Факторы повышения конкурентоспособности экономики Беларуси в современных условиях: теоретико-методологические подходы в программных д

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 23:18, практическая работа

Описание работы

Цель статьи -- рассмотреть теоретико-методологические проблемы, связанные с определением факторов и условий роста конкурентоспособности белорусской экономики и их воплощением в программных документах.

Работа содержит 1 файл

Курсовая рб.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Курсовая  рб

Факторы повышения конкурентоспособности  экономики Беларуси в современных  условиях: теоретико-методологические подходы в программных  документах

Автор:

Чилик Дмитрий  Анатольевич -- соискатель кафедры международных  экономических отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета

Рецензенты:

Медведев Виталий  Федосович -- доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, руководитель Центра мировой экономики и международных экономических отношений Института экономики Национальной академии наук Беларуси

Семак Елена  Адольфовна -- кандидат экономических  наук, доцент кафедры международных  экономических отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета

Введение

Проблема конкурентоспособности  фирм, отраслей, стран -- одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой  экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения  темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Исследованием этой проблемы занимаются как мировые институты (Всемирный банк, ИКАО, МОТ, ОЭСР), так и отдельные зарубежные и отечественные ученые (Н. Говорова [1], С. Долгов [2], М. Портер [6], и др.). Значимость этой проблемы особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства. Конкурентоспособность неразрывно связана сегодня с глобализацией, ибо она неопределима вне данного контекста [12, s. 16].

Беларусь придает  конкурентоспособности своих товаров  и услуг приоритетное значение [9, с. 74]. Завоевание подобающего места  в мировой экономике в современных  условиях необходимо для обеспечения  устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.

Цель статьи -- рассмотреть теоретико-методологические проблемы, связанные с определением факторов и условий роста конкурентоспособности  белорусской экономики и их воплощением в программных документах.

Анализ результатов  современных исследований свидетельствует  о том, что сегодня на первый план выдвинулась проблема конкурентоспособности  отраслей и предприятий. Известный  экономист М. Портер показал, что  термин «конкурентоспособная страна» не имеет решающего самостоятельного значения для процветания государства, так как цель последнего в экономике -- обеспечить гражданам высокий (и повышающийся) уровень жизни. Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ -- минимизации затрат и дифференциации продукта [6, с. 67].

С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции  на мировом рынке успеха отдельного предприятия недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Отдельному предприятию даже с уникальной технологией трудно удерживать конкурентное преимущество, ибо оно зависит от надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом рынке конкурируют кластеры взаимосвязанных отраслей. Поэтому белорусская конкурентоспособность по сути зависит от конкурентоспособности основных отраслей ее экономики.

Проблемы конкурентоспособности  рассматривались разными авторами в рамках различных теоретических подходов. Несмотря на методологические различия, было признано, что национальная конкурентоспособность -- одна из важных экономических и социальных проблем, находящихся в поле зрения государства. Наиболее подходящими для понимания и объяснения сущности глобальных факторов конкурентоспособности стран можно считать теории международной торговли и инвестиций М. Портера [6] и В. Смита [15], а также теории Ч. Киндлебергера [14] и Дж. Тобина [16], объясняющие движение капитала различиями в условиях предпринимательской деятельности в разных странах и не увязывающие напрямую движение инвестиций с движением товаров. Этот подход вполне адекватен современным тенденциям развития мировой экономики (опережение роста мировой торговли над ростом мирового производства, роста мировых инвестиций над ростом мировой торговли, роста мировых портфельных инвестиций над ростом прямых инвестиций).

Отмечая актуальность этих теорий, добавим, что из поля зрения их авторов выпадает ключевой момент глобальной конкуренции, каковым является конкуренция стран, выдвигающая на первое место социальные факторы развития. Высшей формой конкурентных преимуществ у М. Портера является «движение инноваций», позволяющее максимально эффективно использовать любые мировые ресурсы [6, c. 102]. Однако за «движением инноваций» (научно-исследовательскими, маркетинговыми разработками, развитием персонала и организации фирм) чаще всего стоит социальная сфера страны, воспроизводящая основные ресурсы фирм -- человеческие. Данные ресурсы воспроизводятся за пределами фирм, но определяют потенциал развития последних. Это специфические страновые ресурсы международной конкуренции, которые представляют собой ключевые ресурсы глобальной конкуренции, ибо за право обладать и пользоваться ими в хозяйственной деятельности фактически разворачивается конкурентная борьба фирм. Но воспроизводят этот ресурс, как правило, не фирмы, а страны. Именно поэтому способность воспроизводить его, а затем пользоваться результатами этого воспроизводства -- признак глобальной конкурентоспособности страны. Беларусь как страна с социально ориентированной экономикой может целенаправленно стремиться к достижению подобных целей и тем самым позитивно влиять на свою конкурентоспособность.

Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности

Попытаемся выяснить, какие факторы определяет конкурентоспособность  фирмы, отрасли и страны. На этот счет имеется много теорий. Согласно модели стадий экономического развития, экономика на первой стадии развития опирается на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии -- на инвестиции, обеспечивающие эффективность производства, а на третьей -- на инновации, создающие уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались лишь как один из источников конкурентоспособности. Скандинавские исследователи утверждают, что именно инновации являются источником экономического роста и успешной торговли. Я. Фагерберг изучал, как влияют на конкурентоспособность инвестиции в исследования и разработки [11], а Б. Верспаген дополнил его работу, рассмотрев результаты подобных инвестиций, выраженных в количестве патентов [10]. Общим результатом этих исследований стал вывод о том, что инновации значительно увеличивают конкурентоспособность и влияют на отраслевую специализацию.

