Понятие жизненного цикла товара и его фазы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность - автор одного из учебных пособий по маркетингу Т.П. Прошкина так формулирует необходимость изучения концепции ЖЦТ предпринимателями:
- по заключению многих аналитиков, жизнь товара становится короче;
- новая продукция требует новых инвестиций, что делает порой более выгодным продление жизни уже существующего товара, чем создание принципиально нового;
- концепция ЖЦТ позволяет предвидеть изменения во вкусах потребителей, действиях конкурентов и соответствующим образом приспосабливать к ситуации свой план маркетинговых мероприятий;
- знание концепции позволяет сформировать оптимальный товарный ассортимент, или товарный портфель фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
Этапы жизненного цикла товара……………………………..5
Внедрение………………………………………………………...6
Рост продаж……………………………………………………..7
Насыщение……………………………………………………....8
спад…................................................................................................9
Виды жизненных циклов товара…………………………….…..12
матрица бкг………………………………………………………......19
3 КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ТУРФИРМЫ «МАГАЗИН ПУТШЕСТВИЙ»……………………………………………………………..….22
заклюение…………………………………………………………….….. 28
список использованной литературы……..

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa_MARKETING_GOTOVO.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Отдельным направлением в деятельности является организация школьных автобусных поездок в Париж (развлекательный парк "Диснейленд", музеи, театры и др.).

Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как  товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

В основе роста  международного туризма — прежде всего экономический и социальный прогресс, а так же развитие туризма  стало возможным благодаря научно-техническому и социально-экономическому прогрессу общества, говоря другими словами, благодаря созданию инфраструктуры туризма. Расширение авто - и железнодорожных, водных и воздушных перевозок способствовало развитию массового туризма. Развитие туризма способствуют также реклама, политика правительства, курс одной валюты по отношению к другой, конкурентоспособность продукта, безопасность и репутация места поездки и другие факторы.

В зависимости  оттого, что именно привлекает туристов, и как они путешествуют, а также от многих других факторов можно составить классификацию по видам туризма: По целям деятельности, по методу проведения, по количеству участников поездки, по использованию транспортных средств, по географии путешествий.

Кроме того, туризм можно классифицировать по сезонности, продолжительности и другим факторам.

Сегментирование рынка представляет собой разделение рынка на четкие группы покупателей. Чаще всего для сегментации рынка  используют социально-экономические  критерии, такие как: возраст, пол, уровень дохода, образование, профессия, размер семьи и другие.

Сотрудники турфирмы «Магазин Путешествий» определяют целевой сегмент по следующим характеристикам:

  • Возраст – от 13 до 45
  • Уровень дохода – средний
  • Образование – среднее и высшее, но роли не играет
  • Семейное положение – молодые семьи, дети, студенты, но особой роли не играет
  • География
  • Жизненный стиль – энергичный, активный человек, занятый учебой или работающий зачастую по выходным и праздникам, восприимчивый к новинкам.
  • Мотив путешествия - желание отдохнуть с семьей, желание отдохнуть за границей, желание получить лечение, как за границей, так и в России, а желание посетить самые красивые места страны.

Конечно, это не означает, что абсолютно  все клиенты фирмы подходят под  эти критерии, но большая их часть подходит под такое определение, и именно эта группа потребителей позволяет быстро окупать затраты на производство и продвижение тур продукта. Все маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование сильных и прочных предпочтений у действительных и потенциальных клиентов. Однако новым клиентам необходим новый турпродукт, разработка которого займет время, усилия и средства.

Цена - Перед всеми организациями встает задача назначения цены за свои товары и услуги. Являясь всего лишь одной из составляющих маркетинговых средств, цена выполняет, тем не менее, исключительно важную функцию, которая состоит в получении выручки от реализации.

Во многом решения  по установлению той или иной цены определяются на данной тур фирме  исходя из перечисляемых далее факторов. К числу важнейших факторов, которые необходимо учитывать при разработке ценовой стратегии, относятся:

  • соотношение спроса и предложения;
  • уровень и динамика конкурирующих цен;
  • государственное регулирование;
  • потребители; конкурентоспособность реклама

В туристской сфере  в условиях высокой насыщенности рынка туристских услуг может, возникнет  ситуация, когда предприятие будет  заинтересовано в том, чтобы сбывать  свои продукты по любой цене, только бы удержать позиции на рынке.

