Оценка уровня конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – детальное рассмотрение процесса управления маркетингом, а также вопросов, связанных с конкурентоспособностью товаров.
Основными задачами работы являются:
- определение сущности и принципов управления маркетингом,
- описание конкурентоспособности товара и оценки ее уровня

Содержание

Введение
1. Сущность и принципы управления маркетингом
2. Оценка уровня конкурентоспособности товара
Заключение

Работа содержит 1 файл

контр. маркетинг.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…1

1. СУЩНОСТЬ И  ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ…………2

2. ОЦЕНКА УРОВНЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА…….…….7

3 ТЕСТ……………………………………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время условием экономического развития предприятий является активная деятельность их на рынке. Поэтому жизненно важными становятся знание конечного  потребителя, умение фирм гибко реагировать  на все его требования. Иначе не может быть обеспечена продажа товара, повышена доходность предприятия. Крайне необходимо изучать возможности и эффективность различных форм и методов продажи товаров, производить работу по формированию запросов населения, повышению престижа торговой фирмы. Такой тип экономического поведения предприятий обычно ассоциируется с маркетингом.

     Актуальность  темы заключается в том, что каждая фирма заинтересована в эффективном  управлении своей маркетинговой  деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом.

     Цель  данной контрольной работы – детальное  рассмотрение процесса управления маркетингом, а также вопросов, связанных с  конкурентоспособностью товаров.

     Основными задачами работы являются:

     - определение сущности и принципов  управления маркетингом, 

     - описание конкурентоспособности товара и оценки ее уровня,

     Эти вопросы являются базовыми при рассмотрении маркетинга и как научной дисциплины, и как отдельной управленческой структуры на предприятии, они достаточно широко освещены в российской и зарубежной научной литературе. 
 
 
 

     1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ  УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ

    Современный маркетинг (от англ. «Market getting» освоение или обретение рынка)  – комплексная система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на удовлетворение потребностей общества в соответствии с покупательским спросом. Маркетинг – центральная функция управления бизнесом, так как его целью является определение потребности покупателя и мобилизация ресурсов фирмы для удовлетворения этих потребностей.

    Управление  маркетингом представляет собой  непрерывный процесс прогноза, оценки и корректировки планов, установления норм исполнения работы и сопоставления результатов с этими нормами.

    Процесс управления маркетингом на предприятии  включает в себя четыре этапа. Схематически он представлен на рис.:

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Анализ  рыночных возможностей предполагает оценку любой возможности с точки зрения ее соответствия целям и наличным ресурсам фирмы; тщательную оценку текущего и будущего спроса, отражающую привлекательность открывающейся возможности рынка. Как правило, анализ рыночных возможностей включает в себя выявление новых рынков и оценку маркетинговых возможностей. Одним из способов выявления новых рынков является использование сетки развития товара и рынка, которая включает более глубокое внедрение на рынок; т.е. фирма должна увеличить объем продаж конкретного уже существующего товара, не меняя ни сам товар, ни группу потребителей, которым он реализуется. Средствами увеличения объема продаж могут служить увеличение расходов на рекламу, снижение цены товара, привлечение большего числа торговых учреждений для распространения товара. Что же касается оценки маркетинговых возможностей, то главной задачей здесь является определение наиболее подходящей для фирмы возможности.

    Выбор целевого рынка. Целевой рынок – это самая выгодная для предприятия группа сегментов рынка (или один сегмент), на которые направлена его деятельность.

    Вопросу выбора целевого рынка предшествует изучение потребителей и сегментация  рынка. Сегментация рынка – разделение его на группы покупателей (сегменты рынка), характеризующиеся одинаковой реакцией на продаваемый товар и используемые маркетинговые усилия. Сегментация рынка обеспечивает более глубокое понимание нужд потребителей, природы конкурентной борьбы; она позволяет концентрировать ограниченные ресурсы на тех направлениях, которые наиболее выгодны предприятиям, более полно учитывают требования отдельных рыночных сегментов. После сегментации рынка определяется степень выгодности для предприятия каждого сегмента рынка и осуществляется выбор целевого рынка.

    Привлекательность целевого рынка для предприятия  определяется размерами сегментов, скоростью их изменения, структурной привлекательностью (уровнем конкуренции, возможностью замены одного товара на другой, удовлетворяющий те же потребности), ресурсами предприятия, необходимыми для освоения сегмента.

    Разработка комплекса маркетинга представляет собой совокупность управляемых предприятием параметров, используемых для наилучшего удовлетворения потребностей целевого рынка. В комплекс маркетинга включают следующие параметры: товар, цена товара, сбыт (доведение товара до потребителя), продвижение товара на рынок (коммуникации). Такие составные элементы комплекса маркетинга соответствуют четырем английским словам: product, price, place, promotion,  поэтому часто комплекс маркетинга обозначают сочетание «4Р».

  • Товар «product» – это набор изделий и услуг, которые фирма предлагает целевому рынку (ассортимент, качество, свойства товара, дизайн, эргономика и т. д.),
  • Цена «price» – денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара (наценки, скидки),
  • Распространение «place» – всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей (каналы распределения, месторасположения торговых точек),
  • Продвижение «promotion» – деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его (реклама, пиар).

