Маркетинговые исследования микро- и макросреды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:50, реферат

Описание работы

Макросреда – совокупность факторов, на которые предприятие воздействовать не может, но должно учитывать их в своей маркетинговой деятельности. К числу основных факторов макросреды, определяющей состояние внешней среды, относятся:
экономические факторы;
политико-правовые факторы;
социально-демографические факторы;
научно-технические факторы;
природно-географические факторы.

Работа содержит 1 файл

курс2 МИ изменен.docx

— 26.52 Кб (Скачать)

     2.2. Анализ факторов  макросреды

     Макросреда – совокупность факторов, на которые предприятие воздействовать не может, но должно учитывать их в своей маркетинговой деятельности. К числу основных факторов макросреды, определяющей состояние внешней среды, относятся:

    1. экономические факторы;
    2. политико-правовые факторы;
    3. социально-демографические факторы;
    4. научно-технические факторы;
    5. природно-географические факторы.

     Экономическая среда в основном проявляется посредством колебаний покупательной способности, которая напрямую зависит от уровня текущих доходов, цен, размеров сбережений населения, доступности кредита ,уровня безработицы и т.д. Специалисти по маркетинку должны быть в курсе тенденций в изменении доходов населения и определения его покупательной способности.

     В правовой и политической среде прежде всего действуют такие факторы, как состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность, влияние внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на рынке, требования групп общественности и т.д.

     Что касается социально-демографической среды, то состав и уровень жизни населения влияют на уровень образования, степень профессиональной подготовки работников, степень удовлетворенности условиями жизни и труда, степень занятости и в конечном счете – на платежеспособный спрос. Существенное влияние на маркетинговую деятельность предприятия оказывают также численность и плотность размещения населения. Большое значение факторы социально-демографической среды имеют для сегментации рынка.

     Научно-техническая  среда является определяющей для производства и реализации конкурентоспособной продукции. Постоянный прогресс технологии производства, внедрение новых материалов, организация послепродажного обслуживания и т.д. приводят к постоянному совершенствованию продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности. Предприятие должно постоянно отслеживать новейшие достижения научно-технического прогресса с целью внесения изменений в свою маркетинговую политику.

     Природно-географическая среда является важной составляющей для формирования региональных рынков, расположенных в разных природно-климатических условиях. Изменения в окружающей природной среде оказывают влияние на ассортимент производимых товаров в каждом регионе. Факторами, действующими в природно-географической среде, являются природно-климатические изменения, состояние экологии в стране и регионах, основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы экологии, степень влияния экологических движений на состояние окружающей среды и т.п. В своей маркетинговой деятельности предприятия должны учитывать дефицит некоторых видов ресурсов и сырья, рост уровня загрязнения природной среды, нормы рационального использования и необходимость воспроизводства природных ресурсов.

     Статистическая  информация по каждому фактору представлена в приложении 1.

     Для анализа макросреды предприятия  необходимо оценить факторы, оказывающие  непосредственное влияние на макросреду. Оценка факторов представлена в таблице  1. (1 – важный фактор, 3 – наименее важный фактор). 

     Таблица 1

       Оценка факторов макросреды

Группы  факторов Факторы Проявления  влияния фактора Оценка степени  воздействия на предприятие (баллы)
Экономические Состояние экономики  России в целом В период спада  фирма подвержена снижению уровня производства продукции и увеличения уровня издержек 2
Уровень налоговых ставок Увеличение  себестоимости продукции 1
Уровень занятости и безработицы в  регионе Нехватка квалифицированных  кадров 1
Политическо-правовые Направление развития политической системы Ориентация  правительства на внешние (экспорт/импорт) или внутренние рынки 1
Состояние законодательства, регулирующего экономическую  и хозяйственную деятельность Осуществление деятельности с учетом нормативной  и правовой базы 2
Социально- демографические Тенденции динамики численности и половозрастного  состава населения Возраст населения от 20 до 40 значительно сокращается 3
Тенденции уровня образования Повышение уровня профессиональной подготовки 2
Социальные  условия жизни Повышение уровня жизни, доходы значительной части населения  возросли 1
Научно-технические Темп развития технологий Инвестиции  в развитие инфраструктуры минимальны, оплата труда и качество кадров находятся на уровне Китая, поэтому у компании возникают проблемы с использованием маркетинговых технологий 1
Темп  распространения и устаревания  технологически новой продукции Темп ниже, чем  на Западе, рынок можно использовать для концентрации товаров, не имеющих  актуальность на Западе, рынок требует  меньших затрат на обновление 1
 

     На  основе оценки факторов макросреды предприятия  можно составить перечень возможностей и опасностей (табл.2.), с которыми предприятие может столкнуться в будущем. Для этого необходимо ранжировать все исследованные факторы макросреды на группу факторов благоприятного воздействия (возможности) и неблагоприятного (угрозы). Основой для ранжирования факторов является оценка характера (направленности) влияния фактора на предприятии. 

