Управление качеством на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

Чтобы успешно решать проблему, необходимо ее хорошо знать. В этой связи можно поставить ряд вопросов: как давно зародилась проблема качества продукции и каковы причины ее зарождения; почему актуальность данной проблемы на современном этапе возрастает; как решается эта проблема на отечественных и зарубежных предприятиях и др.

Содержание

Основные цели и принципы управления качества
Задачи и функции службы технического контроля качества продукции на предприятии
Виды и методы технического контроля качества продукции
Учет и анализ затрат на качество продукции
Классификация, учета и анализа брака и рекламации
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Управление качеством в организации.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

По  месту выполнения:

стационарный контроль, выполняемый в стационарных контрольных пунктах, которые создаются в следующих случаях:

а) при  необходимости проверки большого числа  одинаковых объектов производства, которые  требуют специально оборудованных контрольных пунктов (сложная измерительная аппаратура);

б) при  возможности включения работы стационарного  контрольного пункта в поток заключительных операций производственного процесса;

• скользящий контроль, выполняемый непосредственно  на рабочих местах, как правило, в следующих случаях:

а) при  проверке громоздких изделий, неудобных  для транспортировки;

б) при  изготовлении малого числа одинаковых изделий;

в) при  возможности применения простых  контрольно-измерительных инструментов либо приборов.

По  времени выполнения:

• непрерывный;

• периодический.

По  организационным  формам выявления  и предупреждения брака:

летучий контроль, выполняемый контролером произвольно без графика при систематическом обходе закрепленных за ним рабочих мест;

• кольцевой контроль, заключающийся в том, что за контролером закрепляется определенное количество рабочих мест, которые он обходит «по кольцу» периодически в соответствии с часовым графиком, причем продукция проходит контроль на месте ее изготовления;

• статистический контроль, являющийся формой периодического выборочного контроля, основанный на математической статистике и позволяющий обнаружить и ликвидировать отклонение от нормального хода технологического процесса раньше, чем эти отклонения приведут к браку;

• текущий  предупредительный контроль, выполняемый  с целью предупреждения брака  в начале и в процессе обработки. Он включает:

а) проверку первых экземпляров изделий;

б) контроль соблюдения технологических режимов;

в) проверку вступающих в производство материалов, инструментов, технологической оснастки и др.

По  влиянию на возможность  последующего использования  продукции:

разрушающий контроль;

• неразрушающий  контроль.

По  степени механизации  и автоматизации:

• ручной контроль;

• механизированный контроль;

• автоматизированный (автоматизированные системы управления качеством) контроль;

• автоматический контроль;

• активный и пассивный контроль продукции.

По  исполнителям:

• самоконтроль;

• контроль мастеров;

• контроль ОТК;

• инспекционный  контроль;

• одноступенчатый контроль (контроль исполнителя и приемка ОТК);

• многоступенчатый контроль (контроль исполнителя и  операционный, а также специальный  и приемочный).

По  используемым средствам:

• измерительный  контроль, применяемый для оценки значений контролируемых параметров изделия: по точному значению (используются инструменты и приборы шкальные, стрелочные и др.) и по допустимому диапазону значений параметров (применяются шаблоны, калибры и т.п.);

• регистрационный  контроль, осуществляемый для оценки объекта контроля на основании результатов подсчета (регистрации определенных качественных признаков, событий, изделий);

• органолептический  контроль, осуществляемый посредством  только органов чувств без определения  численных значений контролируемого  объекта;

• визуальный контроль — вариант органолептического, при котором контроль осуществляется только органами зрения;

• контроль по образцу, осуществляемый сравнением признаков контролируемого, изделия  с признаками контрольного образца (эталона);

• технический  осмотр, осуществляемый в основном с помощью органов чувств и при необходимости — с привлечением простейших средств контроля.