Многие фирмы  стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных. В туристской сфере цель максимизации текущей прибыли довольно распространена в условиях, когда:

  • предприятие предлагает уникальные услуги, отсутствующие у конкурентов;
  • спрос некоторые виды туристских услуг значительно превосходит предложение;

Однако постановка целей максимизации текущей прибыли  без учета вероятной реакции  рынка может отрицательно сказаться  на деятельности предприятия в будущем.

Распространение товара - На рекламу и другие маркетинговые мероприятия уходит очень много денежных средств, ведь именно качественная реклама гарантирует конкурентоспособность предприятия.

Турфирма «Магазин Путешествий» применяет несколько видов рекламы:

  • реклама ''бегущей строкой'' на телевидении
  • реклама в периодической печати
  • реклама на теле-экране города
  • Существует огромное количество методов оценки эффективности рекламных мероприятий. Они показывают, какие объявления лучше всего привлекают и удерживают внимание потребителей. Например, анкетирование случайных людей на улице или телемаркетинг после первого дня показа рекламного ролик.

Результаты исследования анализируются с точки зрения того, какая часть опрошенного населения помнит рекламу, что именно из рекламного ролика запомнилось лучше всего и т.д. Обычно такие исследования проводятся в начале рекламной кампании для оценки самого рекламного ролика и силы его влияния на потребителя.

Ответы на вопросы тестов запоминания  ценны, потому что они появляются тогда, когда еще относительно просто внести изменения. Результаты тестов можно интерпретировать как хорошие, плохие или посредственные, - прошла реклама или потерпела неудачу.

Основные различия между рекламой и стимулированием сбыта заключается  в их методах обращения и ценности, которую они добавляют продукту или услуге. В то время как реклама занимается созданием имиджа, и ей на это требуется время, управление каналами сбыта занимается стимулированием, ведущим к немедленному действию, предпочтительно – продаже. С другой стороны, они выполняют общие задачи, которые заключаются в увеличении количества потребителей и большем использовании тур продукта потребителями.

Поддержка продаж – это предложение  дополнительного мотива для покупки. Ее главное преимущество заключается  в многообразии и гибкости методов. Чаще всего для продвижения тур  фирмами используются различные  скидки. «Магазин Путешествий » предлагает следующую систему скидок:

  • семейные скидки
  • групповые
  • детские

Другим эффективным способом продвижения  тур продукта являются различные  конкурсы и лотереи. Эти стратегии  привлекают людей, обещая бесплатную выгоду и предлагая впечатляющие призы. Например, в 2011 году при информационной поддержке газеты «Власть труда» были проведены два конкурса: «Love Story» и «Неизвестный Китай». Читателям газеты предлагалось написать свою историю любви или самый необычный факт из истории Китая. Победители конкурса «Love Story» - семейная пара – отправились в путешествие по Египту, а автор самой интересной статьи про Китай – отправился в страну восходящего солнца.

Различная печатная продукция используется турфирмами для стимулирования продаж непосредственно в офисе. Различные  календари, стенды, брошюры, журналы и каталоги собственного издания не только привлекают клиента своим внешним видом, но и предлагают более подробную информацию о маршруте.

Следующим этапом управлением канала сбыта является участие в работе различных туристических  выставок, ярмарок. Выставки и ярмарки имеют огромное значение с точки зрения поиска партнеров и установления деловых связей. Данный вид продвижения относится к стимулированию сбыта, направленному на посредников. Подобного рода выставки ежегодно проводятся в близлежащих  городах – Абакане, Красноярске, Кызыле.

Хорошее отношение  общественности – величайшее преимущество организации, какое только у нее  может быть. Положительно настроенная  по отношению к фирме и хорошо информированная общественность является одним из решающих факторов выживания фирмы.

Месторасположения торговой точки, каналы распределения, персонал продавца -  турфирма «Магазин Путешествий» располагается в центре города по адресу – г. Минусинск, ул. Ванеева 15,  на хорошем обзорном месте с выгодной проходимостью.

