Работодатель 
- это индивидуум, работающий самостоятельно, 
и постоянно нанимающий на работу 
одного и более человек. Статистика 
пока не дает точной численности и не анализирует 
качественный состав работодателей. На 
малом предприятии работодатель обычно 
собственник средств производства. В крупных 
акционерных компаниях и на государственных 
предприятиях работодатель сам является 
наемным работником акционеров или государства. 
В акционерном обществе работодателем 
выступает менеджер, который может иметь 
часть акций предприятия. На унитарном 
государственном предприятии руководитель 
(директор) не владеет средствами производства. 
Менеджеры и директора управляют производством, 
принимают и увольняют персонал от имени 
акционеров и государства.
Государство как субъект рыночных 
отношений представлено федеральными, 
региональными органами власти, отраслевыми 
органами управления и местным самоуправлением. 
В качестве субъекта оно выполняет следующие 
функции:
  - Социально - экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест в всех секторах экономики;
- Законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;
- Регулирования рынка труда косвенными методами;
- Защиты прав всех субъектов рынка труда;
- Ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).
      Степень выполнения 
указанных функций зависит от экономических, 
политических, социальных факторов, и 
их конкретного сочетания в том или ином 
историческом периоде.[13с348]
      Второй компонент 
- юридические нормы и экономические 
программы. Для нормального функционирования 
рынка необходимы законодательные 
акты, нормы, правила, которые 
бы регулировали взаимоотношения 
между субъектами рынка, четко определяли 
их права, создавали равные возможности 
для реализации способностей к труду всех 
участников рыночных отношений, предусматривали 
социальное страхование на случай потери 
работы и т.д. Такие нормы предусмотрены 
в Конституции Российской Федерации, и 
в Законе «О занятости населения Российской 
Федерации», других законах. Данные нормы 
конкретизируются  в  Указах Президента 
Российской  Федерации,  решениях 
правительства   в   ежегодно,   
или   на   2   года   
принимаемых   Генеральном, региональных,     
отраслевых     соглашениях,     
в     коллективных     
договорах, заключаемых на предприятиях. 
[12с65]
Успешное функционирование рынка 
невозможно без создания соответствующих 
экономических условий (налоги, льготы 
и т.д.), проведения активной политики занятости, 
разработки и осуществления федеральной 
и региональных программ содействия занятости 
населения, программ подготовки и переподготовки 
высвобождаемых работников и др.
Законодательные нормы и экономические 
программы создают основу для 
более полного и цивилизованного 
действия третьего компонента рыночного 
механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия 
спроса и предложения как реакции на информацию 
рыночной цены труда и конкуренцию. Безработица 
и социальные выплаты, связанные с ней, 
-четвертый компонент современного рынка 
труда. Действие рыночного механизма ведет 
к высвобождению части работников, к появлению 
безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый 
персонал в период отсутствия работы, 
создать условия для их переподготовки 
и повторное вовлечение в трудовой процесс, 
законом о занятости населения предусматриваются 
выплаты пособий по безработице, компенсации 
при увольнении, при переезде к новому месту 
работы, выплаты стипендий во время 
учебы и др. Рыночная инфраструктура (пятый 
компонент) - это совокупность институтов 
содействия занятости, профориентации, 
профподготовки и переподготовки кадров; 
сеть фондов, центров занятости (бирж труда), 
центров подготовки и переподготовки 
рабочей силы и т.д. Основной элемент инфраструктуры 
рынка труда - государственная служба 
занятости, включающая в себя органы трех 
уровней управления: общегосударственного, 
регионального и местного. Наряду с ней 
развиваются негосударственные структуры 
занятости. Фонды занятости, также структурированные 
по уровням (от   федерального   
до   районного),   формируются      
за      счет   обязательных 
страховых 
взносов работодателей 
и страховых взносов с заработка 
работающих. Дополнительными  источниками  
служат  ассигнования  из  бюджетов  
соответствующих уровней,  субсидии 
и субвенции  вышестоящих  фондов занятости 
для нижестоящих, добровольные  взносы  
предприятий и  граждан, другие поступления. Центры 
подготовки и переподготовки рабочей  силы 
обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, 
способствуют более  быстрому    вхождению  безработных  
в состав  занятого  населения. Все  компоненты     
рынка  труда  призваны  в  совокупности  
обеспечить  сбалансированность спроса и предложения 
рабочей силы, реализацию права  людей  на 
труд  и  свободный  выбор  вида 
деятельности,  на определенную  социальную  
защиту.  В  конечном  счете  
взаимодействие  всех компонентов  нацелено на 
создание и поддержание баланса интересов 
всех субъектов рынка  труда. Рынок труда в России окончательно 
в развитом виде не сформировался,  но имеются 
все его основные компоненты. Поэтому 
можно утверждать, что  рынок труда, хотя и несовершенный в России 
есть. [25с39]
В современных условиях рынок труда 
в России представляет собой весьма 
сложную структуру, образуемую двумя 
взаимосвязанными сферами, которые несут различную 
функциональную нагрузку, отличаются 
друг от друга способами и формами 
аккумуляции резервов рабочей силы, ее 
организации и регулирования, а также 
характером влияния на эффективность 
производства. По выше отмеченным признакам 
рынок труда подразделяется на открытый 
и скрытый.
