Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 21:08, курсовая работа
Цель работы – изучить систему маркетингового планирования. Цель работы раскрывается через решение следующих задач:
- изучить маркетинговое планирование: цели, назначение;
- выявить особенности стратегического и тактического планирования;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..............3
Глава1. ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ….5
1.1. Назначение и цели планирования. ……..….…………………………....5
1.2 . Общие концепции планирования…………….….………………….…14
Глава 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…….….22
2.1. Цель стратегического планирования маркетинга…………………....22
2.2. Тактическое планирование маркетинга……………..……………...…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………….…42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...43
Вместе
с тем, стратегия маркетинга может
требовать высокой степени
Степень
формализации систем планирования (обязательные
для подразделения компании формы
плановых документов, процедуры планирования,
периодичность и сроки
Компании,
специфика деятельности которых
заключается в наличии
Другой
подход, дающий возможность учесть
внешние и внутренние изменения,
касающиеся компании, состоит в использовании
систем планирования маркетинга, предусматривающих
регулярное, периодическое внесение
изменений в планы
Компания «Джон Дир» (США, производство сельскохозяйственной техники) осуществляет разработку краткосрочной программы маркетинга каждые 3 месяца на последующие 12 месяцев и долгосрочные программы – каждый год на последующие пять лет.
Даже
в компаниях с достаточно высоким
уровнем формализации планирования
контролю со стороны штаб-квартиры
подвергается преимущественно расходование
финансовых средств, тогда как стратегические
и, тем более, оперативные маркетинговые
планы не становятся предметом детального
обсуждения на высоком уровне. Таким
образом, элемент гибкости в принятии
плановых решений присутствует и
в формализованной системе
Крайний вариант гибкой системы планирования – это полный отказ от периодизации этапов принятия маркетинговых решений, выдвижение плановых установок в соответствии с появлением новых проблем и, наконец, решение вопросов финансирования, сбыта и других на основе личных контактов руководства компании с руководством подразделений. Однако такой вариант малоприменим в крупных компаниях, где комплекс маркетинговых вопросов весьма разнообразен, число подразделений велико, а система управления является сложной.
Выбор горизонта планирования при разработке маркетинговых планов определяется как особенностями деятельности компании, так и традициями, «вкусами» руководителей.
Таким образом, гибкость, динамизм, разнообразие организационных форм и методов характеризует планирование, в том числе маркетинг, в условиях рыночных отношений. На отечественных предприятиях переход к работе в условиях рынка также должен сопровождаться отходом от единых унифицированных схем планирования. Это касается и выбора горизонта планирования маркетинговой деятельности. В зависимости от особенностей деятельности предприятия, жизненного цикла выпускаемой продукции (услуг) временные периоды маркетинговых планов для различных предприятий могут быть различны. В связи с изменением условий внешней среды (изменилась конъюнктура рынка), возможностей предприятия (возможностей предприятия (освоена новая продукция), планы маркетинга следует оперативно пересматривать [28. с. 153].
Например, в 1975 г. компания «Серрс Рабек» осуществила разработку программ маркетинга до 2000 года. Естественно, что удлинение планового периода снижает степень точности составляемых программ и планов. Наиболее точными и обоснованными являются годовые и двухлетние планы. Кроме того, чем крупнее компания, тем эффективнее деятельность ее плановых подразделений. Это обусловлено прежде всего тем, что крупные компании обладают более широкими возможностями контролировать рынок.
Как правило, краткосрочные планы маркетинга составляются на годовой период и, в отличие от перспективных, бывают в высшей степени детализированными, т.е. подробно отражают номенклатуру товаров, объем их производства, цены, издержки, методы стимулирования их сбыта, формы послепродажного обслуживания покупателей и т.п. На основе такого плана управляющий компанией по маркетингу осуществляет контроль за производственной и сбытовой деятельностью компании, а также за динамикой рыночной конъюнктуры. Временной период маркетинговых планов, разработанных на годовой основе, обычно совпадает со сроком разработки финансовых планов и бюджетов компании. Там, где финансовый год компании начинается с января, разработка маркетинговых планов начинается в начале сентября. Утверждаются эти планы до конца года. С традиционной, единой для всех, пятилетней периодичностью должна собираться только отчетная информация, дающая возможность получить картину социально-экономического развития страны и отдельных элементов народнохозяйственной системы за временные периоды, кратные пяти годам. Единый, обязательный для всех пятилетний горизонт планирования противоречит как общим концепциям планирования в условиях рыночных отношений, так и принципам маркетинговой деятельности. Обобщая вышеизложенное, можно выделит несколько принципов, которые следует использовать отечественным предприятиям при планировании своей маркетинговой деятельности.
