Понятие, функции и требования к товарному знаку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью работы является рассмотрения вопросов о товарных знаках, их сущности, видах, факторов формирования, правовых документов.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:
• рассмотрение понятия, виды, факторы товарных знаков;
• проведен анализ товарного знака ОАО «Савушкин продукт»;
• оценивание эффективности использования товарного знака ОАО «Савушкин продукт».

Работа содержит 1 файл

Teoreticheskaya_chast.docx

— 52.43 Кб (Скачать)

Владелец товарного знака имеет  исключительное право пользоваться и распоряжаться им: продавать, предоставлять  во временное пользование, в том  числе — по лицензионному договору, использовать в рекламе, печатных изданиях, на вывесках и т.д. Незаконное использование чужого охраняемого товарного знака (незаконное изготовление, применение, предложение к продаже) может рассматриваться как гражданско-правовое нарушение или акт недобросовестной конкуренции, а в отдельных случаях — как уголовное преступление. [1, c.100]

Порядок регистрации товарного  знака:

    1. Разработка предприятием самостоятельно или с привлечением специализированной фирмы рисунка, названия и других элементов товарного знака.
    2. Подача фирмой заявки на регистрацию в Государственный Патентный комитет Республики Беларусь.
    3. Экспертиза заявки на возможность данного товарного знака быть зарегистрированным. [3]

Не будут зарегистрированы товарные знаки:

  • не имеющие признаков различия;
  • вошедшие во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
  • являющиеся общепринятыми символами и терминами;
  • состоящие исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта;
  • состоящие из обозначений, представляющих собой государственную символику;
  • являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя;
  • схожие с зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров.[6]

После успешного прохождения  экспертизы и оплаты пошлины товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания, а заявителю выдается свидетельство. Срок действия регистрации составляет 10 лет, причем многократно может быть продлен. В Республике Беларусь можно зарегистрировать товарный знак по национальной и международной процедуре; за последние 15 лет на регистрацию поступило более 100 тыс. заявок, поданных от национальных и иностранных физических и юридических лиц.[3]

 

 

 

 

 

3. 2 Основания для отказа в регистрации товарного знака

 

Не допускается регистрация  товарных знаков:

1.   не имеющих признаков различия;

2. вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

3.   являющиеся общепринятыми символами и терминами;

4.   состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также времени, места и способа их производства или сбыта;

5. представляющие собой форму товара или его упаковку, определяющиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара.

6. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.

7. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

7.1. являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя;

7.2. представляющих собой или содержащих указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;

7.3. противоречащие публичному порядку, принципам гуманности и морали.[6]

Иные основания для отказа в  регистрации:

1. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1.1. зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров;

1.2. товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров Республики Беларусь, в отношении однородных товаров;

1.3. товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Республике Беларусь в установленном Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь порядке, в отношении любых товаров.

2. Регистрация обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, указанным в пункте 1 настоящей статьи, допускается при условии представления письменного согласия владельца такого знака.

3. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товара, охраняемым в Республике Беларусь, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

4. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Республике Беларусь фирменным наименованием (отдельными элементами такого наименования), право на которое в Республике Беларусь возникло у другого лица ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

5. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, тождественные:

5.1. названию известного в Республике Беларусь произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если право на соответствующее произведение возникло ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

5.2. названию зарегистрированного в Республике Беларусь средства массовой информации, без разрешения его учредителя (учредителей) в отношении однородных товаров;

5.3. фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Республике Беларусь лица, без согласия этого лица или его наследников.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

 

1 АНАЛИЗ ТОВАРНОГО ЗНАКА ОАО «САВУШКИН ПРОДУКТ»

 

ОАО «Савушкин продукт» — один из крупнейших в Беларуси производителей молочной и соковой продукции. Расположен «Савушкин продукт» в городе Брест.  Его генеральным директором является Савчиц Александр Васильевич.

К его видам деятельности относится:

- переработка молока, кроме консервирования, и производство сыров

- производство молочных продуктов

- производство фруктовых и овощных соков

К продукции и услугам фирмы  относится:

- свежее молоко или маслопродукты

- молоко или маслопродукты, пригодные для длительного хранения

- молоко сухое

- соки, пригодные для длительного  хранения

- сыр натуральный 

- сыр плавленый 

 Знают «Савушкин продукт» не только в Беларуси, но и за рубежом. Продукция компании уже хорошо известна российскому покупателю, а также экспортируется в Казахстан, Армению, Азербайджан, Украину, Молдову и другие зарубежные страны.

