Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:20, курсовая работа
Целью настоящих методических указаний является помощь студентам в освоении и закреплении следующих разделов математики: «Введение в математический анализ», «Дифференциальное исчисление функций одной переменной», «Исследование функций с помощью производной».
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Кафедра математики
ЕН. Ф. 01 МАТЕМАТИКА
Методические указания к выполнению РГР по темам:
«Введение в математический анализ»,
«Дифференциальное исчисление функций одной переменной»
для студентов всех специальностей
Уфа 2010
УДК 51(07)
ББК 22.1я73,22.161.6
М 54
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета механизации сельского хозяйства (протокол № ___от__________2010 года)
Составители: доцент, к.соц.н. Саитова Р.З.
доцент, к.физ.-мат.н. Маннанов М.М.
Рецензент: доцент кафедры физики Юмагужин Р.Ю.
Ответственный за выпуск: зав. кафедрой математики
доцент, к.физ.-мат.н. Лукманов Р.Л.
ВВЕДЕНИЕ
Целью настоящих методических указаний является помощь студентам в освоении и закреплении следующих разделов математики: «Введение в математический анализ», «Дифференциальное исчисление функций одной переменной», «Исследование функций с помощью производной».
Расчетно-графическая работа состоит из 6 заданий. В каждом задании 30 вариантов. Номер варианта студент выбирает по формуле: № = a · b + c, где a – номер задания, b и с – предпоследняя и последняя цифры шифра (номера зачетной книжки или студенческого билета).
Например, номер студенческого билета (зачетки) студента 1265. Тогда в первом задании этот студент выполняет вариант:
№ = 1 · 6 + 5 = 11. Во втором задании: № = 2 · 6 + 5 = 17 и т.д. Если получается вариант больше 30, то нужно вычитать 30. Например, для этого же студента третье задание будет высчитываться: 5 · 6 + 5 = 35. Следовательно, этот студент решает 35 – 30 = 5 – пятый вариант третьего задания.
Прежде чем приступать к выполнению работы, целесообразно изучить соответствующие разделы в учебниках, рекомендованных в библиографическом списке.
Примеры решения задач
Задача 1
Найти указанные пределы:
1) ; ; b)
2) ;
3) ;
4)
а) При подстановке вместо переменной ее предельного значения 2 получаем
= =
б) При подстановке вместо переменной ее предельного значения -1 получается неопределенность вида .
Для избавления от этого типа неопределенности в нашем случае представим квадратные трехчлены числителя и знаменателя в виде произведения линейных множителей, воспользовавшись известной формулой:
где - корни квадратного трехчлена
.
У нас , так как дискриминант квадратного трехчлена
следовательно, .
Аналогично
Теперь условие примера можно переписать в другом виде и продолжить решение:
b)
Здесь сталкиваемся с неопределенностью , избавиться от которой можно вынесением за скобки в числителе и знаменателе дроби старшей степени переменной или предварительно числитель и знаменатель данной дроби разделить на , где n- наивысшая степень числителя и знаменателя.
Найти пределы:
2)
3)
В первом случае для освобождения от неопределенности будем использовать первый замечательный предел и одно из очевидных следствий:
Решение примера будет выглядеть следующим образом:
Во втором случае для освобождения от неопределенности будем использовать второй замечательный предел и одно из очевидных следствий:
Решение примера будет выглядеть следующим образом:
Вычислить:
4)
Непосредственная подстановка предельного значения аргумента приводит к неопределенности вида . Чтобы раскрыть эту неопределенность, умножим числитель и знаменатель дроби на сумму
Задача 2.
Найти производные , пользуясь правилами и формулами дифференцирования. При решении всех последующих примеров кроме таблицы производных будут использованы известные правила дифференцирования суммы, разности, произведения, дроби и теорема о производной сложной функции.
г) Если задана сложная функция где то есть если каждая из функций и дифференцируема по своему аргументу, то
1)
2)
3)
4) ;
Задача 3.
Исследовать функцию методами дифференциального исчисления, начертить их графики. Исследование функций и построение графиков рекомендуется проводить по следующей схеме:
Решение.
. Решая полученные квадратное
уравнение, делаем вывод о том,
|
+ |
0 |
0 |
+ | |
max |
min |
3) Определим точки перегиба графика функции, интервалы его выпуклости и вогнутости. Для этого найдем вторую производную заданной функции и приравняем ее к нулю:
; .
Итак, функция имеет одну критическую точку 2 рода
Разобьем область определения полученной точкой на части, в каждой из которых установим знак второй производной:
|
|
|
|
|
– |
0 |
+ |
|
Ç |
т.п. |
È |
Значение является абсциссой точки перегиба графика функции, а ордината этой точки:
4) Выясним наличие у графика заданной функции наклонных асимптот. Для определения параметров уравнения асимптоты воспользуемся формулами: ;
Таким образом, у графика заданной функции наклонных асимптот нет.
5) Для построения графика в выбранной системе координат изобразим точки максимума , минимума , перегиба и точки пересечения графика с осью
С учетом результатов предыдущих исследований построим кривую.
6) Найдем наибольшее
и наименьшее значения
Очевидно,
Задача 4.
Исследовать следующую функцию и построить схематический график:
1) Область определения:
2) Исследование на непрерывность и классификация точек разрыва.
Заданная функция непрерывна всюду, кроме точки . Вычислим ее односторонние пределы в этой точке:
Таким образом, точка является для заданной функции точкой разрыва второго рода, а прямая -вертикальной асимптотой графика.
3) Исследование на
экстремум и промежутки монотон
|
4 |
10 |
|||||
|
+ |
0 |
– |
не сущ. |
– |
0 |
+ |
max |
min |
4) Исследование графика на выпуклость, вогнутость, точки перегиба.
Так как то график заданной функции точек перегиба не имеет. Остается выяснить вопрос об интервалах его выпуклости и вогнутости:
|
|
4 |
|
|
– |
не сущ. |
+ |
|
Ç |
|
È |
5) Исследование графика на наличие наклонных асимптот
Таким образом прямая - наклонная асимптота графика.
6) Построение графика.
Очевидно, график заданной функции пересекает ось в точке (0; -5) и на основе обобщения результатов всех предыдущих исследований имеет вид:
Задача 5.
Среди цилиндров, полная поверхность которых равна найти
цилиндр, имеющий наибольший объем.
Решение.
Пусть радиус основания цилиндра равен а высота равна .Тогда
откуда то есть объем цилиндра может быть выражен следующим образом:
.
Исследуем полученную функцию на максимум при
Имеем при по условию задачи .
Так как при выполняется условие то объем имеет наибольшее значение. При этом поэтому искомые значения радиуса основания и высоты цилиндра равны соответственно 1 и 2.