1.
Системный подход к
2.
Разнообразие видов
3.
Многовариантный ситуационный
4.
Динамичный, непрерывный характер
планирования, немедленное внесение
в планы всех изменений,
Необходимо
понимаемой всеми принимающими участие
в планировании маркетинга концепции
его планирования; каждый сотрудник, реализующий
планы маркетинга, должен принять участие
в их разработке [28 с. 158].
ГЛАВА2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА
2.1.
Цель стратегического
планирования маркетинга
Окружающая
среда различным образом
Следует
сказать, что планирование деятельности
фирм, особенно крупных, в большей
или меньшей степени
Значение
стратегического планирования велико
в вопросах координации действий,
маркетинговой и других служб
фирмы. Служба маркетинга требует гибкости
производства, быстрого реагирования
на сложившиеся условия финансовой
службы, бухгалтерии, в изменении
статей бюджета, непредвиденных расходах
и т.п. Остальные службы – в
стабильной работе, выпуске освоенной
продукции, заключении долговременных
сделок, сохранении установленных производственных
связей. Принципиальная координация
деятельности служб маркетинга и
других подразделений фирмы
Оперативные несогласования в их деятельности снимаются руководством с целью финансовой сбалансированности решений [25. с. 27].
Содержание стратегического плана
Внутренняя среда, в которой осуществляется маркетинг, включает в себя факторы, контролируемые высшим руководством фирмы, и факторы, контролируемые маркетингом. Процесс стратегического планирования обеспечивает их координацию и создает основу для принятия решений. С точки зрения маркетинга, стратегический план указывает, какие маркетинговые действия фирма должна предпринять, почему они необходимы, кто отвечает за их реализацию, где они будут предприняты и как они будут завершены. Он также определяет текущее состояние фирмы, ее будущую ориентацию и распределение ресурсов [30. с.368]:
Стратегический план фирмы:
Процесс стратегического планирования
Процесс стратегического планирования состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
Этот процесс осуществляется совместно руководством фирмы (предприятия) и сотрудниками маркетинговых служб. Этот процесс применим как для маленьких, так и больших фирм, компаний, производящих продукцию и оказывающих услуги, коммерческих и некоммерческих организаций. Хотя для отдельных типов организаций каждый этап процесса планирования имеет специфику, использование сквозного стратегического плана полезно для всех [30. с.369].
1) Определение задач и целей организации.
Задачи и цели организации касаются ее долгосрочной ориентации на какой-либо вид деятельности и соответствующее место на рынке. Их можно определить через то, какие группы потребителей обслуживаются, какие функции выполняются и какие производственные процессы используются.
При определении задач формируется ответ на вопрос: «Какого рода деятельностью занимается организация?», при этом выявляются специфические и отличительные аспекты деятельности данной организации и ее назначение, которые выделяют ее среди конкурентов.
Пример задачи региональной авиакомпании: авиакомпания занята воздушными перевозками по регулярным и чартерным (по спецзаказу) авиалиниям, обеспечивая внутренние и международные перевозки пассажиров, грузов и почты.
Задачи организации косвенно затрагиваются, если: фирма выходит на рынок с новым продуктом или услугой; прекращается реализация прежних товаров и услуг; завоевывается или сужается область деятельности посредством приобретений или продаж.
Задачи
и цели фирмы – подробный перечень
вспомогательных целей и задач
для каждого эшелона
Важнейшим
принципом маркетингового подхода
к управлению фирмой является целевая
ориентация всех элементов производственной
системы, а также производственной
и социальной инфраструктуры, обслуживающей
эту систему, на решение этих проблем,
возникающих у потенциального потребителя
товаров или услуг, выводимых
фирмой на рынок. Указанный принцип
может быть реализован, если решения
о производстве того или иного
товара и весь комплекс мер по организации
производства и доведения до потребителя
товара разрабатываются и принимаются
на основе тщательного анализа нужд,
потребностей и запросов потенциальных
покупателей. В процессе этого анализа
необходимо выяснить, какой товар, с
какими потребительскими свойствами,
по какой цене, в каких количествах,
в каких местах и в какое
время хочет и готов
Информация о работе Планирование в системе управления маркетингом