Применение статистических методов в анализе и прогнозировании развития потребительского рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в экономических исследованиях для того, чтобы наблюдать за ходом развития экономики, проводить ее анализ и прогнозирование необходимо выявление факторов, определяющих уровень и динамику экономического процесса. Все факторы включаются в одну задачу, которая чаще всего решается методами корреляционного и регрессионного анализа. Для достоверного отображения объективно существующих в экономике процессов необходимо выявить существенные взаимосвязи и дать им количественную оценку. Этот подход требует поиска причинных зависимостей. Причинная зависимость - это такая связь между процессами, когда изменение одного из них является следствием изменения другого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РФ

1.1. Товарные рынки в России: основные понятия, виды и структура.
1.2. Основные направления функционирования и развития товарных рынков в современных условиях.
1.3. Основы теории анализа и прогнозирования временных рядов

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РОССИИ ЗА 2006 – 2010г.г.

2.1 Формирование информационной базы для анализа временных рядов
2.2 Построение и анализ многофакторной корреляционной модели оборота розничной торговли, оценка адекватности.
2.3 Прогнозирование розничного оборота в РФ, с помощью регрессионных моделей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая Лукьяновой Н..doc

— 723.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Сибирский федеральный университет

Институт естественных и гуманитарных наук

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по статистическим методам.

 

Тема:

 

Применение статистических методов в анализе и прогнозировании развития потребительского рынка в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

 

                                                                                  Астахова Елена.

                                                                                  Проверила:

                                                                                 

                                                                                

 

 

 

 

Красноярск

2011 г.

 

Содержание.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РФ

 

1.1. Товарные рынки в России: основные понятия, виды и структура.

1.2. Основные направления функционирования  и  развития  товарных  рынков  в современных условиях.

1.3. Основы теории анализа и прогнозирования временных рядов

 

ГЛАВА    2.   ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РОССИИ ЗА 2006 – 2010г.г.

 

2.1    Формирование информационной базы для анализа временных рядов

2.2 Построение и анализ многофакторной корреляционной модели оборота розничной торговли, оценка адекватности.

2.3 Прогнозирование розничного оборота в РФ, с помощью регрессионных моделей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день в экономических исследованиях для того, чтобы наблюдать за ходом развития экономики, проводить ее анализ и прогнозирование необходимо выявление факторов, определяющих уровень и динамику экономического процесса. Все факторы включаются в одну задачу, которая чаще всего решается методами корреляционного и регрессионного анализа. Для достоверного отображения объективно существующих в экономике процессов необходимо выявить существенные взаимосвязи и дать им количественную оценку. Этот подход требует поиска причинных зависимостей. Причинная зависимость - это такая связь между процессами, когда изменение одного из них является следствием изменения другого.

В данной работе отображен  анализ и обработка статистических данных макроэкономических показателей методами корреляционного и  регрессионного анализа с помощью пакета STATISTICA 7.0.

Цель курсовой работы:

Объектом своего исследования я выбрала потребительский рынок, так как на данный момент он имеет высокие темпы развития. Данные были взяты по материалам Росстата об основных социально-экономических показателях Российской федерации за январь 2006-декабрь 2010гг.

В процессе развития рыночных отношений произошла смена рынка, на котором господствующее место занимал производитель, рынком покупателя. Традиционная сбытовая политика (продать то, что смогли произвести) меняется качественно иной - производить то, что можно продать. Исходным в организации бизнеса становится изучение потребностей рынка и разработка планов их удовлетворения. Для лучшего продвижения товаров на рынке необходимо тщательное изучение данного рынка, а также факторов, влияющих на поведение покупателей.

Для анализа в качестве результирующего показателя были выбраны данные об обороте розничной торговли, за каждый месяц, начиная с января 2006 и заканчивая декабрем 2010. Таким образом, получилось 60 наблюдений, что вполне обеспечивает адекватное моделирование. В качестве факторных переменных было выбрано несколько характеристик: стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг; официальный курс доллара; внешнеторговый оборот - импорт;  численность безработных; начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная) и назначенная месячная пенсия. Были выбраны именно эти факторы, так как они влияют на поведение потребителей, на их покупательную способность и на активность всего потребительского рынка в целом. Большое количество факторных признаков может обеспечить наибольшую адекватность построенных моделей.

Таким образом, целью моей курсовой работы является анализ и прогнозирование временных рядов, на примере потребительского рынка в России, с помощью адекватной эконометрической модели.  В своем исследовании я постараюсь полно и подробно провести все основные этапы эконометрического моделирования. Следовательно, на конечном этапе я предполагаю получить наиболее адекватную модель, при помощи которой предполагаю произвести прогнозирование на будущие периоды.

