектр применения:

  1. Снижение влияния субъективного фактора, при принятии решения об организации снабжения по отдельным группам, что очень важно для руководства, собственников и контролирующих подразделений.
  2. Определения подходов к планированию потребности в материально-технических ресурсах, выбору поставщиков, управлению запасами.
  3. Исследование значимости отдельных продуктов предприятия, с точки зрения результата (сбыта, прибыли). Это делается для оптимизации структуры сбытовой программы и очистки программы от невыгодных продуктов.

АВС-анализ полезно использовать компаниям, работающим с разнородной номенклатурой. Данный метод может также служить  основой для классификации номенклатуры с точки зрения определения методов  работы с клиентами, способов дистрибьюции, управления запасами в розничных точках и на оптовых складах.

Решающее преимущество ABC-анализа  заключается в простоте применения. Данный метод позволяет быстро сделать  выводы, способствующие уменьшению перегрузки менеджера деталями и обеспечивающие лучший обзор проблемной области. С помощью ABC-анализа реализуется возможность последовательной ориентации на принцип Парето, концентрирующий деятельность на важнейших аспектах проблемы. В результате появляется возможность целенаправленного снижения затрат на остальные сферы.

При многочисленных плюсах метода АВС-анализа  существуют ограничения в применении данного анализа:

  • АВС-анализ не позволяет оценивать сезонные колебания продаж;
  • АВС-анализ по товарным позициям не работает там, где происходит ежемесячное обновление ассортимента (в бутиках модной одежды или подарков).
  • АВС-анализ может давать неправильные результаты, если данных для анализа мало;
  • АВС-анализ будет неправильным там, где учет товаров ведется с постоянными изменениями в товарной номенклатуре – например, один и тот же товар приходуется под различными кодами или наименованиями;
  • АВС-анализ будет ненужным, если товарная номенклатура состоит из слишком малого числа позиций – менее 10-ти. В таком случае оценивать вклад каждого товара можно и без применения математических методов.

Таким образом, применение ABC анализа  является эффективным инструментом выделения из множества влияющих факторов и элементов тех, которые  имеют особое значение для достижения поставленных целей предприятия, установления приоритетов и оптимизации ассортиментной политики.

 

    1. Этапы проведения анализа АВС

 

Процедура проведения АВС-анализа содержит следующие  шаги:

1. Определение  цели анализа;

2. Определение  объектов анализа;

3. Определение  факторов для дифференциации  объектов анализа;

4. Формирование  информационного массива для  анализа;

5. Оценка  объектов анализа по выделенным  факторам;

6. Ранжирование  показателей;

7. Разделение  объектов на группы;

8. Интерпретация  результатов анализа.

Первым, ключевым этапом АВС анализа является определение цели анализа. Многие пропускают это действие, в результате чего заходят в тупик. Одно и то же множество объектов анализа может быть разделено на группы по-разному, в зависимости от цели анализа. В свою очередь, результат анализа должен быть правильно интерпретирован, иначе эффект от его проведения сводится к нулю.

Например, в процессе управления многотысячным  ассортиментом склада предприятия  оптовой торговли с использованием ABC анализа могут решаться следующие  задачи:

  • сокращение величины запасов;
  • сокращение количества перемещений на складе;
  • сокращение хищений материальных ценностей.

Ставя цель сокращения запаса на складе, необходимо выделить ассортимент, на долю которого приходится основная часть продаж. Скорее всего, это будет  незначительная группа "валообразующих" позиций, заказы по которым необходимо взять под строгий контроль, так как содержание многодневного запаса по этим позициям обойдется гораздо дороже, чем по позициям - аутсайдерам списка товаров.

Ставя цель сокращения перемещений на складе, необходимо разделить ассортимент по признаку встречаемости позиции в отгрузочных накладных. Большая часть встречаемости, придется на незначительную часть ассортимента. Избежать перерасхода движенческого ресурса можно, если разместить этот ассортимент в зонах, наиболее удобно расположенных относительно мест отпуска товара.

Основная опасность  хищений на этом же складе также  приходится на незначительную группу ассортимента. Этой группе также необходим  жесткий контроль, но уже другого  плана: частая инвентаризация, размещение в специальных камерах, укладка в верхние ярусы стеллажей, что затрудняет хищение и т. п.

Вторым  этапом АВС-анализа является определение  объектов анализа. Одну и ту же задачу можно решать при помощи воздействия  на различные объекты управления, конечно, наибольший результат даст комплексное воздействие. Например, снизить запасы на складе компании можно следующими путями:

Информация о работе Анализ структуры ассортимента