Управление качеством на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

Чтобы успешно решать проблему, необходимо ее хорошо знать. В этой связи можно поставить ряд вопросов: как давно зародилась проблема качества продукции и каковы причины ее зарождения; почему актуальность данной проблемы на современном этапе возрастает; как решается эта проблема на отечественных и зарубежных предприятиях и др.

Содержание

Основные цели и принципы управления качества
Задачи и функции службы технического контроля качества продукции на предприятии
Виды и методы технического контроля качества продукции
Учет и анализ затрат на качество продукции
Классификация, учета и анализа брака и рекламации
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Управление качеством в организации.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Оценивание  — это испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к  качеству (например, испытание изделия  на соответствие стандартам и другой технической документации, контроль и обследование условий производства, состояния технологического оборудования, технологических процессов и др.).

К дефектам относят недостатки, изъяны, допущенные в процессе изготовления продукции  и подтверждающие, что данная продукция  не отвечает требованиям качества (например, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, неисправимый дефект — брак).

Составляющие  затраты, связанные с внешними работами, — это затраты, возникающие после  поставки продукции, когда выясняется, что продукция в реальных условиях эксплуатации не отвечает требованиям  качества (например, техническое обслуживание и ремонт;

гарантии  и возвраты; прямые затраты и скидки, связанные с изъянами продукции; издержки, связанные с несением юридической  ответственности за качество продукции).

Классификация затрат на качество по этому методу проиллюстрирована на рисунке 1

Например, если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 ден. ед. (П = 0 = Д = Вш = 20), общие затраты изготовителя на качество составляют 80 ден. ед.: причем 40 ден. ед. из них считаются полезными, а 40 ден. ед. — убытками, среди которых 20 ден. ед. — за гарантийный период уже после продажи продукции. Затраты Ву (в системе ПОД) равны 60 ден. ед.

Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса. Причем оба могут быть источником экономии средств.

Стоимость соответствия — это затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего  процесса.

Стоимость несоответствия представляет собой затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.

Метод определения потерь вследствие низкого  качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности запросов потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Материальные потери представляют собою внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

Классификация, учет и анализ брака  и рекламаций

 

Браком называется продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов. Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефекты бывают явные, выявление которых регламентировано соответствующей документацией, и скрытые, выявление которых документацией не предусмотрено.

Для единообразного и точного определения признаков  допущенного брака на заводах  используются классификаторы брака, устанавливающие  единую его классификацию по видам, виновникам и причинам. Содержащиеся в классификаторе шифры позволяют упростить все записи, связанные с оформлением брака, и механизировать его учет.

Под видом  брака подразумеваются конкретные дефекты и отступления от установленных  требований к качеству материала, форме, размерам изделия, которые являются основанием для его забракования и отделения от годной продукции. По видам в производстве различают исправимый и неисправимый брак. Исправимым браком считаются заготовки, детали, узлы либо изделия с такими дефектами, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно, что позволяет использовать их по прямому назначению без снижения требований к качеству. Окончательным браком считаются заготовки, детали, узлы и изделия с дефектами, устранение которых технически неосуществимо или экономически нецелесообразно, поскольку не обеспечивает возможности их использования по прямому назначению.

Кроме того, различают брак внутризаводской, выявленный в ходе производственного  процесса, и внешний, обнаруженный за пределами завода, проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции. Внешний брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о неудовлетворительной работе контрольных служб предприятия и называется рекламацией. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.                     

По  причинам различают брак, допущенный из-за нарушения технологической дисциплины (небрежное отношение рабочего к своей работе), ошибок в технической документации, работы на неисправном или неправильно налаженном оборудовании, использования некачественного инструмента, дефектов в исходном материале, пропуска дефектов ОТК на последующих операциях и др.

По  виновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего — наладчика оборудования; отделов главного технолога, главного конструктора, главного механика; инструментального цеха; отдела технического контроля качества.

Учет  и анализ брака позволяет выявить  его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Эти меры имеют целью разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ликвидацию и предупреждение брака, учет потерь от брака и отнесение их за счет конкретных виновников, организацию работ по изготовлению продукции взамен забракованной. Наконец, данные учета и анализа брака и рекламаций используются для подготовки статистических материалов, используемых для изучения динамики брака по отдельным календарным периодам и местам образования.

