Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:21, курсовая работа
Целью данного исследования является всесторонняя оценка текущей ситуации на рынке мороженого Республики Башкортостан и получение объективной информации для построения эффективного комплекса маркетинга и планирования деятельности компаний «Серебряный снег» и «Башкирское мороженое». Основные направления, в которых было решено строить исследовательскую программу:
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Предварительная характеристика рынка мороженого……………………………………...4
2. Результаты маркетингового исследования…………………………………………………..6
2.1 Культура потребления……………………………………………………………………….6
2.2 Процесс выбора………………………………………………………………………………7
2.3 Предпочтения потребителей………………………………………………………………..9
2.4 Знание марок и производителей…………………………………………………………...10
2.5 Качество и цена……………………………………………………………………………..12
2.6 Реклама мороженого………………………………………………………………………..13
2.7 Социально-демографические характеристики……………………………………………13
3. Рыночные позиции игроков рынка мороженого…………………………………………..15
4. Сегментирование рынка мороженого………………………………………………………20
5. Рекомендации по маркетинговой политике……………………………………………….26
5.1 Маркетинговая стратегия………………………………………………………………….26
5.2 Ассортиментная политика…………………………………………………………………29
5.3 Ценовая политика…………………………………………………………………………..32
5.4 Сбытовая политика………………………………………………………………………....33
5.5 Политика продвижения…………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………………………...38
Список использованных источников…………………………………………………………39
Приложение А…………………………………………………………………………………..40
Таблица 2
Прочитайте, пожалуйста, следующие утверждения и выберите то из них, которое Вам ближе всего: | ||
Var. | Freq. | % |
1. Я беру мороженое, которое уже привык покупать – то, что уже пробовал. | 97 | 32,3 |
2.
Я покупаю мороженое |
77 | 25,7 |
3.
Я люблю покупать что-то |
35 | 11,7 |
4. Я каждый раз покупаю то, что увижу нового, выбираю новые сорта мороженого. | 32 | 10,7 |
5.
Я покупаю традиционное |
21 | 7,0 |
6. Я покупаю мороженое, которое выбирает мой ребенок. | 16 | 5,3 |
7. Я беру мороженое в удобной упаковке, в которой удобно его нести или есть. | 12 | 4,0 |
8. Я выбираю мороженое, которое стоит подешевле. | 10 | 3,3 |
Total | 300 | 100 |
2.3 Предпочтения потребителей
Наиболее популярными видами мороженого в России традиционно считаются вафельные стаканчики (25,1%) и эскимо (24,8%). Их предпочитают по данным нашего опроса примерно по четверти всех потребителей. Так же относительно популярны рожки (14,9%), торты(6,3%) и мешочек «Колбаска»(4,8%) Это опять же свидетельствует о преобладании индивидуального характера потребления. Так называемая «семейная» упаковка (большой брикет) пользуется пока заметно меньшим спросом (3,9%), так же как маленькие брикеты(3,1%), ведерко(3.0%), сэндвичи (многослойное - 2,4%). Одинаково предпочтительны десерт в пластиковом стаканчике и фруктовый лед (по 4,4%). Совсем непопулярны- батончики(1,1%), рулеты (1,3%), лоток(0,2%) и весовое(0,6%)
Вкусовые предпочтения также оказались
традиционными: это прежде всего пломбир
(23,2%), шоколадное (12,5%), и сливочное (8,8%)
мороженое. Из вкусовых наполнителей
на первые места по предпочтениям вышли
вареная сгущенка(7,9%), орешки (7,9%), глазурь
из темного шоколада (6,3%), карамель(5,6%).