Методы  технического контроля характерны для  каждого участка производства и  объекта контроля. Здесь различают:

• визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов;

• измерение  размеров, позволяющее определять правильность форм и соблюдения установленных  размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных соединениях;

• лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей;

• механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров;

• рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;

• технологические  пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно лабораторного  анализа;

• контрольно-сдаточные  испытания, служащие для определения  заданных показателей, качества;

• контроль соблюдения технологической дисциплины;

• изучение качества продукции в сфере потребления;

• электрофизические  методы измерения параметров изделия;

• методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных, ионных, ортонных пучков.

В последние  годы более широкое распространение  в промышленности находят новые физико-технические методы контроля качества продукции, основанные на использовании ультразвука, рентгеноскопии, радиоактивных изотопов. Эти методы позволяют расширить возможности контроля качества продукции и анализа технологических процессов, не вызывая разрушения образцов и, как правило, обеспечивая экономический эффект.

Учет  и анализ затрат на качество продукции

 

Обеспечение качества продукции связано с  определенными затратами. Они образуются на всех этапах и стадиях жизненного цикла изделия: от разработки продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. Укрупненно все затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные.

Научно-технические  и управленческие затраты связаны с подготовкой, обеспечением и контролем условий производства качественной продукции, то есть они в определенном смысле предопределяют наличие и величину производственных затрат.

В общем  случае управленческие затраты связаны  с гарантией качества изделия. Они включают:                         

1) транспортные  издержки (внешние и внутренние  перевозки сырья, комплектующих  изделий и готовой продукции);

2) снабженческие  издержки (закупка запланированного  по видам, количеству и качеству  сырья и комплектующих изделий);

3) затраты  на подразделения, контролирующие  производство;

4) затраты,  связанные с работой экономических  служб, от деятельности которых  зависит качество продукции (плановый  и финансовый отделы и бухгалтерия);

5) затраты,  связанные с деятельностью других служб аппарата управления предприятием, которые в разной степени влияют на обеспечение качества продукции.

Производственные  затраты, в свою очередь, можно разделить  на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся  на стоимость продукции. Если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету.

Значительно проще, чем управленческие, рассчитать технические производственные затраты (через амортизационные отчисления), трудовые производственные затраты (через заработную плату).

С целью  управления затратами, связанными с  обеспечением качества продукции, необходимо различать базовые затраты, которые  образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и существуют до момента снятия ее с производства, и дополнительные затраты, связанные с усовершенствованием продукции, восстановлением утерянного уровня качества.

Основная  часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат. Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.

К первой группе относятся расходы, которые предприятие несет для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экономическим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их не трудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование для измерений и накладные расходы отдела технического контроля качества. Другую часть составляют затраты на информацию о рынке, изучение мнения потребителя о качестве продукции.

Эти затраты  связаны с разработкой, организацией и проведением специальных выборочных обследований, включая затраты на инструментарий и оплату труда персонала.

Ко второй группе относятся расходы на доработку  и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях — и на остановку производства. В данную группу следует включать затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое и программное обеспечение, разработку стандартов, расходы на сертификацию, метрологию, персонал (подбор, подготовка, оплата труда и т.д.).

Существует  еще одна группа издержек, которые  следует относить либо к базовым, либо к дополнительным затратам, в зависимости от новизны продукции. Речь идет о затратах на брак (рекламации) и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять, например, из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции (при наличии неисправимого брака) или дополнительных затрат на исправление брака. Данная группа издержек иногда включает оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае затраты, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма значительными.

Затраты на создание и поддержание производства качественной продукции, а следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии (внутренние), так  и за его пределами (внешние). Поэтому в этом случае необходим их глубокий качественный и количественный анализ.

Международные стандарты на системы качества (МС 9004-1 от 1994 года) для однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации дают рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат в рамках системы качества. Перечислим основные из них.

Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается расчета затрат на качество (ЗК), которые подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш). Затраты, связанные с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД — профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д).

К профилактике относят деятельность по предотвращению дефектов (например, входной контроль материалов, комплектующих изделий, профилактический контроль технологического оборудования, оснастки, режущего и  мерительного инструментов, обучение персонала и др.).

Информация о работе Управление качеством на предприятии