Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:01, реферат
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга
М.и. создают научно и практически обоснованную базу для принятия решений управленческим аппаратом фирмы и её высшим руководством.
1. Понятие маркетинговых исследований
2. Методы качественных исследований
3. Методы количественных исследований
ТЕМА: Маркетинговые исследования
1. Понятие маркетинговых исследований
2. Методы качественных исследований
3. Методы количественных исследований
1. Маркетинговые исследования: понятие, цели и задачи
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга
М.и. создают научно и практически обоснованную базу для принятия решений управленческим аппаратом фирмы и её высшим руководством.
М.и. используются всеми типами организаций, для решения различных задач:
малым бизнесом
крупными корпорациями
компаниями занятыми в сфере технологий, и в сфере услуг
Основная цель м.и. – удовлетворение участников рынка, определение нужд потребителя, нужд конкурентов, реализация маркетинговых стратегий.
Высоко конкурентная маркетинговая среда и постоянно растущая цена управленческих ошибок требует, что бы м.и. служили источником высококачественной информации, основанной на интуиции и простых рассуждениях. М.и. помогают увязывать маркетинговую стратегию (т.е. цели и задачи) с факторами маркетинговой среды и интересами заинтересованных групп.
Маркетинговые исследования - это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем (возможности).
Основная задача м.и. – предоставление точной объективной информации, которая отражает истинное состояние дела.
Классификация маркетинговых исследований с точки зрения маркетинговой проблемы
исследования для выявления проблемы (исслед. доли рынка, исслед. рыночных характеристик, исследование продаж, прогнозные исследования (спрос и предложение)
исследования для решения проблемы ( исследования для сигментации, т.е. выбор сигмента рынка; исследования товара, т.е. качество, конкурентоспособность; исследование цены, т.е. это уже ррешение проблемы; исследование продвижения товара или услуги, т.е. прямые или косвенные каналы,; исследование распределения, т.е. каналы и уровни распределения)
Программа исследования: понятие, этапы и их характеристика
Первичная информация: понятие, источники получения
Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы — так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых, как правило, над частью общей совокупности исследуемых объектов — выборкой.
«Плюсы» | «Минусы» |
Первичная информация | |
Соответствие целям и задачам исследования (специфичность информации) | Высокая стоимость |
Контролируемая полнота, точность, актуальность | Значительные сроки проведения исследования |
| Высока уязвимость от уровня компетенции сотрудников, планирующих и проводящих исследование |
Рис. Достоинства и недостатки первичной маркетинговой информации
Вторичная информация: понятие, источники получения
Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не является результатом проведения специальных маркетинговых исследований. Поскольку кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом проведения маркетинговых исследований, то сбор вторичных данных обычно предшествует сбору первичных данных. Для малых, а порой и средних организаций кабинетные исследования — это практически доминирующий метод получения маркетинговой информации.
Внутренними источниками служат отчеты организации, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на собраниях акционеров; сообщения торгового персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства и НИОКР, протоколы заседаний руководства, деловая корреспонденция и др.
Внешними источниками являются данные международных организаций (Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН); законы, указы, постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; официальная статистика, периодическая печать, результаты научных исследований, семейные бюджеты; данные о сбережениях населения; каталоги и проспекты различных фирм; годовые финансовые отчеты фирм; результаты конкурсов; информация отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций; судебные решения и т.п. Многие международные и российские центры и организации регулярно публикуют экономические данные, которые могут оказаться полезными при анализе и прогнозировании. Через сети Интернета можно получить информацию о состоянии рынка определенных товаров в различных странах. К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.
2. Методы качественных исследований
Основная цель качественных маркетинговых исследований - определить качественное понимание скрытых мотивов покупательского поведения. Задачи качественного исследования отражаются на характере задаваемых в ходе качественных исследований вопросов: Почему? Каким образом? Зачем? Из-за чего? В связи с чем? Как? Соответственно, получаемая в результате информация носит неструктурированный (качественный) характер, что не позволяет исследователям использовать статистические методы обработки и анализа информации.
Фокус-группы | Глубинные интервью | Проекционные методы | |||
Ассоциативные методы | Методы завершения ситуации | Методы конструирования ситуации | Экспрессивные методы |
Рис. Методы качественных исследований потребителей
Основным методом проведения качественных исследований потребителей являются фокус-группы – групповые фокусированные дискуссии с 7-12 респондентами, представляющими целевую аудиторию. Чтобы иметь полноценную качественную информацию, необходимо провести, как минимум, две фокус-группы, а, по возможности, три-четыре - это значительно расширяет результаты исследования. Например, при изучении имиджа магазина, респондентов можно рекрутировать на фокус-группы из посетителей. Рекомендуется не ограничиваться при рекрутменте только собственными потребителями, а пригласить на фокус-группы также и потребителей магазинов, которые вы рассматриваете в качестве основных конкурентов. При этом респонденты, конечно, должны иметь приемлемый опыт посещения - как вашего магазина, так и магазинов конкурентов. Это обычно выявляют с помощью так называемых фильтрующих интервью, а в качестве «фильтра» задают вопросы о знании магазинов и частоте их посещения.
В случае сложности рекрутмента респондентов (например, если это лица с высокими доходами), фокус-группы заменяют индивидуальными глубинными интервью. Они проходят по сходной методике, но один на один с модератором.
Сравнительный анализ качественных и количественных маркетинговых исследований
| Качественное исследование | Количественное исследование |
Цель | Определить качественное понимание скрытых мотивов покупательского поведения | Представить данные в количественной форме и обобщить результаты исследования выборки на всю генеральную совокупность |
Форма задаваемых вопросов
| Почему? Каким образом? Зачем? Из-за чего? В связи с чем? Как? | Сколько? Как часто? |
Выборка | Малая (малое количество репрезентативных объектов)
| Небольшая (небольшое число репрезентативных объектов) |
Сбор информации | Неструктурированный (неформальный)
| Структурированный (формализованный) |
Анализ информации
| Нестатистический | Статистический |
Результат | Получить начальное представление | Рекомендации для принятия окончательных решений |