Менее предпочтительными оказались шоколадная
крошка(4,9%), глазурь из белого шоколада
(2,9%), сокосодержащие (2,4%), ванильные (2.0%),
фруктовые(1,9%) и смешанные вкусы (0,9%)
2.4 Знание марок и производителей
Выяснение известности марок мороженого вызвало у респондентов много затруднений. Рядовые потребители плохо разбираются в понятиях название, марка, производитель мороженого. Часто путают их между собой, ошибочно определяют принадлежность марок к конкретному производителю. Это скорее всего говорит об огромном уровне предложения и слабой брендированности рынка. Наиболее известной маркой мороженого стал «Серебряный снег», его знают более 40% опрошенных. На втором месте – «Nestle», 26%. Из собственно наименований наиболее популярным является «Пломбир», его назвали 21,3% респондентов. Далее, наиболее известными оказались марки мороженого производителей «Башкирское мороженое» («Мимоза»(17,7%), «Юбилейное»(15,3%), «Морозко»(11,3%), «Крем-Брюле»(9,0%) «Полонез»(10,7%), «Маришка»(10,3%), «Знаки зодиака»(7,7%), «Снежок»(7,3%)) и «Nestle» («Экстрем»(20,3%), «Максибон»(9,7%), «48 копеек»(8,0%), «Снегурочка»(7,7%), «Мега»(5,7%)). Среди 20-ти наиболее известных оказались также марки производителя «Талосто»: «Золотой слиток»(4,7%) и «Ля Фам»(5,7%), а также «Сникерс» и «Баунти» (по 3,7%).[13]
В целом, показатели знания марок и их покупок взаимосвязаны. Среди предпочитаемых марок на первые места вышли «Серебряный снег»(22,7%), «Пломбир»(12,7%), «Nestle»(6,3%). Опять же марки производителей «Башкирское мороженое» и «Nestle» вошли в двадцатку наиболее предпочитаемых. Среди прочих производителей названы марки «Инмарко» («Фишка»), «Талосто» («Золотой слиток», «Ля Фам»). По уровню известности производителей на первом месте оказался «Башхладокмбинат», его знают 53% респондентов. В целом, наиболее известными являются местные фабрики мороженого: в первых строчках оказались также «Уфамолзавод» и «Серебряный снег», 33 и 26% соответственно. Среди внешних производителей самым популярным является «Nestle» (34%). В десятке известных также «Ижмолоко» (4,7%), «Талосто» (3,7%), «Инмарко» (2,3%), «Челны холод» (2,0%), «Баскин Роббинс» (1,7%), «Сервис-холод(Самара)» (1,3%).
Структура покупательских предпочтений
отличается не сильно. Также на первом
месте лидер местного рынка – «Башхладокомбинат»,
37%. «Уфамолзавод» (23,3%) и «Серебряный снег»
(12,0%) идут следом. «Nestle» (11,7%) по уровню
покупок его продукции уступает высокому
показателю своей известности.[14] Среди
прочих производителей, мороженое которых
предпочитают покупать уфимцы, оказался
сильно потерявший рынок завод «Ижмолоко»
(1,0%), и группа игроков, напротив стремительно
увеличивающих свою долю: «Инмарко» (0,7%),
«Талосто», «Челны холод», «Велрус». Мороженое
«Баскин Роббинс» предпочитают 0,3% потребителей.
2.5 Качество и цена
Вопрос о качестве продукции всегда является актуальным. В ходе опроса мы задались целью выяснить, что же значит понятие «качественное мороженое» для потребителей. Как и в структуре факторов выбора мороженого на первом месте оказался признак вкуса. Значит качественным мороженое будут считать прежде всего по тому, насколько оно будет вкусным. Второй по значимости признак качества мороженого – это его свежесть. Для скоропортящегося продукта этот показатель безусловно весьма критичен, поскольку от него зависят вкусовые характеристики. Продолжает тему качества вопрос о натуральности компонентов, входящих в состав мороженого, этот признак потребители поставили на третье место (табл. 3).
Таблица 3
Что для Вас означает «качественное мороженое»? | ||
Var. | Freq. | % |
Вкусное | 217 | 31,3 |
Свежее | 141 | 20,3 |
Приготовленное только из натуральных компонентов | 140 | 20,2 |
Оригинальное по своему составу и вкусу | 63 | 9,1 |
Изготовленное на местном предприятии | 42 | 6,1 |
Имеющее привлекательный внешний вид | 42 | 6,1 |
Известной марки | 39 | 5,6 |
Которое недешево стоит | 9 | 1,3 |
Total | 693 | 100 |
Изучение восприятия потребителями ценовых
границ для индивидуальной порции качественного
мороженого показало, что есть несколько
наиболее значимых пределов приемлемой
цены , а именно, как показали исследования,
такими пределами считаются 5, 7, 10, 15 и 20
рублей (8,7%, 6,3%, 32%,16,3%, 15,7% опрошенных соответственно).
