Брендинг

Автор: Иванова Катерина, 18 Июля 2010 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях кризиса и жесткой конкуренции перед даже широко известными предприятиями возникает достаточно сложная задача: как удержать свои позиции на рынке и сохранить эффективность деятельности. Обычно руководством организаций осуществляется ряд мероприятий по увеличению доли на рынке, по снижению затрат в целях осуществления ценовой конкуренции и еще множество других. Но зачастую этого бывает мало, чтобы выжить.
.

Работа содержит 1 файл

введение-главы-библиогр. список.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Введение 

      В условиях кризиса и жесткой конкуренции  перед даже широко известными предприятиями  возникает достаточно сложная задача: как удержать свои позиции на рынке  и сохранить эффективность деятельности. Обычно руководством организаций осуществляется ряд мероприятий по увеличению доли на рынке, по снижению затрат в целях осуществления ценовой конкуренции и еще множество других. Но зачастую этого бывает мало, чтобы выжить.

     Многие  специалисты все больше склоняются к выводу, что основным фактором успеха большинства предприятий является верность потребителей, другими словами их лояльность.

     Для того, чтобы потребитель был верен  определенному товару или услуге, нужно создать некое впечатление  о товаре (услуге) – положительное или отрицательное, оно появляется неизбежно, как только потребитель узнает о товаре. Эти ассоциации, восприятие товара потребителем, и называются брендом.

     Таким образом, можно сказать, что высокоэффективной технологией завоевания и удержания потребителя будет называться брендинг.

     Брендинг – это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном действии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений и других элементов рекламы, объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, выделяющих товар среди конкурентов и создающих его образ (brand image).

     Брендинг – это обоснованная маркетинговыми исследованиями совместная творческая работа рекламодателя, реализующей организации и рекламного агентства по созданию и широкомасштабному (использующему разнообразные виды, средства, формы и методы рекламы) внедрению в сознание потребителя персонализированного бренд-имиджа – образа замаркированного определенным товарным знаком товара или семейства товаров.

      Следовательно, актуальность работы заключается в том, что изучение и рассмотрение марочной политики (брендинга) дает возможность руководителям, а также будущим предпринимателям удержать свои позиции на рынке и сохранить эффективность деятельности. Создание и развитие бренда – это процесс превращения торговой марки в неотъемлемую часть бытовой, социальной культурной и других аспектов жизни потребителя. Зная основы, заложенные в моей курсовой работе, можно иметь общие представления об этом процессе.

      Объектом  исследования является как таковой сам брендинг, в частности – бренд и его составляющие, а предметом выступает рассмотрение процесса превращения торговой марки в неотъемлемую часть бытовой, социальной культурной и других аспектов жизни потребителя.

      В связи с этим, целью курсовой работы является подробное рассмотрение марочной политики, а конкретно, брендинга. Выявить его суть и увидеть перспективы брендинга в России.

       Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие «бренд»,  процесс его создания и увидеть, каким образом происходит управление брендом.
  2. Кратко рассмотреть мировой опыт брендинга.
  3. Проанализировать актуальность брендинга в России.
  4. Рассмотреть пути успешного развития, а также проблемы российских брендов.

      В качестве методов исследования были использованы анализ литературных источников, анкетирование, письменный стандартизированный опрос. Для обработки и анализа результатов исследования использовались метод статистической и аналитической обработки данных. 

       Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых как Ф. Котлер, Е.П. Голубков, Г. Армстронг, Г. Л. Багиев.

       Информационной  базой послужили нормативно-справочные материалы и информационные ресурсы интернет-порталов.

 

1 МАРОЧНАЯ ПОЛИТИКА. ПЕРСПЕКТИВЫ БРЕНДИНГА В РОССИИ 

1.1 Марочная политика в России 

      Марочная  политика определяет количество торговых марок, необходимых предприятию, маркетинговые  задачи, ассортиментное наполнение и  позиционирование на рынке каждой из них.

      Многие  современные проблемы и противоречия социально-экономического реформирования в России вызваны недостаточной подготовкой руководителей различного уровня к работе в рыночных условиях. Становление рыночной экономики порождает необходимость нового экономического мышления, новых подходов к управлению экономикой, во главе угла которых стоит удовлетворение потребностей человека. Хотя успех на рынке складывается из множества факторов, все преуспевающие фирмы отличаются одной общей чертой: абсолютной ориентацией на потребителя и всесторонним применением маркетинга.

      К сожалению, в России инструментарий маркетинга, его приемы и методы используются далеко не в полном объеме, даже учитывая уровень развития ее производительных сил и инфраструктуры. Между тем, в период экономической нестабильности и кризиса именно маркетологи должны найти резервы для формирования устойчивых конкурентных позиций предприятий на российском потребительском рынке.

      В своем выступлении на 2-й Международной  конференции по маркетингу, организованной Российской ассоциацией маркетинга в сентябре 1998 года, известный американский маркетолог Филип Котлер отмечал: «Чтобы предприятие могло не разориться в период кризиса, ему нужно сократить расходы. Но ни в коем случае нельзя сокращать расходы на маркетинг. Если в обычных условиях маркетинг нужен для процветания, то в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который поможет фирме выжить». Каким образом? Прежде всего за счет поиска новых направлений деятельности, новых рыночных ниш, перестройки товарной и марочной политики фирмы.