Открытый рынок труда 
- это все трудоспособное население, 
фактически ищущее работу и нуждающиеся в профориентации, 
подготовке и переподготовке. Скрытый 
рынок труда - это работники, сохраняющие 
статус занятых, но для которых вероятность 
потерять работу очень велика; отдельные 
исследователи называют это явление "потенциальный" 
рынок труда или же "потенциальной" 
безработицей. Речь идет о тех работниках, 
которые работают неполную рабочую неделю 
или же рабочий день, отправляются предприятиями 
в вынужденные долгосрочные отпуска и 
т.д. Измерить масштабы скрытого  рынка труда 
весьма затруднительно.  
Его  величина  зависит  от  
множества  факторов, среди которых важное значение 
имеет отраслевая и региональная специфика 
функционирования производственных комплексов. 
[19с32]
В свою очередь, открытый рынок труда 
целесообразно подразделять на официальную 
(или же организованную) и неофициальную 
(стихийную) части. Официальная часть открытого 
рынка - это неработающие лица, которые 
ищут себе работу через официальные центры 
и службы занятости. Неофициальная часть 
открытого рынка представлена неработающими 
лицами, которые ищут себе работу самостоятельно, 
минуя официальные государственные учреждения, 
занимающиеся вопросами трудоустройства 
безработных. В настоящее время вторая 
часть (неофициальная) открытого рынка 
труда в 3 - 4 раза превышает первую, что 
косвенным образом говорит о недостаточно 
высокой степени эффективности функционирования 
ныне действующих служб занятости. Расширение 
скрытого рынка труда и его застойный 
характер являются следствием слабого 
включения государства в стимулирование 
малого производства. Это затрудняет и 
тормозит освобождение предприятий от 
скрытых резервов рабочей силы и сдерживает 
перелив людей в перспективные отрасли 
и сферы. Эта же причина способствует формированию 
еще одной особенности российского рынка 
труда - широкому развитию неформального 
сектора экономики и, соответственно, 
неформальной занятости. [13с78]
К неформальному сектору экономики 
в России принято относить незарегистрированную 
в соответствии с законодательством экономическую 
деятельность, занятые которой не платят 
налогов. Международная организация труда 
рассматривает неформальный сектор как 
совокупность очень мелких единиц, производящих 
и распределяющих товары и услуги и состоящих, 
в основном, из независимых, самостоятельно 
занятых производителей. При этом МОТ 
не выделяет в качестве обязательного 
для отнесения к неформальному сектору критерий отсутствия 
официальной регистрации деятельности. 
Поэтому правомерным является при анализе 
сущности неформального сектора занятости 
рассматривать  во  взаимосвязи  
с  ним  и  близкие  по  сути,  
но  официально  зарегистрированные 
виды деятельности. В России складывающийся  
неформальный 
сектор чрезвычайно разнороден. Граница 
между формальным и 
неформальным секторами, неформальным 
сектором и экономической неактивностью, 
неформальным сектором и теневой экономикой, 
теневой экономикой и криминальной экономикой 
достаточна условна. Поэтому целесообразно рассматривать 
неформальный сектор в широком плане, 
включая смежные с ним формы деятельности. 
Внутри неформального сектора можно выделит 
несколько разновидностей занятости: 
по профессионально-квалифицированному 
уровню и уровню доходов выделяются квалифицированная, 
достаточно хорошо оплачиваемая работа 
(частные уроки, медицинские услуги, пошив 
одежды, ремонт бытовой техники, строительные 
работы и др.), работа, не требующая особой 
квалификации (мелкая торговля, "челночный" 
бизнес, оказание различных услуг). По 
способу осуществления неформальной деятельности 
и получения доходов выделяются индивидуально занятые, работники владельцы мелких незарегистрированных производственных 
единиц, официально не оформленные работники 
в зарегистрированных организациях, неучтенная 
от налогообложения деятельность предприятий 
формального сектора, приносящая их сотрудникам 
неучтенные доходы, неучтенная деятельность 
работников формального сектора, осуществляемая 
на рабочем месте и т.п. По статусу занятых 
в неформальном секторе выделяются лица, 
занятые только в неформальном секторе, 
и лица, занятые как в неформальном, так 
и в формальном секторе. Неформальный 
сектор занятости в России возник с переходом 
к рыночной экономике, он существовал 
и раньше и был представлен репетиторами, портными, 
нянями, домработницами, и т.п., существовала 
и теневая экономика. Однако в последние 
несколько лет состав, масштабы, характер 
неформального сектора резко изменились. 
