Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 03:44, творческая работа
Цель – исследовать изменение в поведении потребителей от повседневности к празднику Масленицы.
Задачи:
Осветить понятие праздника «масленица» в историческом аспекте.
Провести анкетирование и отследить тенденцию к изменению потребительского поведения в масленичные дни.
Проанализировать образцы рекламы к масленице и создать свою.
Введение ……………………………………………………………………….3
История происхождения праздника «масленица» и его традиции….......4
Масленица в наши дни…………………………………………………..10
Анализ рекламы к масленице и создание своей собственной………….12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………
Введение.
Праздник Масленицы – это символическое окончание зимы и начало Весны, а символом весны и солнца – является блин! Масленицу считали на Руси самым веселым, разгульным и озорным праздником. В наше время она утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. По её окончанию наступает православный пост, который длится до следующего праздника – Пасхи. Поэтому, в преддверии ограниченности рациона, можно побаловать организм блинами. Сегодня не все масленичные развлечения позабыты, например, возведение горок на центральных площадях, сожжение чучела, залезание на столб. Конечно, современное празднование Масленицы сильно отличается от масштабных гуляний на Руси. Этот праздник можно проигнорировать, однако желающих отпраздновать его достаточно много. В связи с этим, можно говорить об актуальности изучения потребительского поведения в масленичную неделю.
Предмет – поведение потребителей под влиянием такого социального праздника, как Масленица.
Объект – поведение барнаульских потребителей.
Цель – исследовать
изменение в поведении
Задачи:
В своей работе я опиралась на словарь В.И. Даля, для поиска значений слов «масленица», «блин»; на интернет источники и учебник И.В. Алёшиной для правильной и систематичной оценки изменения потребительского поведения.
«Масленица — масляная неделя, сырная, неделя до Великого поста; ее чествуют веселою, широкою, разгульною, честною; пекут блины; катанье с гор и на лошадях, и потехи разного рода» — так разъяснял значение этого слова в XIX веке В.И. Даль.
Масленица — один из древнейших
праздников религии друидов, до принятия
христианства единой у всех "варварских"
народов Европы, древнеславянский языческий
многодневный праздник "проводов зимы",
которым отмечался переход к весенним
земледельческим работам. В дохристианской
древности он заключался в разнообразных
обрядовых действиях магико-религиозного
характера, которые перешли затем в традиционные
народные обычаи и обряды (сожжение соломенного
чучела, печение жертвенного хлеба — блинов,
переряживание и т. д.). На протяжении многих
веков Масленица сохраняла характер народного
гулянья, сопровождавшегося пиршествами,
играми, катаньем на санях с гор, быстрой
ездой на лошадях.
Праздник стал именоваться "масленица"
с XVI века. Это — единственный языческий
праздник, официально признанный Русской
православной Церковью. В православии
он стал называться «сырной» или «мясопустной»
седмицей (неделей). В эту неделю, предшествующую
Великому посту, Церковный Устав запрещает
верующим есть мясо, а разрешает молочные
продукты, масло, яйца и рыбу, чтобы помочь
людям плавно перейти от всеядия к воздержанию.
Именно поэтому основным блюдом праздника
являются блины.
У русских начало МАСЛЕНИЦЫ приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста. В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки, например, тесть приглашал зятя “доедать барана”.
Масленица - это не только масленичная неделя, но и весь период подготовки к Великому посту, который включает в себя "всеедную" и "рябую" недели. Во время первой постные дни отсутствуют, а во второй чередуются скоромные и постные дни недели. После рябой недели наступает неделя масленичная. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок - Узкой Масленицы и Широкой Масленицы.
Масленица - это не просто праздник, это завершение важного этапа в жизни человека и природы, это подведение итогов, начало нового года. «А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали!» — запевали во время одного из самых длинных славянских праздников наши предки, поедавшие семь дней масленичной недели блины. И не просто поедали, а со смыслом, ибо каждому дню было дано свое имя.
ПОНЕДЕЛЬНИК - Встреча - начало Узкой Масленицы
На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой Масленицы - широкой боярыни.
В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душаль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать: "Масленица приехала, Масленица приехала!" и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.
Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные - с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок".
Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.
Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую Масленицу, тещи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь. Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.
ВТОРНИК - Заигрыши
Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.
Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
СРЕДА - Лакомка
На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".
ЧЕТВЕРГ - Разгул - начало Широкой Масленицы
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
ПЯТНИЦА - Тещины вечерни
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения же бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".
СУББОТА - Золовкины посиделки
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки.
ВОСКРЕСЕНЬЕ - Прощеный день - последний день Масленицы
Воскресенье было наиболее
важным днем масленичной недели —
заговенье перед началом
Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. “Проводы масленицы” сопровождались также удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: “молоко сгорело, в Ростов улетело” и под.).
Чистый понедельник - первый день Великого поста
Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
В наши дни, как уже говорилось во введении, масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. Сохранились такие традиции как возведение горок на центральной площади, сжигание чучела и печение блинов. Дело в том, что XXI век диктует определённый темп, стиль жизни, формирует новую культуру. В связи с этим изменилось и предпочтение к тем или иным праздникам. Теперь люди уже не верят в приметы, что если не проводишь масленицу как надо, то будешь горевать весь год, и будут тебя преследовать несчастья. Та искренняя вера в приметы, которая заставляла людей объединяться, испарилась и теперь для нас масленица означает лишь то, что скоро наступит весна. Также в этот период все вспоминают о прекрасной традиции печь блины, которые все так любят, но нынче редко готовят, опять же из-за недостатка времени. Люди же верующие предают этой неделе особое значение – подготовка к посту.
Информация о работе Масленица как фактор изменения потребительского поведения