В
кабинете на видном месте вывешиваются
инструкция по технике безопасности при
проведении лабораторных опытов и практических
занятий по химии (Приводится ниже).
Учащимся,
которым по состоянию здоровья запрещено
работать с реактивами и растворами, администрация
школы обязана обеспечить работу по индивидуальному
плану.
Требования
техники безопасности должны соблюдаться
в кабинете химии неукоснительно.
Ни
один прибор нельзя использовать без
предварительной проверки. В случае,
если произошла утечка ядовитого газа,
учитель должен удалить учащихся из класса,
надеть противогаз, ликвидировать аварию
и лишь после этого допускать учеников
снова в кабинет.
Опыты,
предназначенные для проведения
учащимися, должны быть предварительно
проверены учителем, а количества веществ
строго ограничены необходимостью опыта.
Опыты
с токсичными веществами проводятся
в исправном вытяжном шкафу или
приборах - замкнутых системах с
поглощением выделяющихся веществ.
Учащихся следует научить, как убирать
свое рабочее место, реактивы, пролитые
или просыпанные на стол и следить за тем,
чтобы насыпались и наливались не над
полом или одеждой, а над столом. Учитель
должен проинструктировать учащихся о
том, как следует обращаться с кислотами
и щелочами при сливании их канализацию.
Учитель
должен сам строго соблюдать правила
личной безопасности, которые являются
общими для всех химических лабораторий.
| ИНСТРУКЦИЯ
по
охране труда при проведении учащимися
учебного химического
эксперимента
по химии
1.
Общие требования
безопасности
1.1.
К проведению лабораторных опытов
и практических занятий по химии допускаются
учащиеся с___-го класса, прошедшие инструктаж
по охране труда, медицинский осмотр и
не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
1.2.
При проведении лабораторных
опытов и практических занятий
по химии возможно воздействие на
учащихся следующих опасных и вредных
производственных факторов:
-
химические ожоги при попадании
на кожу или в глаза едких
химических веществ;
-
термические ожоги при неаккуратном
пользовании спиртовками и нагревании
жидкостей;
-
порезы рук при небрежном обращении
с лабораторной посудой;
-
отравления парами и газами
высокотоксичных химических веществ;
-
возникновение пожара при неаккуратном
обращении с легковос-пламеняющимися
и горючими жидкостями.
1.3.
Кабинет химии должен быть
оснащен медицинской аптечкой с набором
необходимых медикаментов и перевязочных
средств для оказания первой помощи при
травмах.
1.4.
Учащиеся должны соблюдать правила
поведения, порядок проведения
лабораторных опытов и практических занятий,
правила личной гигиены, содержать в чистоте
рабочее место.
1.5.
Пребывание учащихся в помещении
кабинета разрешается только
в присутствии учителя химии; пребывание
учащихся в лаборантской запрещается.
1.6.
Допуск посторонних лиц в кабинет
в момент проведения эксперимента
разрешается только с разрешения учителя
химии.
1.7.
В кабинете химии запрещается:
-
принимать пищу и напитки;
-
загромождать проходы портфелями
и сумками;
-
выносить из кабинета и вносить
в него любые вещества и
посторонние предметы без разрешения
учителя;
-
бегать, устраивать игры, шуметь, включать
сотовые телефоны, радиоприемники, магнитофоны
и другую звуковоспроизводящую аппаратуру.
1.8.
Учащиеся обязаны соблюдать правила
пожарной безопасности, знать места
расположении первичных средств пожаротушения.
ткани.
1.9.
О каждом несчастном случае пострадавший
или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить учителю. При неисправности
оборудования, приспособлений и инструмента
прекратить работу и сообщить об этом
учителю.
1.10.
Учащиеся, допустившие невыполнение
или нарушение инструкции по охране труда,
привлекаются к ответственности, а со
всеми учащимися проводится внеплановый
инструктаж по охране труда.
2.
Требования безопасности
перед началом
работы
2.1.
Перед началом лабораторных опытов,
практических занятий и других
работ учащиеся должны:
-изучить
содержание и порядок проведения
лабораторного опыта или практического
занятия, а также безопасные приемы его
выполнения;
-
внимательно выслушать и усвоить
все указания учителя по безопасному
обращению с реактивами; методам нагрева,
наполнения сосудов и т.д.;
-при
проведении работы, связанной с
нагреванием жидкостей до температуры
кипения, использованием разъедающих
растворов, подготовить защитные очки;
-подготовить
к работе рабочее место, убрать
все лишнее, убрать с проходов
портфели и сумки;
-проверить
исправность оборудования, приборов,
целостность лабораторной посуды.
