Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 02:34, реферат
В нашей стране активно формируются рыночные отношения, предъявляющие новые требования к деятельности хозяйствующих субъектов. В основе предпринимательской деятельности лежат маркетинг и менеджмент как философия бизнеса, инструментарий предпринимательства, стратегия и тактика участников рыночных отношений. Именно глубокие знания в данных областях, способность умело применять современные инструменты воздействия на ситуацию, складывающуюся на рынке, предопределяют коммерческий успех предпринимателя.
1. Теоретическая часть………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………..3
Источники правового регулирования…………………………………...5
Предпосылки становления маркетингового права……………………..9
Понятие и содержание маркетингового права………………………...13
Заключение……………………………………………………………....20
2. Практическая часть……………………………………………….22
Литература……………………………………………………………….25
Таким образом, в системе
российского права имеются
Российское маркетинговое
право как специализированная комплексная
отрасль права призвано урегулировать
тесно связанные между собой
вертикальные и горизонтальные отношения,
возникающие в сфере
В основе такого объединения
названных общественных маркетинговых
отношений находится объект, по поводу
которого возникают права и обязанности,
составляющие содержание этих правоотношений:
организация маркетинговой
Маркетинг является одной из общепризнанных отраслей экономической науки и учебных дисциплин, которая так же, например, как и бухгалтерский учет, требует специфического правового осмысления и регулирования.
Таким образом, специфика маркетинга как объекта с необходимым его теоретическим правовым осмыслением и нормативным правовым регулированием состоит в том, что он предполагает такую систему организации хозяйственной деятельности фирмы, при которой разработка, производство и сбыт товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляются на основе комплексного анализа рынка и реальных запросов потребителей с целью получения высокой прибыли. В маркетинге значительное внимание уделяется внешнему виду товара, его потребительским характеристикам, послепродажному обслуживанию. Все это должно учитываться при определении предмета регулирования российского маркетингового права.
Предметом маркетингового права является комплекс общественных отношений, связанных с различными направлениями маркетинговой деятельности, включая маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование, товародвижение, конкурентные отношения и маркетинговые исследования.
Можно выделить три взаимосвязанные группы отношений, входящих в предмет маркетингового права. Главной выступают непосредственно маркетинговые отношения, то есть те, которые возникают в процессе маркетинговой деятельности, включающей маркетинговые исследования, применение инструментов маркетинга и т.д.
Наконец, в предмет маркетингового права входят вертикальные отношения между государством и субъектами маркетинговой деятельности. К данной группе следует отнести отношения по государственному регулированию и контролю в области рекламы, стандартизации, государственному регулированию цен, антимонопольному регулированию и т.д.
В правовой науке существуют
различные взгляды на метод правового
регулирования. Каждая отрасль права
должна характеризоваться
- ориентация производства
на эффективное удовлетворение
запросов конкретных
- ориентация
- учет спроса и предложения при регулировании цен;
- учет маркетингового
анализа и воздействия,
- учет маркетинговых
- учет многовариантности, децентрализации и комплексности действий в сфере маркетинга;
- учет социально-этических
маркетинговых проблем,
- свободная конкуренция как основа маркетинга и т.д.
Как видно, специфика отраслевых методов маркетингового права многоаспектна и обусловлена как объективными закономерностями функционирования маркетинга, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы рыночной системы хозяйства в России.
Основополагающими правовыми
институтами российского
Установив предмет, методы и основные институты российского маркетингового права, на наш взгляд, уже сегодня целесообразно (возможно, с признанием необходимости в дальнейшем дополнительного обоснования) рассматривать его как отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.
Маркетинговое право - это специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок маркетинговой деятельности предпринимателей, включающей маркетинговые исследования, продвижение продукции, товарную политику, ценообразование, товародвижение, конкурентные отношения, и которыми регулируются маркетинговые взаимоотношения предпринимателей между собой, с государством, с потребителями и другими участниками маркетинговых отношений.
