Математические методы в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 20:17, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявить достоинства и недостатки прогнозных методов маркетинга. Фактически все эти методы являются взаимодополняющими, и эффективная прогнозная система может обеспечить возможность использования любого этого метода.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать определение понятию прогнозирование, привести классификацию его видов;
2. рассмотреть особо значимые методы прогнозирования в маркетинге;
3. определить их преимущества и недостатки.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

       Экспликативные («объясняющие») модели отличаются от других моделей математического моделирования тем, что причинная структура в них устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, поддающихся объективному наблюдению и измерению.

       Таблица 2 - Методы прогнозирования
Метод Определение Формы, диапазон Экономический пример Преимущества  и проблемы
1 2 3 4 5
1. Количественные методы прогноза Оценка будущего на основе прошлых данных с помощью математических и статистических методов Кратко- и среднесрочные   Получение количественных данных на будущее. Учет прошлых данных. Необходимо детальное структурирование проблемы
Экстраполяция тренда Проекция конкретного  временного ряда в будущее Краткосрочные Развитие сбыта или прибыли для определенного промежутка времени Невысокие затраты, быстрое получение данных. Резкие изменения тренда. Низкий потенциал раннего обнаружения
Прогнозы  на основе индикаторов Оценка хода развития процесса, малозависящего от фирмы, на базе одной или нескольких предпосылок Краткосрочные В основном применяется  в отраслях, выпускающих средства производства; оценка поступления заказов на основе анализа инвестиционного климата и поступления заказов в отраслях, потребляющих продукцию Более ранее  обнаружение изменения тренда, чем при экстраполяции. Трудность в подыскании подходящих индикаторов. Стабильность связей между индикаторами
Регрессионный анализ Метод определения направления и силы связи между независимыми и зависимой переменными Простая и многофакторная регрессия.

Эконометрические модели.

Краткосрочные

Оценка доли рынка (зависимая переменная) при различных расходах на рекламу и цене (независимые переменные) Невысокие расходы. Взаимозависимость независимых переменных
2. Качественные методы прогноза Оценка, словесное формулирование будущего с помощью знаний и интуиции. Как правило, оценки экспертов От среднесрочных до долгосрочных   Подходит для  комплексных, плохоструктурируемых проблем. Нет необходимости в числовом выражении исходных данных. Ограниченная объективность и надежность
Метод Дельфи Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собирают в течение нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку интересующего процесса Долгосрочные  Производство, сбыт отрасли при различных величинах влияющих факторов, изменения общественных норм поведения Наглядность результатов, привлечение экспертов по интересующей проблеме, анонимность участников. Негибкая методика, высокая потребность во времени, тенденция к консервативным оценкам, непредсказуемость технических изменений
Сценарии  Предсказание  развития и будущего состояния факторов, влияющих на предприятие и определение возможных действий предпринимателя Долгосрочные  Исследования  типа: «Вертолет начала следующего столетия — будущее коммуникационной техники — будущее международных космических исследований» Подходит для  сложных комплексных проблем типа генерации идей новых продуктов или структурирования стратегического планирования диверсификации.

Высокая субъективность оценок, трудность проверки процесса

 

       Вся совокупность методов прогнозирования  может быть представлена двумя группами – в зависимости от степени их однородности:

  • простые методы;
  • комплексные методы.

       Группа  простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).

       Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система “Паттерн” и др.).

       Кроме того все методы прогнозирования  поделены еще на три класса:

  • фактографические методы;
  • экспертные методы;
  • комбинированные методы.

       В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз:

       1) фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;

       2) экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов;

       3) комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

       В свою очередь, каждый из перечисленных  классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:

  • статистических (параметрических) методов;
  • опережающих методов.

       Группа  статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод и др.

       Группа  опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.

       Среди экспертных методов выделяют группы по следующим признакам:

  • по количеству привлеченных экспертов;
  • по наличию аналитической обработки данных экспертизы (табл. 3).

       Таблица 3 - Классификация экспертных методов прогнозирования

Вид экспертизы Вид обработки мнений
без аналитической обработки с аналитической  обработкой
Индивидуальная Интервью Экспертные Генерация идей Построение сценария Метод “дерева  целей” Матричный метод Морфоло-гический анализ
Коллективная Метод “мозгового штурма” Метод коллективных экспертных оценок Метод “Дельфи”
 

       Рассмотрим  более подробно некоторые из наиболее широко применяемых в практике прогнозирования сбыта методов статистического и экспертного прогнозирования.