Менее приемлемы цены в 12 (3,3%), 16, 17, 13, 25
(по 0,3%) и 28 (2,0%) рублей.[13]
2.6 Реклама мороженого
Одна из гипотез исследования гласила, что недостаточно массовой рекламы мороженого. Чтобы прояснить это, в ходе интервью респондентам был задан вопрос: «приходилось ли Вам видеть рекламу какой-либо марки мороженого?». И действительно, показатель знания рекламы оказался довольно низким, рекламу мороженого вспомнили лишь 62% (185 человек из 300) потребителей. Наиболее известной рекламой мороженого оказались ролики марок «Экстрем» (25,4%) и ее производителя – Nestle (16,4%). Также запомнились ролики других марок этого бренда – «Максибон»(9,5%), «Мега»(3,9%), «Го он»(2,2%). Из местных производителей вспомнилась реклама фабрики «Серебряный снег»(14,7%). Марки производителя «Талосто»: «Ля Фам»(10,3%) и «Золотой слиток»(14,2%) также запомнились своей рекламой. [13]
Наиболее эффективным каналом рекламы
мороженого можно считать телевидение.
Почти 86% покупателей вспомнили рекламу
мороженого, увиденную именно по телевизору.
Далее можно отметить рекламу в местах
продаж, 6,8%. Так же можно отметить печатные
СМИ (3,6%), рекламный щит(3,1%), промоакции
(0,5%)Хотя на деле конечно же влияние рекламы
в местах продаж гораздо выше, учитывая
что решение о покупке мороженого принимается
чаще всего у прилавка. Канал «радиореклама»
не фигурирует в сознании потребителя
вообще.
2.7 Социально-демографические характеристики
В ходе исследования было опрошено 47% (142 человека) мужчин и 53% (158 человек) женщин. Наиболее многочисленными являются группы покупателей от 15 до 30 лет и от 30 до 45 лет (табл.4)
Таблица 4
Возраст, полных лет, Var. | Freq. | % |
1. 10-14 | 4 | 1,3 |
2. 15-19 | 55 | 18,3 |
Продолжение таблицы 4 | ||
Возраст, полных лет, Var. | Freq. | % |
3. 20-24 | 39 | 13,0 |
4. 25-29 | 17 | 5,7 |
5. 30-34 | 40 | 13,3 |
6. 35-39 | 18 | 6,0 |
7. 40-44 | 31 | 10,3 |
8. 45-49 | 30 | 10,0 |
9. 50-54 | 21 | 7,0 |
10. 55-59 | 14 | 4,7 |
11. 60-64 | 10 | 3,3 |
12. 65 и старше | 21 | 7,0 |
Total | 300 | 100 |
Распределение респондентов по социальному
статусу и роду занятий ниже. Наиболее
многочисленными группами являются специалисты
и инженеры (22,3%) студенты (21,3%), рабочие
(18,3%), пенсионеры(10,3%), государственные
служащие(7,3%). Так же были опрошены предприниматели
(2,0%), руководители высшего/среднего звена
(4,7%), руководители отделов (2,7%), военнослужащие
(1,0%), школьники (4,7%), домохозяйки/временно
не работающие (по 1,7%). Уровень доходов
основной массы покупателей мороженого
колеблется главным образом в интервале
от 3 до 10 тыс. руб. 32,6% покупателей имеют
ежемесячно доходы от 3 до 6 тыс. руб;
8, 3% до 3 тыс. руб; 27,1% от 6 до 9; 16% от 9 до 12
тыс. руб; 6,3 от 12 до 15 тыс. руб; 5,6% от 15 до
18; 2,8% от 18 до 21 и более 21 тыс. руб - 2%.[13]
3.
Рыночные позиции игроков
рынка мороженого
Сравнение основных игроков
Таблица 5
№ | Производитель | Ассортимент,
кол-во позиций |
Доля на рынке,
% дистрибьюции |
Уровень известности,
% потребителей |
1 | «Башкирское мороженое» | 90 | 30,5 | 0 (53*) |
2 | «Инмарко» | 80 | 19,7 | 2,3 |
3 | «Nestle» | 67 | 13,7 | 34 |
4 | «Серебряный снег» | 90 | 10,0 | 26 |
5 | «Талосто» | 89 | 7,3 | 3,7 |
6 | «Челны холод» | 87 | 3,8 | 2,0 |
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка мороженого в РБ