      Наиболее характерным свойством профессиональных маркетологов, работающих на потребительском рынке, является их умение создавать, поддерживать, защищать, усиливать и расширять марки, т.е. формировать эффективную марочную политику предприятия [9, с. 98].  
 

      1.2 Основные проблемы и направления совершенствования марочной политики 

      Внедрение марок на рынок – основной вопрос товарной стратегии, который должен решаться отечественными предприятиями  с учетом того опыта, который накоплен в мировой практике маркетинговой  деятельности.

      В чем же заключаются основные проблемы и направления совершенствования  марочной политики предприятия?

      Во-первых, отечественным маркетологам необходимо осознать, что если они будут рассматривать  марку только как имя товара, то упустят главную цель ее создания – развитие содержательной системы ассоциаций, возникающих в сознании потребителей в связи с этой маркой. Кроме того, что марка определяет производителя или продавца и гарантирует качество их товаров, она еще и несет потребителю определенный набор свойств, преимуществ, выгод, ценностей, а также имеет свою собственную индивидуальность. Например, марка «Mercedes» означает высокую технологию, представительность, успех. Если рассуждать в терминах основных преимуществ, которые получает потребитель, то марку можно представить следующим образом:

Марка = Функциональные + Психологические +Экономические  преимущества

      С этой точки зрения работа маркетолога  заключается в создании «глубоких» марок, которые раскрывают все свойства товара. Тогда достигается основная цель марочной политики – повышение ценности марки и формирование её конкурентных преимуществ в сознании потребителя.

      Во-вторых, маркетологам российских предприятий  следует освоить такие понятия  как «стоимость марки» и «марочный капитал». Термин «марочный капитал» был введен в употребление в 1980-х гг. в соответствии с точкой зрения, что марка обладает собственной стоимостью, независимой от ценности продукта. Теоретически стоимость марки определяется, как разность в цене марочного и обычного товара, т.е. такого же товара, но не имеющего известной марки. Основная функция маркетолога заключается не просто в достижении краткосрочных прибылей, а в увеличении марочного капитала.

      В-третьих, в связи с этим возникает проблема оптимального построения системы управления развитием марок. Многие преуспевающие западные фирмы используют трехуровневую организационную структуру управления (таблица 1).

    Таблица 1 – Три уровня управления товарными  марками

  Марка Товарный ассортимент (категория) Товарная номенклатура
Управление Менеджер Марки (brand-manager) Менеджер товарной категории Менеджер подразделения  или всей компании
Стратегическая  направленность деятельности Позиционирование  марки Координация марок  в пределах товарной категории Распределение ресурсов между товарными категориями. Оценка портфеля товаров
Примеры Моющее средство «Tide» Моющие средства компании P & G: «Tide», «Cheer», «Dash», и «Bold», «Duz» и др. Вся товарная номенклатура P & G: моющие средства, зубная паста, кофе, подгузники и т.д.
 

      В этой системе менеджеры марки отвечают за прибыльность конкретной марки, ее позиционирование, выявление целевых сегментов, определение стратегий ценообразования, рекламы и распределения.

      Менеджеры товарных категорий отвечают за прибыльность всех марок, входящих в категорию, что позволяет координировать их развитие и исключает «каннибализм» (борьбу между марками фирмы за одних и тех же покупателей). Решения относительно товарной номенклатуры предполагает оценку всех товарных категорий, предлагаемых фирмой и распределение ресурсов между ними. Такие решения принимают менеджеры компании, отвечающие за разработку общего стратегического плана маркетинга.

      Внедрение подобных систем управления на отечественных  предприятиях позволило бы перейти  от массового маркетинга к сегментации потребителей, дифференциации ассортимента и четкому формированию конкурентных преимуществ марок на рынке.

      В-четвертых, для создания этих преимуществ маркетологам необходимо усвоить содержание этапов процесса принятия решений, связанных  с управлением марками. Эффективная марочная политика, по мнению Ф. Котлера, предполагает решение задач, представленных ниже (рисунок 1).

      Стратегия расширения товарной линии (семейства  марки) – когда фирма выпускает  дополнительные товарные единицы в  той же категории товаров, под той же маркой, обычно с новыми характеристиками. Так, компания Danon расширила товарную линию йогуртов, включая в нее обезжиренный «легкий» йогурт, десертные ароматизированные йогурты, а также «сливочные» версии, специально разработанные для детей.

      Стратегия расширения границ использования марки  – представляет собой использование  успешных марочных названий для выпуска  новых или модифицированных товаров  в новой категории. Компания Procter & Gamble получила великолепный результат, поместив название Fairy на стиральный порошок и жидкое средство для мытья посуды. При этом уже пользующаяся признанием марка обеспечивает новому товару мгновенное узнавание.  

      

      Рисунок 1 – Решения, связанные с управлением торговыми марками

      Стратегия мультимарок (многомарочный подход) – подразумевает создание дополнительных марок в одной в одной и той же категории товаров. Например, так поступает фирма Procter & Gamble, производя по меньшей мере девять различных марок стирального порошка. Такая стратегия позволяет точнее сегментировать рынок и дифференцировать товары за счет того, что каждая марка предлагает различные функции и свойства целевым сегментам потребителей.

Информация о работе Брендинг