Методы моделирования в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:54, реферат

Описание работы

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками.

Работа содержит 1 файл

методы моделирования.docx

— 29.89 Кб (Скачать)

АО «Финансовая  академия» 
 
 

                                        

Доклад 

по дисциплине: «Организация и планирование научных  исследований» 
 
 

                                                                  
 

Тема: «Методы  моделирования в экономике» 
 
 
 

                                                             

                                                                            Магистрант: Руслан Тлеумбетов                                
 

                                                  

Астана 2011

     Введение 

     Моделирование в научных исследованиях стало  применяться еще в глубокой древности  и постепенно захватывало все  новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство  и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание  практически во всех отраслях современной  науки принес методу моделирования  ХХ в. Однако методология моделирования  долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала  единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

     Термин "модель" широко используется в  различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых  значений. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инструментами  получения знаний.

     Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в  процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

     Под моделирование понимается процесс  построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с  такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс  моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения  по аналогии, и конструирование научных  гипотез.

     Главная особенность моделирования в  том, что это метод опосредованного  познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь  ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает  интересующий его объект. Именно эта  особенность метода моделирования  определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

     Необходимость использования метода моделирования  определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать  или вовсе невозможно, или же это  исследование требует много времени  и средств.

     Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения  познающего субъекта и познаваемого объекта.

     Пусть имеется или необходимо создать  некоторый объект А. Мы конструируем (материально или мысленно) или  находим в реальном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых  знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются  тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной  мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как  в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного  во всех существенных отношениях отличия  от оригинала.

     Таким образом, изучение одних сторон моделируемого  объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому  любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого  следует, что для одного объекта  может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих  внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих  объект с разной степенью детализации.

     На  втором этапе процесса моделирования  модель выступает как самостоятельный  объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при  которых сознательно изменяются условия функционирования модели и  систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.

     На  третьем этапе осуществляется перенос  знаний с модели на оригинал - формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о  модели должны быть скорректированы  с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или  были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с  модели на оригинал, если этот результат  необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.

     Четвертый этап - практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и  их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

     Для понимания сущности моделирования  важно не упускать из виду, что моделирование - не единственный источник знаний об объекте. Процесс моделирования "погружен" в более общий процесс познания. Это обстоятельство учитывается  не только на этапе построения модели, но и на завершающей стадии, когда  происходит объединение и обобщение  результатов исследования, получаемых на основе многообразных средств  познания.

     Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом  объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого  цикла моделирования, обусловленные  малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить  в последующих циклах. В методологии  моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.

1. Особенности применения метода математического моделирования в экономике 

     Проникновение математики в экономическую науку  связано с преодолением значительных трудностей. В этом отчасти была "повинна" математика, развивающаяся  на протяжении нескольких веков в  основном в связи с потребностями  физики и техники. Но главные причины  лежат все же в природе экономических  процессов, в специфике экономической  науки.

     Большинство объектов, изучаемых экономической  наукой, может быть охарактеризовано кибернетическим понятием сложная  система.

     Наиболее  распространено понимание системы  как совокупности элементов, находящихся  во взаимодействии и образующих некоторую  целостность, единство. Важным качеством  любой системы является эмерджентность - наличие таких свойств, которые  не присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому при  изучении систем недостаточно пользоваться методом их расчленения на элементы с последующим изучением этих элементов в отдельности. Одна из трудностей экономических исследований - в том, что почти не существует экономических объектов, которые  можно было бы рассматривать как  отдельные (внесистемные) элементы.

     Сложность системы определяется количеством  входящих в нее элементов, связями  между этими элементами, а также  взаимоотношениями между системой и средой. Экономика страны обладает всеми признаками очень сложной  системы. Она объединяет огромное число  элементов, отличается многообразием  внутренних связей и связей с другими  системами (природная среда, экономика  других стран и т.д.). В народном хозяйстве взаимодействуют природные, технологические, социальные процессы, объективные и субъективные факторы.

     Сложность экономики иногда рассматривалась  как обоснование невозможности  ее моделирования, изучения средствами математики. Но такая точка зрения в принципе неверна. Моделировать можно объект любой природы и любой сложности. И как раз сложные объекты представляют наибольший интерес для моделирования; именно здесь моделирование может дать результаты, которые нельзя получить другими способами исследования.

     Потенциальная возможность математического моделирования  любых экономических объектов и  процессов не означает, разумеется, ее успешной осуществимости при данном уровне экономических и математических знаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике. И хотя нельзя указать абсолютные границы  математической формализуемости экономических  проблем, всегда будут существовать еще неформализованные проблемы, а также ситуации, где математическое моделирование недостаточно эффективно. 

2. Классификация экономико-математических  моделей 

     Математические  модели экономических процессов  и явлений более кратко можно  назвать экономико-математическими  моделями. Для классификации этих моделей используются разные основания.

     По  целевому назначению экономико-математические модели делятся на теоретико-аналитические, используемые в исследованиях общих  свойств и закономерностей экономических  процессов, и прикладные, применяемые  в решении конкретных экономических  задач (модели экономического анализа, прогнозирования, управления).

     Экономико-математические модели могут предназначаться для  исследования разных сторон народного  хозяйства (в частности, его производственно-технологической, социальной, территориальной структур) и его отдельных частей. При  классификации моделей по исследуемым  экономическим процессам и содержательной проблематике можно выделить модели народного хозяйства в целом  и его подсистем - отраслей, регионов и т.д., комплексы моделей производства, потребления, формирования и распределения доходов, трудовых ресурсов, ценообразования, финансовых связей и т.д.

     Остановимся более подробно на характеристике таких  классов экономико-математических моделей, с которыми связаны наибольшие особенности методологии и техники  моделирования.

     В соответствии с общей классификацией математических моделей они подразделяются на функциональные и структурные, а  также включают промежуточные формы (структурно-функциональные). В исследованиях  на народнохозяйственном уровне чаще применяются структурные модели, поскольку для планирования и  управления большое значение имеют  взаимосвязи подсистем. Типичными  структурными моделями являются модели межотраслевых связей. Функциональные модели широко применяются в экономическом  регулировании, когда на поведение  объекта ("выход") воздействуют путем  изменения "входа". Примером может  служить модель поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений. Один и тот же объект может описываться  одновременно и структурой, и функциональной моделью. Так, например, для планирования отдельной отраслевой системы используется структурная модель, а на народнохозяйственном уровне каждая отрасль может быть представлена функциональной моделью.

     Выше  уже показывались различия между  моделями дескриптивными и нормативными. Дискриптивные модели отвечают на вопрос: как это происходит? или как  это вероятнее всего может  дальше развиваться?, т.е. они только объясняют наблюдаемые факты  или дают вероятный прогноз. Нормативные  модели отвечают на вопрос: как это  должно быть?, т.е. предполагают целенаправленную деятельность. Типичным примером нормативных  моделей являются модели оптимального планирования, формализующие тем  или иным способом цели экономического развития, возможности и средства их достижения.

Информация о работе Методы моделирования в экономике