2.2.
Приступать к практическому выполнению
той или иной работы без
разрешения учителя запрещается.
3.
Требования безопасности
во время работы
3.1.
Во время работы в кабинете химии учащиеся
должны быть внимательными, дисциплинированными,
поддерживать порядок на рабочем месте.
3.2.
Во время проведения эксперимента
учащиеся обязаны:
-соблюдать
все указания учителя по безопасному
обращению с реактивами и растворами
и порядку выполнения работы;
-подготовленный
к работе прибор, установку показать
учителю или лаборанту;
-перед
проведением работы с нагреванием
жидкости, использованием едких
растворов надеть защитные очки;
-не
оставлять без присмотра работающие
нагревательные приборы;
-обо
всех неполадках в работе оборудования
необходимо ставить в известность
учителя или лаборанта, устранять
самостоятельно неисправности запрещается;
-для
нагревания жидкостей использовать
только тонкостенные сосуды, наполненные
жидкостью не более чем на треть;
-в
процессе нагревания не направлять
горлышко сосудов на себя и на своих товарищей,
не наклоняться над сосудами и не заглядывать
в них.
3.3.
Запрещается самостоятельно проводить
любые опыты, не предусмотренные
данной работой.
3.4.
Запрещается пробовать любые
растворы и реактивы на вкус,
а также принимать пищу и напитки
в кабинете химии.
4.
Требования безопасности
в аварийных ситуациях
4.1.
При разливе водного раствора
кислоты или щелочи, а также
при рассыпании твердых реактивов
немедленно сообщить об этом учителю или
лаборанту. Не убирать самостоятельно
любые вещества.
4.2.
При разливе легковоспламеняющихся
жидкостей или органических веществ
немедленно погасить открытый
огонь спиртовки и сообщить
об этом учителю или лаборанту.
4.3.
При разливе легковоспламеняющейся
жидкости и ее воспламенении
немедленно сообщить об этом учителю и
по его указанию покинуть помещение.
4.4.
В случае, если разбилась лабораторная
посуда, не собирать ее осколки
незащищенными руками, а использовать
для этой цели щетку и совок.
4.5.
При получении травмы сообщить
об этом учителю, которому немедленно
оказать первую помощь пострадавшему
и сообщить администрации учреждения.
5.
Требования безопасности
по окончании работы
5.1.
Погасить спиртовку специальным
колпачком, не задувать пламя спиртовки
ртом, а также не гасить его пальцами.
5.2.
Привести в порядок рабочее
место, сдать все оборудование,
приборы, реактивы учителю или
лаборанту, отработанные водные
растворы слить в стеклянный
сосуд вместимостью не менее 3 л.
5.3.
Проветрить помещение и тщательно
вымыть руки с мылом.
|
|
Требования
безопасности при
размещении и хранении
реактивов.
Реактивы
в кабинете химии и лаборантской
хранятся по определенным правилам согласно
группе. Установлено 8 групп хранения реактивов.