       1. Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот метод требует от эксперта умения быстро, фактически экспромтом, давать качественные советы на поставленные вопросы.

       Одновременно  может проводиться опрос нескольких экспертов, однако в этом случае есть опасность потери самостоятельности экспертов и, кроме того, интервью грозит превратиться в дискуссию

       2. Метод “мозговой атаки” (“мозгового штурма”). Данный метод является наиболее известным и широко используемым методом коллективной генерации идей и творческого решения проблем. Он представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками. Формы применения метода “мозгового штурма” (“атаки”) могут быть самыми разными. Рассмотрим два из возможных вариантов:

       1) обычное заседание. На таком заседании руководитель поочередно опрашивает каждого участвующего в заседании и просит назвать проблемы, которые отрицательно влияют на эффективность деятельности предприятия, структурного подразделения, результативность процесса, состояние условий труда или любой другой аспект работы, выполняемой общими усилиями. Каждая указанная проблема заносится в список и нумеруется. Затем этот список вывешивается у всех на виду.

       Критика или оценка идей не допускается. Особое значение уделяется созданию свободной  и творческой обстановки, позволяющей  всем сотрудникам (экспертам) беспрепятственно высказывать свои идеи и предложения.

       Большое значение имеет и количество представленных предложений или высказанных  идей. В процессе представления предложений  и идей должны участвовать все. Особое внимание уделяется предложениям, представленным экспромтом, поскольку такие предложения оказываются нередко наиболее эффективными.

       Если  процесс выдвижения идей не проходит активно, целесообразно завершить  заседание и перенести его  проведение на другой день. Такая мера содействует “созреванию” идей;

       2) проведение заседания по круговой  системе. Группа специалистов подразделяется на подгруппы, состоящие из 3 или 4 человек, каждый из которых записывает на листе бумаги или на карточках по две или три идеи. Затем в рамках подгруппы происходит обмен карточками, записанные на них идеи развиваются другими участниками и дополняются новыми. После троекратного обмена каждая подгруппа составляет сводный перечень выдвинутых идей. Затем собирается вся группа, и на рассмотрение всех членов группы представляются отчеты о работе, проделанной в подгруппах.

       Проведение  такого заседания позволяет повышать активность всех участвующих в нем  без словесного побуждения к высказыванию идей со стороны ведущего. Такую форму целесообразно использовать при снижении активности или когда участники отвлекаются в ожидании своей очереди. Кроме того, она позволяет дорабатывать и совершенствовать представленные предложения и генерировать новые идеи.

       3. Метод дерева целей - широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

       Принцип разбиения общей цели на подцели  и задачи иллюстрирует схема, представленная на рис. 4. Оценка относительной важности целей и значимости связей между ними производится с помощью экспертов, причем для последовательного определения значимости целей и задач на различных уровнях обычно используются оценочные матрицы.

       

       Рисунок 2 – Дерево решений.

       Оценка  коэффициентов взаимосвязей с помощью  этих матриц производится, например, следующим образом: в 10 баллов оценивается такое влияние одного фактора на другой, без которого невозможно решить поставленную задачу. В 9,8 и 7 баллов оценивается влияние, без которого решение задачи будет соответственно в сильной, средней и слабой степени затруднено. Оценки 6,5 и 4 балла присваиваются в тех случаях, когда влияние одного фактора может в той или иной степени (сильной, средней, слабой) ускорить развитие другого фактора или решение задачи. Минимальный уровень влияния одного фактора на другой оценивается в 1 балл.  
 

         
 
 
 

 

        Заключение

       В условиях быстро меняющейся среды интуиция и воображение могут стать важным средством восприятия реальности, дополняя количественные подходы, основывающиеся только на фактах. Понятно, однако, что чисто качественным методам также присущи определенные недостатки, в силу чего интуиция должна проверяться с помощью фактов и знаний. Иначе говоря, все сильнее назревает потребность в сопоставлении этих двух методов и их интегрировании.

       В ходе данной работы были рассмотрены  основные методы прогнозирования и выявлены их недостатки и преимущества, также было дано определение прогнозированию и приведена классификация его видов.

       Таким образом, было выявлено, что помимо получения возможных будущих оценок тех или иных исследуемых параметров, целью прогнозирования также является побуждение к размышлению о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для фирмы это приведет.

 

        Список литературы

    1. http://exsolver.narod.ru – электронная библиотека
    2. http://www.cfin.ru – информационный портал «Корпоративный менеджмент»

Информация о работе Математические методы в маркетинге