Прежде всего, численность занятых в нем 
увеличилась во много раз, резко возросла 
доля торговли, появились совершенно новые 
для нас явления - уличная торговля, "челноки", 
значительно расширилась   теневая   
экономика,   неформальный сектор 
стал фактически самостоятельным  сегментом  рынка 
труда. Какие-либо количественные показатели 
масштабов занятости в неформальном секторе 
в официальной статистике отсутствуют. 
Дело в том, что значительная часть людей 
совмещает работу в формальном и неформальном 
секторах. Прежде всего это касается лиц, 
работающих неполную рабочую неделю по 
инициативе администрации или находящихся 
в административных отпусках. Занятые 
в отраслях с низким уровнем оплаты труда, 
а также с характером работы, допускающим 
относительно свободный режим или позволяющим 
подрабатывать на рабочем месте, также 
склонны к занятости в неформальном секторе. 
К таким отраслям можно отнести практически 
всю непроизводственную сферу, за исключением высокооплачиваемых 
отраслей (кредитование, финансы, страхование 
и аппарат органов управления), информационно-вычислительное 
обслуживание, торговлю и общественное 
питание, некоторые отрасли промышленности. 
По некоторым оценкам, в настоящее время 
более половины экономически активного 
населения имеют отношение к неофициальному 
сектору экономики, т.е. получают неучтенные 
доходы. Из них в собственно неформальном 
секторе занято около 12 млн. человек (19,2% 
экономически активного населения), которые 
распределяются примерно поровну между 
занятыми только в неформальном секторе и между 
не утратившими связь с формальным сектором. 
Значение неформально сектора для нашей 
экономики и рынка труда неоднозначно. 
С одной стороны, очевидна его положительная 
роль в решении проблем занятости и доходов 
населения. С другой стороны, он создает 
условия для развития криминальной среды. 
В целом же следует подчеркнуть, что в 
нынешней ситуации с рынком труда в России 
и ее регионах неформальный сектор экономики 
способствует рассасыванию скрытой и 
застойной безработицы, тем самым, снижая 
социальную напряженность и предотвращая 
возможные социальные катаклизмы. В то 
же время государству необходимо стремиться 
к максимальной легализации этого сектора 
путем создания льготного налогообложения, 
пресечение чиновничьего рэкета, создания 
необходимых условий для нормального 
развития функционирующих в нем хозяйственных  
субъектов.   [14с83]   Кроме  
указанной  классификации  рынка труда, тынок 
труда может подразделяться на сегменты. 
Сегментация рынка труда - это разделение работников и рабочих 
мест на устойчивые замкнутые сектора,  зоны,   которые  ограничивают  
мобильность  рабочей  силы  своими границами. 
Сегментами рынка труда являются первичный 
и вторичный рынки труда.
         Первичный рынок труда - это рынок, для 
которого характерны стабильный уровень 
занятости и высокий уровень заработной 
платы, возможность профессионального 
продвижения, прогрессивная технология, 
система управления и т.п.
         Вторичный рынок труда характеризуется 
большой текучестью кадров и нестабильной 
занятостью, низким уровнем заработной 
платы, отсутствием профессионального 
продвижения, роста квалификации, наличием 
отсталой техники и технологий и отсутствием 
профсоюзов.
        Причины разделения рынка труда на сегменты:
  - различие  в уровне экономической эффективности производства;
  - различие в уровне социальной эффективности труда; 
  - различие в уровне социальной эффективности производства.
      Сегментация рынка труда 
также предусматривает в нем внешние и внутренние рынки труда. Внутренний рынок 
труда можно охарактеризовать как 
систему социально-трудовых отношений, 
ограниченных рамками одного предприятия, 
внутри которого назначение цены рабочей 
силы и ее размещение определяются административными 
правилами и процедурами. Внутренний рынок труда обуславливается наличием 
и составом работников на предприятии, 
их движением внутри его, причинами перемещения, 
уровнем занятости, степенью использования 
оборудования, наличием свободных, вновь 
создаваемых и ликвидируемых рабочих 
мест.
 Внешний рынок труда - это система 
социально-трудовых отношений между работодателями 
и наемными работниками в масштабе страны, 
региона, отрасли. Он предполагает первичное 
распределение работников по сферам 
приложения труда и их движение между 
предприятиями. Внешний рынок труда в значительной 
степени реализуется через текучесть 
кадров, он обеспечивает движение работников с одних 
предприятий на другие и порождает безработицу. [16с78]
            Российский 
рынок труда находится в стадии становления, 
поэтому его 
 
модель не обрела еще четких характеристик.  
Сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что она 
ближе к внешнему рынку труда и для этого 
имеются определенные предпосылки.
       
Во-первых, в России низкая мобильность 
рабочей силы с точки зрения 
ее стихийного движения, что было 
связано с высокой мобилизацией 
российской экономики, жестким 
государственным регулированием 
заработной платы, слабой ее 
дифференциацией в зависимости 
от результатов труда. Кроме 
того, влияло отсутствие рынка 
жилья, административные ограничения 
на переезд в другие города.