Э. Вольф, исследуя отношения между показателем  общей факторной производительности (ОФП) и отраслевой специализацией, обнаружил существенную взаимосвязь. Он доказал, что рост ОФП стимулирует развитие специфических для данной отрасли факторов производства, которые обеспечивают увеличение сравнительного преимущества этой отрасли. В ходе исследования были обнаружены факторы, обеспечивающие высокие уровни ОФП. Если фирма (или несколько фирм) обладают активами, связанными с технологиями, инвестиции в исследования и развитие, а также в обучение высококвалифицированного персонала являются важными составляющими для обеспечения быстрого роста ОФП и, следовательно, для повышения конкурентоспособности отрасли [17, р. 113].

Исследования  Я. Фагерберга ставили целью определить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность. Автор рассматривал следующие факторы: прямые инвестиции в исследования; косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством приобретения капитальных товаров у местных и зарубежных поставщиков; косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством приобретения товаров у зарубежных поставщиков; среднюю заработную плату; инвестиции в физический капитал и объем спроса на внутреннем рынке. В результате исследования 22 отраслей в 10 странах было обнаружено, что, вопреки предположениям, размеры внутреннего рынка не влияют на конкурентоспособность, как и уровень заработной платы. Степень влияния остальных факторов имела различные значения в зависимости от величины страны и от того, относятся отрасли к высоко- или низкотехнологичным. Так, прямые инвестиции в исследования оказались в 2 раза более эффективными в высокотехнологичных отраслях, в то время как в низкотехнологичных большее значение имели непрямые инвестиции в исследования, а такие вложения в физический капитал. При этом конкурентоспособность отраслей больших стран зависит в основном от исследований внутри страны, а малых -- от инноваций, получаемых из-за рубежа. Однако инвестиции в исследования и развитие оказались более эффективными, чем инвестиции в физический капитал, независимо от величины страны и для всех отраслей, а не только для высокотехнологичных. Более того, специализация в технологически отсталых секторах может привести к снижению экономического роста в стране [11, р. 49].

В свете этих выводов вызывают интерес результаты анализа, проведенного экспертами белорусского Института приватизации и менеджмента. Они показывают, что по группе из 203 средне- и высокотехнологичных товаров, традиционно экспортируемых из Республики Беларусь, снижение конкурентоспособности за последнее время произошло по 112 товарам. При этом 12 товаров являются конкурентоспособными на мировом рынке, а инвестиционный импорт сохраняет перспективу роста, но, пока продолжает сокращаться [3, с. 21]. В нашей стране имеются все условия для реализации инвестирования в исследования и развитие -- одного из факторов по-настоящему действенного механизма повышения конкурентоспособности отраслей белорусской экономики.

Национальная  стратегия устойчивого  развития Беларуси

Научный подход к проблеме конкурентоспособности  предполагает адекватное теоретико-методологическое ее решение, а именно -- выбор приоритетов, соответствующих национальной политике Беларуси, ее основным ориентирам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономической стратегии и политики страны определяющей должна являться базовая национальная стратегия, обращенная к гражданам и предприятиям самой страны. В этой стратегии должны быть сформулированы принципиально важные для субъектов национальной экономики ориентиры деятельности, содержащие непротиворечивый образ будущего хозяйства и социальной сферы страны.

В Республике Беларусь разработана и реализуется Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, в рамках которой генеральной целью устойчивого  развития Беларуси определено обеспечение  стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений [4]. Основные принципы устойчивого развития, использованные при разработке Национальной стратегии, закреплены в Повестке дня на XXI век, принятой на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Данный документ содержит 27 принципов интеграции экологической, экономической и социальной политики в единую политику [5].

Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, для экономики  переходного периода принципиальное значение имеет выбор институциональной  направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. Признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относятся, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства [4, c. 32].

Национальная  конкурентоспособность -- это способность  страны производить и реализовывать  товары и услуги на внутреннем и  внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Республика Беларусь, активно участвуя в процессах глобализации, сумела на национальном уровне минимизировать ее негативные последствия и добиться стабильного экономического роста.

Программа структурной перестройки экономики

К основным конкурентным преимуществам Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.

В Республике Беларусь разработана и в июне 2003 г. Президиумом  Совета Министров принята Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики (далее -- Программа), действующая до 2010 г. [7]. В целом Программа представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный поворот социально-экономической политики белорусского государства к новым внешним и внутренним реалиям. Программа направлена на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне. Разработка и реализация рассматриваемой Программы важна вследствие того, что сводный индекс уровня конкурентоспособности Беларуси пока еще ниже российского, не говоря о западных странах, и составляет 0,564 (для сравнения: России -- 0,678; Польши -- 0,633; Нидерландов -- 1,145) согласно рейтингу стран по сводному индексу уровня конкурентоспособности, индексу развития человеческого потенциала и производства реального ВВП на душу населения [1, c. 25].

Целью Программы  является выработка основных направлений  и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ Беларуси, повышение уровня ее конкурентоспособности. В целом реализация конкурентных преимуществ в Беларуси сдерживается, в частности, следующими факторами: неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Информация о работе Факторы повышения конкурентоспособности экономики Беларуси в современных условиях: теоретико-методологические подходы в программных д