Данное определение содержит все необходимые атрибуты маркетингового права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных и практических целях можно применять более лаконичную дефиницию: маркетинговое право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе маркетинговой практики.
В то же время следует иметь в виду, что система норм, регулирующих маркетинговую деятельность, рядом ученых может быть признана подотраслью права, которая - при сохранении к этому и экономических оснований - постепенно трансформируется в самостоятельную отрасль права и, по-видимому, получит признание научного сообщества и практики точно так же, как экологическое, аграрное, земельное и другие отрасли права. По существу, это будет отрасль второго порядка, сочетающая признаки и методы ряда базовых отраслей.
Все нормы перечисленных выше институтов маркетингового права можно подразделить на материально-правовые, процессуальные и процедурные, организационные. Если проанализировать маркетинговое законодательство, то можно увидеть, что все эти нормы в нем встречаются, хотя часто они не развернуты, иногда противоречивы. Но это как раз достаточно понятное состояние новой отрасли права, находящейся в стадии становления.
В любом случае уже сейчас видно, что нормы маркетингового права несводимы к гражданскому праву; дело в том, что даже в конструкции частноправовых маркетинговых правоотношений будет постоянно присутствовать ограничение, выражающее публичный интерес.
Поэтому только содержательная
характеристика самого маркетингового
права, то есть выделенной совокупности
норм, и анализ связанной с ними,
обслуживающей их системы теоретических
и методических суждений могут внести
окончательную ясность в
Действительно, в прежние
времена, на предыдущих этапах развития
права представлялось возможным
уложить практически все
Таким образом, речь идет о
комплексном правовом регулировании
устойчивой группы общественных отношений.
Представляется, что в перспективе
необходимо принять закон о маркетинговой
деятельности, а может быть, и
Маркетинговый кодекс. Эта идея поддерживается
учеными-экономистами и практическими
работниками в области
Современное отечественное
законодательство, регламентирующее маркетинговую
деятельность, достаточно унифицировано
для использования
Заключение
Совершенствование правового регулирования маркетинга необходимо для установления торговых связей с экономически развитыми странами, ибо слабое развитие отечественной правовой базы маркетинга является одной из причин, по которой в российскую экономику не хотят вкладывать средства многие иностранные инвесторы. Это предопределяется прежде всего тем, что отечественные законы недостаточно гарантируют интересы и защищают права бизнесменов, не гарантируют цивилизованного развития бизнеса в современных российских условиях.
Одним из основных условий успешной деятельности отечественных организаций на мировом рынке является необходимость продуманного системного изучения всего арсенала правовых средств, применяемых в зарубежных странах, чтобы, во-первых, учитывать их при разработке экспортной политики, во-вторых, использовать то положительное, что имеется в правовом регулировании маркетинга этих стран.
Необходимо отметить, что
действующее законодательство не в
состоянии предотвратить всех потенциальных
злоупотреблений в области
Очевидно, что у каждого
из субъектов свое представление
о мере социальной ответственности,
поэтому в высокоразвитых странах
многие индустриальные и профессиональные
торговые ассоциации предлагают придерживаться
определенных общепринятых этических
норм, а целый ряд компаний разрабатывает
маркетинговую стратегию с
Социально-этические правила
поведения обычно закрепляются в
специальных кодексах профессиональной
этики. Свод правил корпоративного поведения
должен будет способствовать оптимизации
маркетинговых отношений, а также
улучшению делового климата, повышению
надежности российского рынка и
его привлекательности для
Потребность в развитии и использовании на практике маркетингового права стала особенно ощущаться в последнее время в связи с обострением конкурентной борьбы. Соотнесение маркетинга с правовыми нормами повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя правовую оболочку на сферу маркетинговых связей.
Это рационализирует процесс
товародвижения, ценообразования, маркетинговых
коммуникаций, разработки товарного
ассортимента, совершенствует практику
анализа и прогнозирования