Группы
хранения реактивов
| №№
групп |
Общие свойства
веществ данной группы |
Примеры веществ
из типового перечня для средней школы |
Условия хранения
в школе |
Примечания |
| 1 |
Взрывчатые
вещества |
В Типовых перечнях
не значатся |
Вносить в здание
школы запрещено |
|
| 2 |
Выделяют при
взаимодействии с водой легковоспламеняю-щиеся
газы |
Литий, натрий,
магний, кальций, карбид кальция |
В лаборантской
в шкафу под замком или вместе
с ЛВЖ |
Можно совмещать
с 4 группой на отдельной полке |
| 3 |
Самовозгорающиеся
на воздухе при неправиль-ном хранении |
В Типовых перечнях
не значатся |
Вносить в здание
школы запрещено |
|
| 4 |
Легковоспламеняю-щиеся
жидкости (ЛВЖ) |
Ацетон, бензол,
толуол, ксилол, диэтиловый эфир, этиловый
спирт, циклогексан, изобутиловый спирт,
ацетон и т.д. |
В лаборантской,
в металлическом ящике или в специальной
укладке |
Ящик должен
быть переносной, с отверстиями в крышке
и на дне с песком 0,05м |
| 5 |
Легковоспламеняю-щиеся
твердые вещества (ЛВТ) |
Сера, парафин,
фосфор красный, уголь, графит, сухое
горючее, органические кислоты |
В лаборантской,
в отдельном шкафу под замком |
В лаборантской
в шкафу под замком |
| 6 |
Воспламеняющие,
окисляющие вещества |
Перманганат калия,
азотная кислота (пл.1,42 г/мл), оксид марганца
(IV), нитраты аммония, калия, натрия, пероксид
водорода |
В лаборантской,
в шкафу, отдельно от 4 и 5 групп |
В отдельном
шкафу,
отдельно
от 4-й и 5-й групп |
| 7 |
Вещества повышенной
физиологической активности |
Иод, бром, едкое
кали, едкий натр, оксид свинца, оксид и
гидроксид кальция, оксид бария, нитрат
и хлорид бария, дихромат аммония, сульфат
кобальта и т.д. |
В лаборантской,
в сейфе, или надежно запирающемся металлическом
ящике |
Изолированно
от других групп, в сейфе (надежно
запирающемся металлическом ящике) |
| 8 |
Малоопасные и
практически безопасные вещества |
Хлорид натрия,
сахароза, глюкоза, цинк, железо, хлорид
аммония, оксид цинка, иодид калия, ацетат
натрия и т.д. |
В классе, в запирающихся
шкафах или в лаборантской |
В классе в запирающемся
шкафу или в лаборантской вместе с группами
2-6 |
|
Каждый
реактив должен находиться в упаковке,
на этикетке которой четко указывается
название вещества, либо его химическая
формула и группа хранения, запись карандашом
по стеклу запрещается.
Слабые
растворы кислот и щелочей разрешается
хранить в толстостенной стеклянной
посуде в нижних секциях вытяжного шкафа
или в специальном шкафу с естественной
вентиляцией на химически стойких подносах.
Запрещается хранить растворы щелочей
в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ
и ГЖ – в сосудах из полимерных материалов.
Металлический
ящик с ЛВЖ устанавливается в
лаборантской не ближе двух метров от
нагревательных приборов. Он окрашивается
светлой краской, на крышке снаружи ставится
знак – горючее вещество (рис. 1).
Реактивы
5-й группы хранения не следует изымать
из заводской тары (металлического контейнера).
Растворы формалина с массовой долей вещества
выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ
и ГЖ.
Выдача
учащимся реактивов для опытов производится
в массах и объемах, не превышающих
необходимые для данного эксперимента,
а растворов – концентрацией не выше 5-10%.
Реактивы
7-й группы, перечисленные ниже, хранятся
только в сейфе, ключи от которого
должны быть у директора и заведующего
кабинетом. На внутренней стороне дверце
сейфа приводится утвержденная приказом
опись реактивов с указанием разрешенных
для хранения максимальных масс или объемов.
В сейфе на полках запрещается менять
расположение реактивов и перефасовывать
из заводской тары.
ПРИМЕР.
Опись реактивов 7 группы хранения (вещества
повышенной физиологической опасности)
| Верхняя секция |
Нижняя
секция |
| № |
Наименование
вещества |
№ |
Наименования
вещества |
| 1
2
3
4
|
Аммиак
водный 25%
Аммония
дихромат
Аммония
роданид
Иод
кристаллический
И
т.д. |
1
2
3
4
|
Анилин
Анилина
сульфат
Гексахлорбензол
Дихлорэтан
И
т.д. |
|
Разлитый
водный раствор кислоты или щелочи следует
засыпать сухим песком или сухой измельченной
глиной, перемещая совком адсорбент от
краев разлива к середине, затем необходимо
собрать в полиэтиленовый мешок, плотно
завязать и выбросить с твердыми отходами
кабинета. Место разлива надо обработать
нейтрализующим раствором, а затем промыть
руки водой.
Приборы
кабинета химии, в частности все
электроприборы, следует размещать
в кабинете в шкафах под замком
и защищать чехлами из полимерных
материалов. Запрещается хранить любое
оборудование на шкафах и в непосредственной
близости от реактивов и растворов.