    Делаем  вывод, что комплекс маркетинга – это ряд мероприятий направленных на создание и продвижение производимого фирмой товара.

    Управление  маркетингом также включает в  себя – планирование и контроль. Планирование – это процесс установление целей, стратегий и конкретных путей их реализации. Планирование маркетинга обычно подразделяется на стратегическое (как правило, долгосрочное) и тактическое (текущее). Стратегический план маркетинга (как правило, бывает долгосрочным и разрабатывается на несколько лет) направлен на реализацию стратегических задач маркетинговой деятельности, текущий план (чаще всего годовой) характеризует маркетинговую ситуацию предприятия в текущем году.

    Контроль  – это завершительный этап в процессе управления маркетингом. При этом он является не менее важным его элементом. Прежде всего, это форма целенаправленного воздействия на коллектив предприятия и систематическое наблюдение за деятельностью предприятия. Основные объекты контроля – объем продаж, размеры прибылей и убытков, соответствие запланированных и реальных результатов производственно-коммерческой деятельности.

    Конечный  результат контроля – выработка  корректирующих воздействий на управляемые  факторы и рекомендаций по приспособлению деятельности предприятия к неконтролируемым факторам внутренней и внешней среды.

    В маркетинге принято соблюдение следующих  основных принципов:

  1. производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
  2. полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
  3. присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;
  4. постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
  5. единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.

Таблица 1 - Концепции управления маркетингом.

Наименование

концепции

Суть  концепции Цели  управления маркетингом/мероприятия
1.Концепция  совершенствования  производства Основана на утверждении о том, что потребитель  отдаст предпочтение товарам, которые широко распространены и доступны по цене Совершенствование производства, форм и методов сбыта
2. Концепция совершенствования  товара Основана на утверждении о том, что потребитель  отдаст предпочтение товарам, качество, свойства которых постоянно улучшаются Совершенствование качества продукции
3.Концепция  интенсификации коммерческих  усилий Основана на утверждении о том, что потребитель  не будет активно покупать товар, если не предпринять специальных  мер по продвижению товара и широкомасштабной продаже Продвижение на рынок товаров пассивного спроса
4. Концепция маркетинга Основана на том, что залогом достижения целей  организации является определение  нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности  более эффективным и более продуктивным, чем у конкурентов способами Ориентация  на нужды и потребности клиентов
5. Концепция просвещенного  маркетинга Основана на том, что маркетинг компании должен поддерживать оптимальное функционирование системы сбыта продукции Маркетинг, ориентированный на потребителя; инновационный маркетинг; маркетинг ценностных достоинств товара; социально-этичный маркетинг
6. Концепция маркетингового  управления Основана на том, что планирование и реализации маркетинговых мероприятий направлены на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации Разработка  и использование средств для  достижения желаемого отклика субъектов  рынка
7. Концепция стратегического  маркетинга Основана на разграничении понятий стратегического  и операционного маркетинга Реализации  выбранной маркетинговой стратегии  на основе плана маркетинга, включающего  весь комплекс маркетинга
8. Концепция маркетинга  отношений Основана на том, что управление маркетингом  должно быть нацелено на процесс создания и расширения прочных взаимовыгодных отношений с потребителями Упрочение отношений  с существующими потребителями
9. Концепция макси-маркетинга Управление  маркетингом нацелено на повышение  до максимума торгового оборота  и прибылей Селективное распределение  и вовлечение в процесс четко  определенных потенциальных потребителей и клиентов
10. Концепция конкурентной  рациональности Управление  маркетингом нацелено на производство удовлетворяющих запросы покупателей  товаров. При этом основной движущей силой выступает конкурентоспособность. Получение прибыли  для фирмы, ее сотрудников и акционеров посредством конкурентной рациональности
11. Концепция мегамаркетинга Управление  маркетингом нацелено на координацию  экономических, психологических и общественных воздействий Установление  сотрудничества с политиками (политическими  партиями) для выхода на определенный рынок и (или) работы на нем

2. ОЦЕНКА УРОВНЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТОВАРА

           Под конкурентоспособностью подразумевается все то, что обеспечивает преимущество товару (услуге) на рынке, содействует его продвижению в условиях конкуренции.

     К основным факторам оценки конкурентоспособности  следует отнести: экономический  потенциал и темпы роста экономики; уровень развития науки и техники; участие в международном разделении труда; динамичность и емкость внутреннего рынка; социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию; гибкость финансовой системы; государственное регулирование экономики; обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации трудовых ресурсов.

     В рамках коммерческой деятельности для  любого самостоятельного предприятия  или фирмы ключевыми факторами  успеха в конкурентной борьбе являются:

           - завоевание устойчивого финансового  положения на рынке;

          - наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных       научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

           - умение проводить и эффективно  использовать маркетинговые   исследования;

           - способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, технического обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и др.;

           - наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами;

           - реализация действенной рекламы  и системы связи с общественностью;  анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.

     Выпуская  конкурентоспособные товары, производитель обеспечивает для себя прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров используются наряду с ценовыми методами и неценовые.

     Ценовые методы строятся на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цен без изменения ассортимента и качества продукции.

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности товара