Чтобы продукция компании неизменно оставалась натуральной, сырье для ее производства поступает  из экологически чистых районов, а в процессе производства не используются консерванты. Продукция ОАО «Савушкин продукт» изготовлена без применения геномодифицированных источников, из натурального продовольственного сырья, полученного от животных, выращенных без применения антибиотиков, стимуляторов откорма, гормональных препаратов. Компания имеет сертификат соответствия, который удостоверяет, что выпускаемая продукция соответствует требованиям.

ОАО «Савушкин продукт» придерживается определенной политики в области охраны окружающей среды, охраны здоровья и безопасности труда. (Приложение А)

В 2001 году был зарегистрирован  товарный знак компании.

21 декабря 2006 года Национальный  центр интеллектуальной собственности  признал обозначение «Савушкин  продукт» общеизвестным товарным  знаком в Республике Беларусь. (Приложение Б)

Признание товарного знака  «Савушкин продукт» общеизвестным  ставит его в один ряд с уже признанными в нашей стране товарными знаками «Атлант» и «Милавица», которые являются визитной карточкой нашей страны. Среди пищевых предприятий Республики это первый случай.

Товарный знак «Савушкин продукт» является комбинированным, простым, запоминающимся товарным знаком. (Приложение В)

Компания использует товарный знак не только на упаковках своего товара, но и в рекламе, размещая в печатных изданиях, на вывесках, пакетах и т.д. (Приложение Г)

Агентством MPP Consulting (Украина) опубликован рейтинг «БелБренд 2011 – ТОП-100 белорусских брендов», согласно которому бренд «Савушкин продукт» стоимостью $50,0 млн занимает 4-ую строку (в 2010г. соответственно $43,5 млн и 7-я строка рейтинга). Выше разместились бренды «Санта Бремор» ($72,5 млн), Milavitsa ($64 млн) и «Аліварыя» ($52,3 млн).

«Савушкин продукт» - бесспорный лидер молочного рынка Беларуси. Компания удостоилась четырех высших наград конкурса: титул «Брэнд-лидер» в категориях «Йогурты» и «Молочная продукция», золотых медалей за брэнд «Брест-Литовск» и в номинации «Социально ответственный бизнес» («За заботу о здоровье потребителей»).

2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА ОАО «САВУШКИН ПРОДУКТ»

 

Человек приобретает различные  товары и услуги, чтобы удовлетворить  конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией  для покупателя является знакомый ему  товарный знак, и очень может быть, что товары с таким знаком он уже  потреблял.

Товарный знак - это любое название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров  фирмы и отличающие их от товаров  конкурентов.

Товарный знак «Савушкин продукт» является известным и всем узнаваемым. Именно поэтому многие покупатели предпочитают покупать молочные продукты и соки именно этой компании, так как знают о качестве выпускаемой продукции.

Эффективность товарного  знака заключается в ряде важных, чисто психологических требованиях:

- эмоциональное и информационное соответствие знака статусу предприятия, роду его деятельности, отраслевой традиции. Считается, что любой человек, увидевший тот или иной знак, должен сразу и однозначно понять, какой товар, или какую услугу этот знак представляет, « Хороший знак, даже впервые увиденный, должен узнаваться», тогда такой знак «укладывается» в сознании, занимает свою нишу и легко запоминается;

- оригинальность знака,  его индивидуальность, что во  многом определяет его конкурентоспособность;

- качество знака, его отточенность и завершенность;

- простота. Торговая марка для потенциального покупателя всего лишь один из элементов огромного потока информации. И ее надо запомнить, а легко запоминается весьма простое для восприятия. При этом торговая марка должна нести индивидуальную информацию о товаре, услуге, четко отделяя его на рынке от аналогичного, закрепляя индивидуальные отличия, рекламность, универсальность.

Чтобы товарный знак стал наиболее узнаваемым, компания проводила и проводит рекламные акции, дегустации, брошюры, пакеты и многое другое с изображением товарного знака.

Реклама товара с лучшей стороны  позволяет продвигать товар на рынке товаров и услуг, что положительно сказывается на его деятельности.

Проведя опрос среди покупателей, чью продукцию они чаще всего покупают и почему, большинство выбрало «Савушкин продукт», а причиной было то, что продукция качественная и наиболее им известная. (Приложение Д)

Из данного опроса, можно подвести итог, что продукция «Савушкин продукт» благодаря своему эффективному использованию товарного знака, наиболее популярная и часто покупаемая потребителями.

Информация о работе Понятие, функции и требования к товарному знаку