Запрещается
выбрасывать в канализацию реактивы,
сливать растворы или ЛВЖ и
ГЖ, Их собирают для последующего обезвреживания.
Обрезки щелочных металлов и кальция
необходимо ликвидировать в тот же день,
когда проводился эксперимент.
Рекомендации
по уничтожению отработанных
реактивов,
ЛВЖ
и обезвреживанию
водных растворов
1.
Отходы ЛВЖ и ГЖ объемом
не более 0,5 л сжигают на
воздухе 1 раз в месяц или
чаще в месте, согласованном
с органами пожарной охраны. Жидкость
наливают в металлический или фарфоровый
сосуд вместимостью не менее 1 л, помещенный
в яму глубиной не менее ¾ высоты сосуда
или зафиксированный от падения иным образом.
Учитель располагается относительно сосуда
таким образом, чтобы ветер дул в спину,
и металлическим прутом длиной не менее
1,5 м с факелом на конце поджигает содержимое
сосуда. Работать необходимо в перчатках
и защитных очках.
2.
Отработанные водные растворы
собирают, независимо от их происхождения,
в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью
не менее 3 л. После того как он наполнится
на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при
необходимости жидкость до рН = 7-7,5 твердыми
карбонатами или гидроксидами натрия
или калия. Жидкость выливают в канализацию
с одновременной подачей свежей воды.
Упомянутые выше операции проводит лаборант
или учитель.
3.
При разливе ЛВЖ или органических
реактивов объемом до 0,05 л погасить
открытый огонь (спиртовки, газовые горелки)
во всем помещении и проветрить его. Если
разлито более 0,1 л, следует предварительно
вывести учащихся из помещения, погасить
открытый огонь и отключить систему электроснабжения
устройством вне комнаты. Жидкость засыпают
сухим песком или опилками, влажный адсорбент
перемещают деревянным совком или с помощью
двух дощечек в закрывающуюся тару и обезвреживают
в тот же день. До полного исчезновения
запаха разлитой жидкости работу в помещении
возобновлять запрещается.
4.
Обрезки лития, натрия, кальция
необходимо уничтожать в тот
же день, когда они получены. С
этой целью обрезки металлов утилизируют
растворением по одному, друг за другом,
в холодной воде, налитой слоем не более
0,05 м в химический тонкостенный стакан
вместимостью 0,6 л. Образующиеся по окончании
растворы гидроксидов используют с целью
нейтрализации содержимого сосуда для
слива отработанных растворов. Раствор
гидроксида кальция – известковая вода,
применяется для обнаружения СО2.
Аптечка
В
кабинете химии необходимо иметь
укомплектованную медицинскую аптечку
согласно перечню с описанием медикаментов.
На упаковках препаратов проставляется
порядковый номер согласно описи. На дверце
аптечки или рядом вывешивается инструкция
по оказанию первой медицинской помощи
при травмах, а также номер телефона ближайшего
лечебного учреждения. Укомплектование
аптечки осуществляется администрацией
образовательного учреждения согласно
заявке учителя или заведующего кабинетом.
В течение года необходимо систематически
проверять срок годности препаратов. Перечень
препаратов и средств первой помощи в
аптечке:
1.
Бинт стерильный, одна упаковка.
2.
Бинт нестерильный, одна упаковка.
3.
Салфетки стерильные, одна упаковка.
4.
Вата гигроскопическая стерильная
в тампонах, 50 г.
5.
Пинцет для наложения ватных
тампонов на рану.
6.
Клей БФ-6 для обработки микротравм, один
флакон, 25-50 мл.
7.
Иодная настойка для обработки
кожи возле раны, в ампулах или тёмном
флаконе, 25-50 мл.
8.
Пероксид водорода с массовой
долей вещества 3% как кровоостанавливающее
средство, 50 мл.
9.
Активированный уголь в гранулах,
порошке или таблетках ("Карболен").
Давать внутрь при отравлениях по одной
столовой ложке кашицы в воде или по 4-6
таблеток (до и после промывания желудка).
10.
Водный раствор аммиака с массовой
долей 10%. Давать нюхать с ватки
при потере сознания и отравлении парами
брома.
11.
Альбуцид (сульфацил натрия) с массовой
долей 30%, 10-20 мл, капать в глаза
после промывания по 2-3 капли.
Хранится при комнатной температуре
не более 3 недель.