Каналы распределения  –  первого уровня, косвенные, т.е. производитель → розничный посредник → потребитель.

На сегодняшний день "Магазин Путешествий" является одной из ведущих турфирм Минусинска. Штат турфирмы составляет 4 человека. Год от года турфирма динамично развивается и уверенно смотрит в будущее.

 

 

 

Заключение

 

Для написания курсовой работы была выбрана тема "Жизненный цикл товара ". Впервые концепция ЖЦТ была изложена Теодором Левитом в 1965 году. Смысл этой концепции сводится к тому, что каждый товар производится и живёт на рынке определённое время, т.е. имеет свой жизненный цикл. В зависимости от уровня спроса на продукцию, её качества, особенностей рынка жизненный цикл конкретного вида продукции может колебаться по протяжённости во времени. Он может длиться от нескольких дней до нескольких десятков лет.

Из литературных источников стало  известно, что спрос на товар изменяется отнюдь не хаотично, но определённым образом, который графически может быть изображён кривой. Данная кривая получила название "кривой жизненного цикла товара". Выделяется 4 фазы жизненного цикла товара: внедрение, рост продаж, зрелость, спад. Так же выделено 6 основных разновидностей ЖЦТ: "Бум", "Увлечение", "Провал", "Возобновление", "Гребешковая линия", "Сезонность".

Решения, которые производители  принимают в своей товарной политике, во многом зависят от стадии жизненного цикла товара. Поэтому анализ жизненного цикла товара осуществляется непрерывно на протяжении всей деятельности компании, он является важнейшей задачей маркетинговых исследований, источником информации для принятия решений по всем вопросам товарной политики.

Эффективная ассортиментная политика предусматривает выпуск широкой  гаммы изделий, одновременно включающей в оптимальном соотношении изделия, разные по проходимым ими стадиям жизненного цикла, но одновременно находящиеся на рынке. Задача предприятия состоит в том, чтобы сформировать оптимальный товарный ассортимент (портфель), в котором сбалансированы инвестиции и доход фирмы. Для решения этой задачи используют матрицу Бостонской консультационной группы (сокращённо матрица БКГ). Матрица имеет 4 сектора: высокие и низкие темпы роста рынка при большой или маленькой доле рынка, принадлежащей данным товарам. В каждом секторе находятся товары, прозвище которым дано в соответствии с их нынешним положением и перспективами. Эти группы товаров называются "трудные дети" (товары, только выходящие на рынок и имеющие сложное положение), "звезды" (пользующиеся быстро растущим спросом товары, лидирующие на рынке, приносящие значительные доходы), "дойные коровы" (товары, активно продающиеся на рынке и дающие большие прибыли) и "собаки" (товары, уже не пользующиеся повышенным спросом и не имеющие явных перспектив развития). Практика показала, что наиболее оптимальным товарный портфель предприятия является тогда, когда большую часть его составляют так называемые "дойные коровы" и "звёзды", а также некоторое количество "трудных детей"

Оптимизируя товарный ассортимент, фирма  может также гибко реагировать  на переход товара из одной стадии ЖЦ в другую. На первой стадии – внедрения на рынок – выпускают обычно самые ходовые, базовые модели, пользующиеся повышенным спросом у покупателей. На стадии роста расширяют ассортимент выпускаемых изделий и к стадии зрелости вводят на рынок полный набор изделий всего параметрического ряда (товарной линии). В стадии спада на рынке оставляют только одну-две наиболее ходовые модели.

 

Список использованной литературы

 

  1. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2008г.;
  2. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. – М.: АСТ, 2011г.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 2010г.
  4. Лукина А.В. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008г.;
  5. Маркетинг: Учебное пособие/ под ред.В.А. Зайцева. – М., 2008г.;
  6. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика,2011г.
  7. Прошкина Т.П. Маркетинг: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2008;
  8. Родин В.П. Оценки маркетинга. – М., 2010г.
  9. Соловьёв Б.А. Маркетинг: Учебник. – М., 2009г.
  10. Теория маркетинга/ под ред.М. Бейкера. – СПб: Питер, 2010г.

Информация о работе Понятие жизненного цикла товара и его фазы