Организация службы маркетинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 05:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ службы маркетинга на предприятии.
Задачи курсовой работы:
Изучение теоретического материала по организации службы маркетинга на предприятии.
Дать краткую характеристику ЗАО «Атлант».
Исследование организации службы маркетинга на ЗАО «Атлант».
Предложение путей совершенствования системы маркетинга на ЗАО «Атлант».
Объектом исследования данной курсовой работы является система маркетинга на ЗАО «Атлант». Предмет исследования — анализ материала по организации службы маркетинга на ЗАО «Атлант».

Содержание

Введение…………………………………………………………………...4
Теоретический раздел………………………………………………...5
Организационные структуры управления маркетингом………...7
Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом…………………………………………19
Требования, предъявляемые к кадрам в системе маркетинговых служб………………………………………………………………23
Совершенствование организации управления отечественными предприятиями на принципах маркетинга……………………...25
Практический раздел………………………………………………..30
Общие сведения о ЗАО «Атлант»……………………………….30
Организация службы маркетинга в ЗАО «Атлант»……………..32
Пути совершенствования системы маркетинга в ЗАО «Атлант»…………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………37
Список использованных источников…………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Курсовая по маркетингу!!!!.docx

— 226.35 Кб (Скачать)

Для предприятий, деятельность которых осуществляется одновременно на нескольких рынках в  различных регионах страны, особенно если эти предприятия выпускают  однотипную продукцию, возможна дальнейшая дифференциация задач маркетинговых служб применительно к отдельным рынкам (назначаются лица, несущие ответственность за маркетинговую деятельность в целом на отдельных рынках). Именно к такому типу предприятий относится ЗАО «Атлант».

Если  предприятия выпускают продукцию  разнообразной номенклатуры, то специализацию  деятельности маркетинговых служб  целесообразно осуществить по продуктовому принципу, когда назначаются лица, несущие всю полноту ответственности  за маркетинг отдельных продуктов.

 

    1. Практический раздел
    1. Общие сведения о ЗАО «Атлант»

ЗАО «Атлант» относится к предприятиям частной формы собственности машиностроительной отрасли, и подчинено Министерству промышленности.

Закрытое акционерное  общество «Атлант» имеет следующие  производственные структурные единицы:

  • МИНСКИЙ ЗАВОД ХОЛОДИЛЬНИКОВ (МЗХ), который выпускает бытовые холодильники, морозильники и вертикальные холодильники-витрины для торговых предприятий и располагается по адресу г. Минск, пр. Победителей, 61;
  • БАРАНОВИЧСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (БСЗ), который выпускает компрессоры для бытовых холодильников, технологические комплексы по переработке пластмасс, конвейерные системы и располагается по адресу  г. Барановичи, ул. Наконечникова, 50;
  • ЗАВОД БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ (ЗБТ), который выпускает стиральные машины, осваивает производство других электробытовых приборов и располагается по адресу г. Минск, ул. Селицкого, 24.

Дочерних предприятий  у ЗАО «Атлант» нет. Создано совместное предприятие ООО «Белхол», основным направлением которого является производство комплектующих к холодильникам и морозильникам. ЗАО «Атлант» является единственным предприятием в Республике Беларусь, выпускающим холодильную технику бытового назначения и автоматические стиральные машины.

ЗАО «Атлант» специализируется на выпуске товаров народного потребления, удельный вес которых в общем объеме производства составляет 99,5%. На протяжении всей своей деятельности коллектив ежегодно обновляет номенклатуру производимой продукции. Основная номенклатура продукции - холодильники и морозильники. За 2008г. произведено – 1025000 шт. холодильников и морозильников. ЗАО "Атлант" постоянно наращивает темпы роста объемов производства.

Кроме того, МЗХ выпускает  каталки детские, карнизы, ящики  мебельные, шланг поливочный, разбрызгиватель.

