Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:50, реферат
Макросреда – совокупность факторов, на которые предприятие воздействовать не может, но должно учитывать их в своей маркетинговой деятельности. К числу основных факторов макросреды, определяющей состояние внешней среды, относятся:
экономические факторы;
политико-правовые факторы;
социально-демографические факторы;
научно-технические факторы;
природно-географические факторы.
Макросреда – совокупность факторов, на которые предприятие воздействовать не может, но должно учитывать их в своей маркетинговой деятельности. К числу основных факторов макросреды, определяющей состояние внешней среды, относятся:
Экономическая среда в основном проявляется посредством колебаний покупательной способности, которая напрямую зависит от уровня текущих доходов, цен, размеров сбережений населения, доступности кредита ,уровня безработицы и т.д. Специалисти по маркетинку должны быть в курсе тенденций в изменении доходов населения и определения его покупательной способности.
В правовой и политической среде прежде всего действуют такие факторы, как состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность, влияние внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на рынке, требования групп общественности и т.д.
Что касается социально-демографической среды, то состав и уровень жизни населения влияют на уровень образования, степень профессиональной подготовки работников, степень удовлетворенности условиями жизни и труда, степень занятости и в конечном счете – на платежеспособный спрос. Существенное влияние на маркетинговую деятельность предприятия оказывают также численность и плотность размещения населения. Большое значение факторы социально-демографической среды имеют для сегментации рынка.
Научно-техническая среда является определяющей для производства и реализации конкурентоспособной продукции. Постоянный прогресс технологии производства, внедрение новых материалов, организация послепродажного обслуживания и т.д. приводят к постоянному совершенствованию продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности. Предприятие должно постоянно отслеживать новейшие достижения научно-технического прогресса с целью внесения изменений в свою маркетинговую политику.
Природно-географическая среда является важной составляющей для формирования региональных рынков, расположенных в разных природно-климатических условиях. Изменения в окружающей природной среде оказывают влияние на ассортимент производимых товаров в каждом регионе. Факторами, действующими в природно-географической среде, являются природно-климатические изменения, состояние экологии в стране и регионах, основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы экологии, степень влияния экологических движений на состояние окружающей среды и т.п. В своей маркетинговой деятельности предприятия должны учитывать дефицит некоторых видов ресурсов и сырья, рост уровня загрязнения природной среды, нормы рационального использования и необходимость воспроизводства природных ресурсов.
Статистическая информация по каждому фактору представлена в приложении 1.
Для
анализа макросреды предприятия
необходимо оценить факторы, оказывающие
непосредственное влияние на макросреду.
Оценка факторов представлена в таблице
1. (1 – важный фактор, 3 – наименее важный
фактор).
Таблица 1
Оценка факторов макросреды
Группы факторов | Факторы | Проявления влияния фактора | Оценка степени воздействия на предприятие (баллы) |
Экономические | Состояние экономики России в целом | В период спада фирма подвержена снижению уровня производства продукции и увеличения уровня издержек | 2 |
Уровень налоговых ставок | Увеличение себестоимости продукции | 1 | |
Уровень занятости и безработицы в регионе | Нехватка квалифицированных кадров | 1 | |
Политическо-правовые | Направление развития политической системы | Ориентация правительства на внешние (экспорт/импорт) или внутренние рынки | 1 |
Состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность | Осуществление деятельности с учетом нормативной и правовой базы | 2 | |
Социально- демографические | Тенденции динамики численности и половозрастного состава населения | Возраст населения от 20 до 40 значительно сокращается | 3 |
Тенденции уровня образования | Повышение уровня профессиональной подготовки | 2 | |
Социальные условия жизни | Повышение уровня жизни, доходы значительной части населения возросли | 1 |
Научно-технические | Темп развития технологий | Инвестиции в развитие инфраструктуры минимальны, оплата труда и качество кадров находятся на уровне Китая, поэтому у компании возникают проблемы с использованием маркетинговых технологий | 1 |
Темп распространения и устаревания технологически новой продукции | Темп ниже, чем на Западе, рынок можно использовать для концентрации товаров, не имеющих актуальность на Западе, рынок требует меньших затрат на обновление | 1 |
На
основе оценки факторов макросреды предприятия
можно составить перечень возможностей
и опасностей (табл.2.), с которыми предприятие
может столкнуться в будущем. Для этого
необходимо ранжировать все исследованные
факторы макросреды на группу факторов
благоприятного воздействия (возможности)
и неблагоприятного (угрозы). Основой для
ранжирования факторов является оценка
характера (направленности) влияния фактора
на предприятии.
