Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:05, контрольная работа
В теоретической части данной контрольной работы освещены теоретические основы экономических процессов, имеющих прямое отношение к управлению товарными запасами торговых предприятий.
Теоретическая часть (Планирование товарных запасов в предприятии торговли)…………………………... 3
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов……………. 6
2 Классификация товарных запасов…………………………………. 7
3 Показатели, используемые при анализе, учете и планировании товарных запасов……………………………………………………. 8
4 Факторы, определяющие величину, уровень товарных запасов и товарооборачиваемость……………………………………………… 10
5 Методы анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии………………………………………………………….. 12
6 Управление товарными запасами…………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………... 18
Библиографический список…………………………………………………… 19
Практическая часть……………………………………………………………. 20
Исходные данные……………………………………………………………… 20
Задача 1…………………………………………………………………………. 25
Задача 2…………………………………………………………………………. 26
Задача 3…………………………………………………………………………. 28
Задача 4………………………………………………………………………….. 29
Задача 5………………………………………………………………………… 30
Задача 6………………………………………………………………………… 32
Задача 7…………………………………………………………………………. 34
Задача 8………………………………………………………………………….. 39
Задача 9…………………………………………………………………………. 40
Задача 10………………………………………………………………………… 41
Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:
ТЗср = ТЗ1 /2 + ТЗ2 + ТЗ3 + ТЗ4 + … ТЗn /2
n – 1
Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам:
Об раз = Товарооборот за период / Средний товарный запас за период
Товарооборачиваемость
в числе оборотов показывает количество
оборотов среднего товарного запаса за
анализируемый период.
Если товарные запасы в днях показывают,
насколько дней торговое предприятие
обеспечено товарами на определенную
дату, то оборачиваемость товаров отражает
среднее время обращения товарного запаса
за определенный период (квартал, год).
Для предприятия оборачиваемость товаров
в днях отражает время, в течение которого
товары находились на этом предприятии
с момента оплаты счета поставщиков до
момента их продажи.
Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая
9
обратно
пропорциональная зависимость. Уменьшение
времени и увеличение скорости товарного
обращения позволяют
4 Факторы, определяющие величину, уровень товарных запасов и товарооборачиваемость
Величина,
уровень товарных запасов и
Ускорение
обращения товаров имеет большое значение
для предприятия, так как позволяет высвобождать
средства для последующих оборотов. Оборачиваемость
товаров можно ускорить лишь за счет совершенствования
всей коммерческой и экономической деятельности
предприятия.
Для этого необходимо анализировать влияние
различных факторов на величину и оборачиваемость
товарных запасов.
Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.
К основным факторам, влияющим на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:
10
наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучение спроса населения - одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов.
2.
Объем товарооборота: при
3.
Сложность ассортимента
4.
Организация и частота завоза
товаров. Чем чаще завозятся
товары в магазины, тем с меньшими
товарными запасами можно
5.
Потребительские свойства
6.
Ритмичность поступления
На оборачиваемость товаров влияет и множество других факторов:
11
организация рекламы
и продажи товаров, транспортные
условия, состояние материально-
Изменения
названных факторов могут влиять
на величину товарных запасов и
5 Методы анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии
На торговых предприятиях традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:
Зн + П = Р + Зк, где
Зн - товарные
запасы на начало анализируемого периода
(руб.);
12
П - поступление
товаров за анализируемый период
(руб.);
Р - документированный расход товаров
за анализируемый период, не являющийся
продажей (руб.);
Зк - товарные запасы на конец анализируемого периода (руб.).
Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода - отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.
Используя балансовый метод, легко осуществлять оперативный контроль за движением товаров. Этот метод особенно эффективен при автоматизированном учете на базе компьютерной сети.
6 Управление товарными запасами
Управление товарными запасами всегда имеет целью их оптимизацию, т. е. обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Следовательно, и этой важнейшей управленческой функции предшествует изучение и прогнозирование возможностей рынка. Управлять товарными запасами - это значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям. Управление должно быть систематическим. Иными словами, должен быть предусмотрен некий организационный механизм, который сам по себе обеспечивал бы поддержание нужных товарных запасов. Вмешательство руководителя должно требоваться лишь тогда, когда этот механизм почему-либо не срабатывает, а также в исключительных случаях, которые не могли
13
быть заблаговременно предусмотрены системой и программой.
В практике торговли величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами:
1.
Как отношение товарного
Обычно это отношение рассчитывают на
начало месяца, но некоторые организации
предпочитают оперировать этим показателем,
рассчитанным на конец месяца.
2.
Как число недель торговли, на
которое хватит данного запаса.
Исходными данными служит
3.
Percentage Deviation Method - с учетом пропорциональности
колебаний/ уровня запасов
4. Basic Stock Method - по базовому (минимальному) товарному запасу. Этот способ применим для предприятий, где оборачиваемость товарных запасов составляет 6 раз в год или менее. Товарные запасы, которые
14
необходимо иметь на начало месяца, определяют путем сложения базового товарного запаса и намечаемого объема реализации на месяц. В формульном выражении:
Запас на начало месяца = объему реализации, намечаемому на этот месяц + (средняя величина товарных запасов - среднемесячный объем реализации).
Ни один из этих методов не является безупречным, все они разработаны "ощупью", на основе длительного опыта и поэтому являются чисто эмпирическими. Поэтому нельзя дать однозначной рекомендации какой из них применять и какой даст наилучшие результаты. Это зависит от множества конкретных факторов. Торговой организации следует оценить различные методы и выбрать тот, который больше всего подходит именно для нее. Наилучшим, естественно, следует считать такой метод, при котором потребители будут удовлетворены работой предприятия, не окажется случаев отсутствия товаров, спрашиваемых покупателями, уровень товарных запасов оптимален или товарооборачиваемость приемлемая.
Учет товарных запасов должен быть налажен и в физическом выражении - в штуках, единицах, массах, упаковках. Необходимо также уметь управлять этими "физическими" запасами. Ведь потребитель покупает упаковки, штуки, массы и объемы, запас должен быть так сбалансирован, чтобы потребитель мог приобрести нужные ему товары в удобном виде (расфасовке, упаковке и пр.). Учет физического товародвижения, сбор информации о продаже конкретных наименований товаров значительно сложнее, нежели получение данных в стоимостных показателях. Между тем руководителям торговли просто необходимо знать, какие фасоны, размеры, расцветки пользуются спросом, а какие не идут. В мелких магазинах сбор подобных данных не представляет труда, но на крупных розничных предприятиях и оптовых базах с их чрезвычайно широким ассортиментом и огромными товарными массами необходимо предусматривать специальные - иногда весьма сложные - системы сбора такой информации.
15
Во всяком случае непременной предпосылкой управления товарными запасами является учет реализации по возможно более дробным товарным группам. Основным техническим средством решения этой задачи является применение, например, в узлах расчета магазинов таких контрольно-кассовых машин, которые могут аккумулировать и выдавать расчлененные итоги. Современные контрольно-кассовые машины способны выдавать весьма детализированную информацию.