Задачи курсовой работы:

1)     изучить факторы, которые в действительности влияют на оборот розничной торговли;

2)     построить регрессионную модель оборота розничной торговли;

3)     по полученной модели оценить, в какой степени, выделенные в ходе работы  факторы, влияют на результирующий показатель;

по конечной адекватной модели рассчитать прогнозные значения на будущие периоды (первые два месяца 2011г – январь и февраль)
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики развития потребительского рынка в РФ

За десятилетие реформирования различных сторон общественной жизни России глубокие рыночные преобразования затронули все уровни и структуры потребительского комплекса. В силу целого ряда причин, прежде всего, снижения размеров финансирования, спада производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий в процессе приватизации функционирование отраслей потребительского комплекса национальной экономики и его региональных составляющих столкнулось со многими проблемами, что негативно отразилось на уровне жизни населения. В ходе осуществления экономических реформ в нашей стране произошло существенное снижение уровня среднедушевого потребления важнейших потребительских товаров, ухудшилась структура потребления продовольствия, выросло число лиц с доходами ниже прожиточного минимума. Можно констатировать, что экономические и социальные реформы, осуществленные с целью модернизации российского общества, привели к углублению процесса имущественной дифференциации, поляризации доходов населения, ускорили социальное расслоение общества, что представляет собой угрозу его социальной стабильности. Накопившиеся в условиях переходного периода проблемы требуют усиления социальной направленности развития рыночных отношений, научного обоснования методов государственного регулирования потребительского рынка с целью обеспечения его экономического и социального равновесия, достижение соответствия платежеспособного спроса и товарного предложения, ликвидации значительных различий в уровне реальных доходов и потребления по регионам страны и социальным группам населения.

Становление и развитие социально-экономического механизма государственного регулирования потребительского рынка, адекватного происходящим экономическим и социальным трансформациям в условиях трансформируемой экономики, направлено на согласование интересов производителей и потребителей, определяющих конъюнктуру рынка, на достижение равновесия интересов регионов и различных социальных групп. Проведение экономических преобразований требует соответствующего социального реформирования, основополагающим элементом которого является выбор политики доходов, смягчение социальной дифференциации, ограничение бедности в условиях экономической нестабильности, присущей переходной экономике. Масштабы хозяйственного комплекса, сложность его структуры, глубокие проблемы потребительской сферы усиливают значимость территориальных вопросов функционирования потребительского рынка.

В условиях, когда нередки факты принятия субъектами Российской Федерации законодательных актов, противоречащих Основному Закону государства, важно чтобы процесс развития региональных рынков регулировался на основе общих теоретико-методологических, методических и конкретно-экономических подходов. Рост суверенизации субъектов Российской Федерации обусловил смещение центра тяжести в вопросах исследования региональных проблем с размещения производительных сил на территориях в сторону их эффективного использования в качестве фактора экономического роста и повышения благосостояния населения регионов. Причем экономическая пространственная дифференциация является детерминантой социальной дифференциации. Для создания единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления существует настоятельная необходимость углубленного изучения социально-экономических региональных составляющих в системе воспроизводства всего хозяйственного комплекса региона. В условиях формирования разнообразных моделей региональной социальной политики, развития социальных программ на уровне местного самоуправления, активизации социального партнерства важное значение приобретает переход от декларирования прав и свобод гражданина к практике их гарантирования через систему социальной защиты населения.

1.1 Основные понятия и структура товарных рынков

Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность рыночных объектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли, потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста.

Понятие рынка менялось с развитием общественного производства и обращения, приобретая все сложное толкование, которое нашло отражение в мировой экономической культуре.

Развитие товарного обмена, товарно-денежных отношений обусловили формирование новой структуры общественного производства, сферы обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Так рынок рассматривается как обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения.

Наиболее полное понимание рынка, включающее хозяйственные связи между субъектами хозяйствования определяется как «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме», или как «сфера реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которого проявляются присущие данному способу производства и потребления, материальных благ».

В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей. С учетом законов товарного обращения рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Существующие определения товарного рынка как экономической категории в литературе базируются на существующих понятиях рынка. Так в Концепции развития товарных рынков в Российской Федерации товарные рынки рассматриваются как система взаимоотношений субъектов экономики (производителей и потребителей), агентов-институтов (посредников) и их инфраструктуры (складская сеть, транспорт, информация) с целью обеспечения обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения с комплексом сопутствующих и дополняющих их рациональное потребление сервисных услуг. С точки зрения места продажи товара товарный рынок рассматривается как сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимосвязанных товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя, из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Товарный рынок базируется на единстве понимания сущности товара, который представляет собой продукт труда или природной деятельности или деятельность (услугу), обладающие полезностью и предназначенные для продажи (для обмена на деньги). Дифференциация осуществляется по признакам особенности товара: материально-вещественный продукт, невещественный продукт (интеллектуальный, информационный) или его потребительскому назначению: продукты производственного назначения, продукты потребительского назначения, услуги производственного назначения, услуги потребительского назначения, их виды и т.д. Соответственно товарный рынок представляет совокупность локальных рынков, различающихся по товарным признакам (рынок товаров производственного назначения, рынок товаров потребительского назначения), по предоставляемым услугам (рынок производственных услуг, рынок потребительских услуг), по территориальному признаку (региональные рынки) (рис. 1.1).

Информация о работе Применение статистических методов в анализе и прогнозировании развития потребительского рынка в России