Табл.2. Перечень возможностей и угроз макросреды
Факторы макросреды | Оценка воздействия фактора на предприятие (баллы) | Возможные варианты ответных действий предприятия |
Возможности | ||
Социальные условия жизни | 1 | Повышение
уровня жизни, доходы |
Состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность | 2 | Осуществление деятельности с учетом законодательной базы |
Нововведения в области товаров | 2 | Разработка и выпуск новых видов продукции. |
Тенденции уровня образования | 2 | Повышение уровня профессиональной подготовки |
Направление развития политической системы | 1 | Поиск новых партнеров за рубежом |
Угрозы | ||
Состояние экономики России в целом | 2 | Снижение уровня производства продукции и увеличение уровня издержек |
Износ основных производственных фондов в строительной отрасли | 2 | Снижение уровня производства |
Тенденции динамики численности и половозрастного состава населения | 3 | Привлечение новых покупателей, создавая интенсивные маркетинговые программы |
Темп развития технологий | 1 | Строительство новых торговых центров, где есть отделы спортивных товаров |
Уровень занятости и безработицы в регионе | 1 | Переподготовка и обучение работников на предприятии |
Уровень налоговых ставок | 1 | Увеличение себестоимости продукции |
На основе таблицы 2 можно проследить возможности и угрозы макросреды предприятия и увидеть возможные варианты действий предприятия в сложившейся ситуации. Например, какие необходимо провести мероприятия по нейтрализации негативного или нежелательного воздействия определенных факторов.
Микросреда – совокупность факторов, действующих на предприятие, на которые это предприятие может влиять в процессе своей маркетинговой деятельности. Факторы микросреды достаточно жестко определяют коммерческую деятельность предприятия и его маркетинговую философию. К факторам микросреды относятся потребители, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории.
Клиенты (заказчики) – покупатели (потребители) продукции и услуг предприятия. Потребители являются определяющим элементом микросреды. Знание конкретных желаний своих потребителей позволяет фирме разрабатывать четкие цели развития.
Предприятием ОАО «Фирма Центроспецстрой» выполнялись большие объемы строительно-монтажных работ по реконструкции АВТ-1, АВТ-2, АВТ-4, А-37/3, МХО промстоков, сетей ВиК комплекса гидроочистки вакуумного газойля. Были проведены работы по замене устаревшего оборудования и экологической программы РНПК, которая в себя включает и общестроительные работы насосных станций и очистных сооружений. Кроме этого фирма построила системы ВиК и теплоснабжения на заводах: станкостроительном, искусственного волокна, «Центролите», комбайновом, Ново-Рязанской и Дягилевской ТЭЦ и других предприятиях Рязани. Также клиентом является МП УКС «Горстрой».
За последние годы применяя вахтовый метод предприятие выполнило реконструкцию водоснабжения в г. Касимове, г. Ново-Мичуринске Рязанской области, г. Туле, канализационного коллектора и тепломагистрали для экскаваторного завода в г. Коврове Владимирской области.
Предприятие
использует в своей практике систему
длительных и давно сформировавшихся
партнерских отношений с
Поставщики – предприятия и частные лица, которые обеспечивают производителя различными видами ресурсов, необходимых для производства конкретных товаров и услуг.
События на рынках материальных, трудовых и финансовых ресурсов могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность фирмы. Менеджеры по маркетингу должны внимательно следить за ценами на все виды ресурсов, политическими и экономическими акциями и прочими событиями, способными нарушить регулярность поставок и график отгрузки продукции. Названные события могут в краткосрочном плане привезти к упущения возможности сбыта, а в долгосрочном – подорвать расположение к предприятию со стороны клиентов.
ОАО «Фирма Центроспецстрой» смотрудничает с такими поставщиками, как ЖБИ-2, ЖБИ-6, АО «Бетон» (поставляют трубы),АО «Метиз» (сборный железобетон, задвижки, клапаны, пожарные гидранты).
Посредники – предприятия или частные лица, которые оказывают производителю услуги в закупочной и сбытовой деятельности. Они различаются набором услуг, оказываемых клиентам, товарной специализацией, обслуживанием определенных категорий потребителей и др. Посреднические связи основаны на приобретении и продаже продукции через торговых посредников, с которыми заключаются специальные договоры, предусматривающие наряду с комиссионными и другими вознаграждениями особые обязательства по реализации (покупке) товара продавца. К услугам торговых посредников прибегают при продаже серийной или второстепенной продукции, а также на отдельных труднодоступных и небольших рынках в случае продвижения новых товаров при отстуствии собственной сбытовой сети.
ОАО «Фирма Центроспецстрой» в своей деятельности к услугам посредников не прибегала.
Конкуренты – совокупность предприятий, поставлющих на рынок однородные товары. В условиях насыщенного рынка производитель должен обеспечить рынок товарами более высокого качества и по более низкой цене, чем у конкурентов. Организация должна получить стратегическое преимущество перед конкурентами, внедрив в сознание клиентов приоритет своих товаров. Фактор конкуренции полностью от производителя не зависит и определяется конкурентной средой.
Единственным конкурентом исследуемого предприятия является ОАО «Спецстроймеханизация».
Контактные аудитории – группы, которые проявляет реальный или потенциальный интерес к преприятию и от которых зависит его деятельность. Контактные аудитории – это банки, инвестиционные компании, кредитные организации, средства массовой информации, государственные учреждения, общественные организации, жители окрестных районов и местные организации и т.п. Производитель в целях расширения географии сбыта своей продукции должен разрабатывать планы маркетинговых мероприятий, направленных на взаимодействие с различными типами контактных аудиторий.
На
основе анализа микросреды предприятия
были оценены следующие факторы – потребители,
поставщики и конкуренты(табл.3)
Табл.3. Оценка факторов микросреды
Информация о работе Маркетинговые исследования микро- и макросреды предприятия