Основными поставщиками сырья  и материалов являются предприятия России и фирмы Западной Европы, цены на все материалы достигли уровня мировых. В этих условиях основным источником повышения эффективности производства является более высокое качество изделий, снижение себестоимости продукции за счет внедрения современных достижений науки и техники. Основными поставщиками, с которыми поддерживаются долгосрочные связи, являются:

    • Череповец «Северсталь», Новолипецкий МК – сталь х/к.
    • Первоуральский новотрубный завод – трубы 4,76Х 0,74
    • Москва ТД «Белая калитва», Самара «Самарский прокат» – алюминиевый прокат.
    • Екатеринбург «Мет. Холдинг» – прокат медный.
    • Магнитогорск, мет. ком. – ленты стальные.
    • Москва «Фирма Алюмина» – обечайка испарителя.
    • Орел «Конак» – терморегуляторы.
    • Светлогорск ЦКБ – тара.
    • Железногорск «Готэк» – гофротара
    • Минск «Крион» – азот, кислород, аргон.
    • Москва «Алби», Москва «Мосавтостекло» – стекло.
    • Москва «Северный Ветер» – эмблема.
    • Рязань «Поликонд» – конденсатор.
    • Москва «Конрада» – пленка полиэтиленовая.
    • Елгава «Экопак» – полистирол.

Поставляемое сырье проходит 100% внешний контроль, кроме этого  требуется сертификат качества, где  указывается все необходимые  данные. В случае отсутствия сертификата - поступивший товар проверяется  ОУК завода. Доставка сырья и материалов осуществляется автомобильным и  железнодорожным транспортом.

Девиз ЗАО “Атлант” - “Качество, проверенное временем”. Традиционная надежность и комфортность холодильников  и морозильников марки “Атлант-Минск” подтверждаются медалями, дипломами  и призами международных выставок и ярмарок..

    1. Организация службы маркетинга в ЗАО «Атлант»

ЗАО «Атлант» является промышленным предприятием, которое имеет очень разветвлённую  организационную структуру. Её можно  характеризовать, как линейно-функциональную.

Названия  маркетинговой службы на предприятии  нет. Функции маркетинга выполняются  различными подразделениями.

Маркетинговые функции на предприятии выполняют  служба ОМТС (отдел материально-технического снабжения), ОЛ (отдел логистики), КО (коммерческий отдел), ОГК (отдел главного конструктора).

Основными функциями маркетинга на предприятии являются:

    1. исследовательская;
    2. управленческая;
    3. стратегическая;
    4. сбытовая.

В основном вся ответственность  за исполнением функций лежит  на коммерческом отделе.

Коммерческий  отдел (далее по тексту - КО) является самостоятельным структурным подразделением Минского завода холодильников закрытого акционерного общества «Атлант».

КО подчиняется генеральному директору ЗАО «Атлант», директору МЗХ.

КО возглавляет зам. генерального директора ЗАО «Атлант» по коммерческим вопросам - начальник коммерческого отдела, который назначается и освобождается от должности приказом генерального директора ЗАО «Атлант» - директора МЗХ.

Работа КО по продажам продукции и поступлению денежных средств ведется по планам, утвержденным генеральным директором ЗАО «Атлант» - директором МЗХ.

Основные задачи КО по ЗАО «Атлант»:

  • анализировать рынок изучать его состояние и динамику, прогнозирование коньюктуры рынка.
  • разрабатывать предложения по выпуску новых видов бытовой техники и торгового оборудования ЗАО «Атлант» с изложением потребительских характеристик.
  • осуществлять стимулирование продаж бытовой техники и торгового оборудования, за счет использования системы скидок, рекламных акций, выставочно - ярмарочных мероприятий.
  • разрабатывать и внедрять маркетинговые мероприятия, определяющие перспективные направления деятельности и обеспечивающие конкурентные преимущества бытовой техники и торгового оборудования ЗАО «Атлант».

В состав коммерческого отдела входят следующие подразделения:

- бюро планирования, методологии  продаж и сервиса, в том числе:

группа планирования продаж

группа методологии продаж и сервиса

- бюро по продажам в  РБ

- бюро по продажам в  РФ,

- бюро по маркетингу  и рекламе, 

      - бюро по продажам в дальнем зарубежье и закупкам продукции по импорту,

- бюро по продажам торгового  оборудования и встроенной техники,

- фирменный салон-магазин  «Атлант»

Функции КО:

- Разрабатывать схемы и сети реализации продукции и организовывать продвижение продукции (товара).

- Проводить исследования рынка и основных факторов формирующих динамику потребительского спроса на продукцию ЗАО «Атлант».

-       Планировать, организовывать и обеспечивать выполнение планов продаж (поставок) продукции бытовой техники и торгового оборудования ЗАО «Атлант».

-      Разрабатывать программы действий в области товарной политики, регулирования цен, сетей сбыта продукции и средств стимулирования реализации.

- Разрабатывать и совершенствовать единую методологию организации продаж, документооборота и ценообразования на продукцию ЗАО «Атлант».