     Табл.2. Перечень возможностей и угроз макросреды

Факторы макросреды Оценка воздействия  фактора на предприятие (баллы) Возможные варианты ответных действий предприятия
Возможности
Социальные  условия жизни 1  Повышение  уровня жизни, доходы значительной  части населения возросли
Состояние законодательства, регулирующего экономическую  и хозяйственную деятельность 2 Осуществление деятельности с учетом законодательной  базы
Нововведения  в области товаров 2 Разработка  и выпуск новых видов продукции.
Тенденции уровня образования 2 Повышение уровня профессиональной подготовки
Направление развития политической системы 1 Поиск новых  партнеров за рубежом
 
Угрозы
Состояние экономики России в целом 2 Снижение уровня производства продукции и увеличение уровня издержек
Износ основных производственных фондов в  строительной отрасли 2 Снижение уровня производства
Тенденции динамики численности и половозрастного  состава населения 3 Привлечение новых  покупателей, создавая интенсивные  маркетинговые программы
Темп  развития технологий 1 Строительство новых торговых центров, где есть отделы спортивных товаров
Уровень занятости и безработицы в  регионе 1 Переподготовка  и обучение работников на предприятии
Уровень налоговых ставок 1 Увеличение  себестоимости продукции
 

     На  основе таблицы 2 можно проследить возможности и угрозы макросреды предприятия и увидеть возможные варианты действий предприятия в сложившейся ситуации. Например, какие необходимо провести мероприятия по нейтрализации негативного или нежелательного воздействия определенных факторов.

     2.3. Анализ факторов  микросреды

     Микросреда – совокупность факторов, действующих на предприятие, на которые это предприятие может влиять в процессе своей маркетинговой деятельности. Факторы микросреды достаточно жестко определяют коммерческую деятельность предприятия и его маркетинговую философию. К факторам микросреды относятся потребители, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории.

     Клиенты (заказчики) – покупатели (потребители) продукции и услуг предприятия. Потребители являются определяющим элементом микросреды. Знание конкретных желаний своих потребителей позволяет фирме разрабатывать четкие цели развития.

    Предприятием  ОАО «Фирма Центроспецстрой» выполнялись большие объемы строительно-монтажных работ по реконструкции АВТ-1, АВТ-2, АВТ-4, А-37/3, МХО промстоков, сетей ВиК комплекса гидроочистки вакуумного газойля. Были проведены работы по замене устаревшего оборудования и экологической программы РНПК, которая в себя включает и общестроительные работы насосных станций и очистных сооружений. Кроме этого фирма построила системы ВиК и теплоснабжения на заводах: станкостроительном, искусственного волокна, «Центролите», комбайновом, Ново-Рязанской и Дягилевской ТЭЦ и других предприятиях Рязани. Также клиентом является МП УКС «Горстрой».

    За  последние годы применяя вахтовый метод предприятие выполнило реконструкцию водоснабжения в г. Касимове, г. Ново-Мичуринске Рязанской области, г. Туле, канализационного коллектора и тепломагистрали для экскаваторного завода в г. Коврове Владимирской области.

    Предприятие использует в своей практике систему  длительных и давно сформировавшихся партнерских отношений с потребителями. Услуги пользуются спросом у крупных предприятий Рязанской области и других регионов.

     Поставщики – предприятия и частные лица, которые обеспечивают производителя различными видами ресурсов, необходимых для производства конкретных товаров и услуг.

     События на рынках материальных, трудовых и  финансовых ресурсов могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность фирмы. Менеджеры по маркетингу должны внимательно следить за ценами на все виды ресурсов, политическими  и экономическими акциями и прочими  событиями, способными нарушить регулярность поставок и график отгрузки продукции. Названные события могут в  краткосрочном плане привезти к упущения возможности сбыта, а в долгосрочном – подорвать расположение к предприятию со стороны клиентов.

    ОАО «Фирма Центроспецстрой» смотрудничает с такими поставщиками, как ЖБИ-2, ЖБИ-6, АО «Бетон» (поставляют трубы),АО «Метиз» (сборный железобетон, задвижки, клапаны, пожарные гидранты).

     Посредники – предприятия или частные лица, которые оказывают производителю услуги в закупочной и сбытовой деятельности. Они различаются набором услуг, оказываемых клиентам, товарной специализацией, обслуживанием определенных категорий потребителей и др. Посреднические связи основаны на приобретении и продаже продукции через торговых посредников, с которыми заключаются специальные договоры, предусматривающие наряду с комиссионными и другими вознаграждениями особые обязательства по реализации (покупке) товара продавца. К услугам торговых посредников прибегают при продаже серийной или второстепенной продукции, а также на отдельных труднодоступных и небольших рынках в случае продвижения новых товаров при отстуствии собственной сбытовой сети.

     ОАО «Фирма Центроспецстрой» в своей деятельности к услугам посредников не прибегала.

     Конкуренты – совокупность предприятий, поставлющих на рынок однородные товары. В условиях насыщенного рынка производитель должен обеспечить рынок товарами более высокого качества и по более низкой цене, чем у конкурентов. Организация должна получить стратегическое преимущество перед конкурентами, внедрив в сознание клиентов приоритет своих товаров. Фактор конкуренции полностью от производителя не зависит и определяется конкурентной средой.

     Единственным  конкурентом исследуемого предприятия является ОАО «Спецстроймеханизация».

     Контактные  аудитории – группы, которые проявляет реальный или потенциальный интерес к преприятию и от которых зависит его деятельность. Контактные аудитории – это банки, инвестиционные компании, кредитные организации, средства массовой информации, государственные учреждения, общественные организации, жители окрестных районов и местные организации и т.п. Производитель в целях расширения географии сбыта своей продукции должен разрабатывать планы маркетинговых мероприятий, направленных на взаимодействие с различными типами контактных аудиторий.

     На  основе анализа микросреды предприятия были оценены следующие факторы – потребители, поставщики и конкуренты(табл.3) 
 
 
 
 
 
 
 

     Табл.3. Оценка факторов микросреды

Информация о работе Маркетинговые исследования микро- и макросреды предприятия