Министерство образования
Республики Беларусь.
Гомельский Государственный
Университет им. Ф.
Скорины.
Экономический факультет.
Кафедра экономики
и управления производством.
Реферат
По
теме: ’’Прогнозирование
развития
научно-инновационной
деятельности’’.
Выполнил:
студент группы
БУ-31
Фирсов Дмитрий Валентинович.
ГОМЕЛЬ, 2000.
План
реферата.
- Научно-технический
прогресс и инновационная политика.
- Методы прогнозирования
и планирования НТП и инновационной деятельности.
- Состояние
научного потенциала в Республике Беларусь
и стратегия его развития.
Список литературы.
Приложения.
1.
Научно-технический
прогресс и инновационная
политика.
Решающим
средством повышения эффективности
общественного производства, совершенствования
структуры экономики, обеспечения
экономического роста и решения
социальных задач является научно-технический
прогресс (НТП).
Научно-технический
прогресс – это непрерывный процесс
приобретения и накопления научных знаний
об окружающем мире и на их основе совершенствование
действующих, создание и внедрение прогрессивных
средств и предметов труда, технологических
процессов и форм организации производства.
НТП
рассматривается как цикл ”наука
- производство”, включающий в себя
ряд стадий:
- фундаментальные
исследования. Цель этой стадии – получить
новые знания о закономерностях развития
природы и общества, на основе которых
выявляются новые пути прогресса техники,
экономики, организации производства.
В результате фундаментальных исследований
появляются гипотезы, теории. Продукты
труда исследователей, результаты деятельности
коллективов и исполнителей фундаментальных
исследований отражаются в авторских
свидетельствах на открытие, изобретение,
в монографиях, статьях, учебниках, учебных
пособиях, отчетах, предложениях. Они используются
для дальнейшего развития самой науки,
подготовки специалистов с высшим образованием,
кандидатов и докторов наук, в прикладном
плане – для дальнейшего развития идей
и предложений на стадии прикладных исследований
с целью определения возможности овеществления
получаемых результатов. Фундаментальные
исследования проводятся силами и средствами
институтов Академии наук и государственными
университетами, отраслевыми научно-исследовательскими
институтами и вузами страны;
- поисковые
исследования. Это исследования по выбору
идей, представляющих интерес общества
на современном этапе его развития, т.е.
выявляются технико-экономические возможности
и конкретные пути практического применения
в соответствующих областях экономики
принципиально новых для них способов
и средств производства продукции. Конечные
результаты этих работ имеют вполне конкретный
характер и выдаются в виде отчетов, технической
документации, макетов экспериментальных
и опытных образцов;
- прикладные
исследования. На этой стадии проводятся
теоретические и экспериментальные исследования,
появляется информация о возможностях
создания новой техники, технологии и
продукта, создается схема конкретного
образца изделия;
- опытно-конструкторские
работы. Изготавливается опытный образец
или установка для производства новой
продукции, подготавливается соответствующая
документация;
- освоение
и внедрение в производство. Технология
производства нового изделия приспосабливается
к условиям предприятия. Проводятся проектные,
строительно-монтажные и пусконаладочные
работы.
Каждая
стадия характеризуется специфическими
задачами, особым подходом к их решению,
определенным составом и уровнем квалификации
участников, выбором определенных средств
и предметов труда, материальными и финансовыми
ресурсами, различными формами объединения
исполнителей и управления их деятельностью.
С
понятием НТП тесно связано понятие
научно-технического потенциала.
Научно-технический
потенциал представляет собой совокупность
научно-технических кадров, материальных,
финансовых, информационных и иных ресурсов,
необходим для создания и реализации достижений
НТП в народное хозяйство. Он является
одним из объектов государственного регулирования,
а следовательно, прогнозирования и планирования.
Государство выступает как институт, финансирующий,
организующий и управляющий его развитием.
Структурная
перестройка экономики, ориентированная
на использование интеллектуальных ресурсов
и развитие высокотехнологичных производств
в противовес материало- и энергоемким
производствам, предполагает создание
условий для непрерывного обновления
технологий и продукции, роста образовательного
уровня населения и совершенствования
управления путем нововведений (инноваций),
основанных на новейших научных знаниях.
В
широком смысле под инновациями
понимают новые технологии, виды услуг,
продукции, новые организационно-технические
решения производственного, административного,
финансового и иного характера.
По
существу, смысл всей экономической
реформы состоит в создании условий
для повышения восприимчивости
экономики к инновациям, развития
инновационного предпринимательства
и обеспечения экономического роста
за счет использования достижений науки
и техники. Это обуславливает необходимость
активизации инновационной деятельности.
Инновационная
деятельность – это деятельность
по разработке и освоению результатов
исследований, повышающих эффективность
способов и средств осуществления конкретных
процессов, в том числе освоение производства
новой продукции и технологий.