-     Организовывать, проводить и участвовать в выставках, семинарах, по вопросам рекламы и расширению продаж продукции.

-    Осуществлять контроль за поступлением денежных средств за реализованную продукцию ЗАО «Атлант».

 

    1. Пути совершенствования системы маркетинга в ЗАО «Атлант»

Анализ макро- и микросреды ЗАО «Атлант» позволяет сделать выводы относительно потенциальных угроз и возможностей, которые предприятие должно учитывать в своей деятельности. Отображающий это список носит название SWOT-анализа (таблица 1).

Таблица 1. Матрица SWOT-анализа ЗАО «Атлант».

 

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

 
  1. Большой опыт в организации персональных продаж
  2. Высокая позиция в доле рынка
  3. Наличие высококвалифицированного производственного персонала
  4. Налаженная система поставок сырья, материалов и оборудования
  1. Недостаточный уровень клиентского сервиса
  2. Недостаточный уровень развития каналов товародвижения
  3. Отсутствие системы стратегического планирования

Возможности (О)

SO-стратегия

WO-стратегия

  1. Расширение рынка образовательных услуг за счет старшего поколения
  2. Изменение общественных стереотипов по отношению к рекламе
  3. Увеличение покупательной способности населения
  4. Увеличение количества предпринимательских структур
  1. Расширение номенклатуры товаров народного потребления
  2. Развитие системы персональных продаж для оптовых покупателей бытовой техники
  3. Удержание рыночной доли предприятия путем увеличения производственных мощностей по изготовлению бытовой техники, отличной от холодильников и стиральных машин (чайников, утюгов и др.)
  1. Создание и распространение бесплатных рекламно-информационных материалов о деятельности компании
  2. Создание единой службы маркетинга на предприятии

Угрозы (Т)

ST-стратегия

WT-стратегия

  1. Замедление темпов экономического развития
  2. Увеличение налогового пресса
  1. Создание системы учета и снижения затрат
  2. Поиск более выгодных поставщиков сырья
  1. Расширение каналов товародвижения
  2. Создание системы обратной связи с клиентами компании

 

Составленная  матрица SWOT-анализа позволяет сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые должно провести ЗАО «Атлант» для совершенствования системы управления маркетингом. На предприятии отсутствует единая служба маркетинга, а затраты на рекламу и стимулирование сбыта носят разовый и бессистемный характер.

Результаты  анализа свидетельствуют о том, что ситуация, сложившаяся в ЗАО «Атлант» достаточно типична для многих белорусских предприятий на данном этапе рыночной экономики. Среди общих недостатков в организации маркетинговой деятельности можно назвать следующие:

  • отсутствие единого методологического подхода к маркетинговой концепции компании;
  • отсутствие ясных стратегических целей и планов компании и линейных подразделений;
  • недостаточная деятельность компании в области рекламы и стимулирования сбыта;
  • отсутствие налаженной системы «обратной» связи с покупателями товаров и услуг компании;
  • недостаточный уровень развития каналов товародвижения.

С методологической точки зрения, причиной всех выше приведенных недостатков и упущений является недопонимание и игнорирование руководством компании роли и места маркетинга и маркетинг-менеджмента в управлении предприятием. Главным и решающим мероприятием по преодолению сложившейся ситуации, на мой взгляд, должно быть формирование единой службы маркетинга, состоящей из специалистов–маркетологов достаточно высокой квалификации.

При подборе специалистов во вновь  формируемую службу маркетинга, следует  обратить достаточно большое внимание профессиональной подготовке и универсальности  навыков новых сотрудников. Созданной  службе маркетинга кроме чисто маркетинговых  проблем придется решать вопросы, связанные  с перераспределением функциональных обязанностей и структурных взаимоотношений внутри компании, вести разъяснительную работу среди сотрудников о роли и месте маркетинга в современной рыночной экономике.

 

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы был изучен теоретический  материал по организации службы маркетинга на предприятии, проведен анализ системы  маркетинга в ЗАО «Атлант» и предложены действия для организации, позволяющие совершенствовать службу маркетинга.

Можно сделать следующие выводы.

Маркетинг – это целостная  концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется  единой сущностью, общими принципами и  функциями и направлена на ориентацию производства и сбыта, на запросы  конечных потребителей. Маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности предприятия.

Информация о работе Организация службы маркетинга на предприятии