Каждая  партия продукции предъявляется  на контроль с сопроводительной документацией, в которой контролер отмечает результаты проверки качества. При  обнаружении в предъявленной  продукции неисправимого брака  контролер обязан оформить его актом. Исправимый брак возвращается на доработку. Акт является основным и единым первичным документом для учета и анализа брака. Он должен содержать только необходимые сведения: наименование изделия, а также операции, на которой образовался брак, характеристику брака с указанием шифра его вида, причины брака и его виновника (согласно классификатору), сумму потерь, подлежащую взысканию с виновника.

Весь  выявленный брак помечается клеймом, немедленно изымается и направляется на склад-изолятор, откуда передается на склад утиля.

Если  брак продукции обнаруживается у  потребителя, на предприятие поступает  рекламация. В ней указываются  причины, вследствие которых продукция  не удовлетворяет требованиям заказчика. Предприятие проверяет обоснованность рекламации, и бракованную продукцию заменяют годной, возмещая потребителю убытки. Возврат дефектной или бракованной продукции по каждому производственному звену учитывается при оценке эффективности его работы, подведении итогов деятельности всего предприятия.

Анализ  брака и рекламаций производится в разрезе отдельных причин, виновников и видов. Он имеет целью отобразить:

а) процент  брака по заводу и его подразделениям;

б) потери от брака в нормо-часах и в  денежном выражении.

При анализе  брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расходов на исправление исправимого брака.

Абсолютный  размер потерь от брака получают путем  вычитания из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитываются как процентное отношение абсолютного размера брака или потерь от брака к производственной себестоимости товарной продукции. 
 
 
 
 

Заключение

 

В США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции  выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации.

В 1986 году был создан международный стандарт МС ИСО 8402-86 «Качество. Словарь», а в 1987 году — комплекс стандартов ИСО 9000, который содержит прогрессивные формы и методы организации работ по управлению качеством и охватывает все стадии жизненного цикла изделия.

В СССР проблеме улучшения качества продукции и повышения эффективности производства также уделяли большое внимание. До 1950-х годов действовала система контроля качества продукции, выполняющая только одну функцию управления — контроль готовой продукции, позже на разных предприятиях начали создаваться и внедряться системы управления качеством продукции (СУКП), развитие которых продолжается и сейчас. СУКП — тот механизм, с помощью которого можно с большей эффективностью решать задачи повышения качества продукции.

В 1980-х  годах в СССР и позднее в Российской Федерации пересматриваются устаревшие стандарты на машины и оборудование. В новые стандарты, наряду с другими качественными характеристиками, включены требования по снижению веса продукции машиностроения, уменьшению расхода топлива и электроэнергии в процессе ее эксплуатации, унификации деталей, узлов и приборов.

В настоящее  время Госстандарт РФ в области  управления качеством оказывает  содействие отечественным товаропроизводителям по внедрению международных стандартов ИСО 9000, представляющих более высокий уровень развития науки управления качеством.

Эффект  от повышения качества продукции  выражается в разнообразных формах — прямая экономия материалов и  энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия.

При этом технический контроль качества продукции  имеет очень важное значение, поскольку  он является прямым сигналом повышения, или понижения качества продукции.

В повышении  качества продукции заинтересованы как изготовители, так и потребители, а также государство.

 

Список  используемой литературы

 
  1. Управление  качеством продукции, под ред. Н.И. Новицкого, М. 2002
  2. Организация производства, под ред. Н.И. Новицкого, М. 2001
  3. Беленький П.Е., Козориз М.А. Технико-экономическое управление качеством продукции в объединении, Львов, 1980
  4. Гиссин В.И. Управление качеством продукции, Ростов-на-Дону, 2000
  5. Грузинов Д.М. Экономика предприятия, М. 2001
  6. Раицкий А.П. Экономика предприятия, М. 2002
  7. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством, М. 1992

Информация о работе Управление качеством на предприятии