Инновационная
сфера охватывает, во-первых, непосредственно
сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты
– предпринимателей, а также систему,
обеспечивающую продвижение инноваций
до стадии их реализации (управление, инфраструктура,
финансовая и инвестиционная поддержка).
С
целью активизации инновационной
деятельности разрабатывается инновационная
политика, представляющая совокупность
принципов и мероприятий, обеспечивающих
создание благоприятного инновационного
климата в стране. Инновационная политика
является составной частью социально-экономической
политики. Она должна объединять общими
задачами науку, технику, производство,
потребление, финансовую систему, образование
и должна быть ориентирована на использование
интеллектуальных ресурсов, развитие
высокотехнологичных производств и приоритеты
экономики.
Обычно
выделяют три главных объективных
источника образования приоритетов.
- Нарастающая
ограниченность производственных ресурсов
и возникновение на этой основе проблем
текущей и предвидимой несбалансированности
в народном хозяйстве. Чем больше ограничен
какой-либо вид ресурса, тем в большей
мере научно-технический прогресс должен
быть сконцентрирован на экономии и замещении
данного вида ресурса.
- Формирование
”точек роста”, т.е. создание и внедрение
новейших технологий, организационно-технических
мероприятий, которые позволяют обеспечить
достижение более высоких результатов
развития за минимальный промежуток времени.
- Устранение
или уменьшение степени воздействия социальных
ограничений, связанных со здоровьем,
условиями труда и быта человека, необходимость
поддержания экологического равновесия.
Конкретные
направления приоритетности также
классифицируются по отдельным группам,
в том числе:
- научно-технические
приоритеты высшего порядка. Основным
критерием их отбора является соответствие
конкретным целям развития общества в
ближайшей и более отдаленной перспективе;
- отдельные
инновационные проекты, которые связаны
с решением задач, как правило, краткосрочного
характера, но имеющие большую актуальность
для отрасли, субъектов хозяйствования;
- важнейшие
виды импорта технологий, т.е. использование
политики заимствования важнейших технологических
разработок или закупки предприятий ”под
ключ”. Основное требование состоит в
том, чтобы обеспечивалась быстрая окупаемость
расходуемых валютных средств и достигался
”прорыв” по конкретному направлению
НТП.
Кроме
общегосударственных приоритетов
формируются им аналогичные и
на уровне регионов.
Среди
приоритетных направлений инновационной
деятельности, например, в Беларуси
выделяются: ресурсосберегающие технологии,
новые материалы и источники
энергии; повышение конкурентоспособности
продукции машиностроения и радиоэлектроники,
расширение экспорта и занятие новых ниш
мирового рынка; импортозамещение производства;
информатика; телекоммуникации и связь;
энергетика и транспорт; переработка и
хранение сельскохозяйственной продукции;
охрана окружающей среды.
Ориентация
научно-технического прогресса на производственные
потребности дополняется селекцией отдельных
направлений развития науки и техники
в соответствии с их предполагаемой эффективностью,
включая сроки получения эффекта. Ввиду
различной степени зрелости отдельных
технических решений и экономической
окупаемости последовательность их реализации
согласовывается с реальными финансовыми
и другими возможностями.
Инновационная
политика базируется на таких важнейших
принципах, как:
- признание
модели инновационного развития экономики
в качестве приоритетной;
- создание
государством экономико-правовых условий
и экономических механизмов, обеспечивающих
превращение инноваций в существенный
фактор экономического роста;
- максимальное
использование рыночных механизмов активизации
инновационной деятельности и предпринимательства,
создание равных стимулов для всех субъектов
хозяйствования независимо от форм собственности;
- эффективное
развитие и использование собственного
научно-технического потенциала и его
реформирование в соответствии с целями
экономической политики;
- оптимальное
сочетание интересов разработчиков, производителей
продукции и инвесторов, признание объектов
интеллектуальной собственности в качестве
источника доходов.
Реализация
этих принципов требует проведения
экспертизы и формирования законодательства
с точки зрения наиболее эффективного
стимулирования инновационной деятельности
и обеспечения развития инновационных
процессов в основных сферах промышленности,
сельского хозяйства и социального комплекса.
Эффективное
инновационное развитие предполагает
широкий выбор инновационных идей и проектов.
Источниками
идей могут быть исследования и разработки
республики, достижения мировой науки
и технологий, привлекаемые путем
закупки лицензий, приобретения или
лизинга технологического оборудования
(долгосрочной аренды машин, оборудования,
сооружений или выдача оборудования напрокат),
”ноу-хау” (технические знания, опыт,
документация), передача которых оговаривается
при заключении лицензионных договоров
и других соглашений.