Страхование и инвестирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:18, реферат

Описание работы

В современной экономике страхование выступает в роли важнейшего стабилизатора процесса общественного воспроизводства. Постоянное увеличение накапливаемого общественного богатства и усложнение техногенных, экономических и социальных рисков, угрожающих его сохранению и приумножению, требуют создания эффективной и масштабной системы страховых фондов, предназначенных для своевременной компенсации непредвиденного материального ущерба.

Содержание

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ
1. 1. ПОНЯТИЕ СТРАХОВАНИЯ
1. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 3. ФОРМЫ СТРАХОВАНИЯ
1. 4. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВОГО ДЕЛА
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2. 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2. 2. ИНВЕСТИЦИИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
2. 3. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2. 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Страхование и инвестиции экономика.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

2.4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ  КОМПАНИЙ

Одной из основных особенностей инвестиционной деятельности страховых  компаний, является ее достаточно жесткое  регулирование со стороны государства. При этом, государство регулирует не всю инвестиционную деятельность страховщиков, а только процесс инвестирования страховых фондов посредством установления правил размещения страховых резервов (ПРСР). Необходимость такого регулирования обусловлена следующими двумя факторами. Во-первых, характером движения финансовых ресурсов, специфика которого состоит в том, что в распоряжении страховщика в течение некоторого периода оказываются временно свободные (но все же связанные с обязательствами по договорам страхования) средства и эти средства могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода. Во-вторых, невозможностью контроля за инвестированием этих средств со стороны тех, перед кем страховщик несет страховые обязательства, то есть со стороны страхователей и застрахованных.

Таблица 2

Сравнение принципов  инвестиционной деятельности по страхованию  жизни и рисковым видам страхования 

 
Характеристики  инвестирования Страхование жизни Рисковые виды страхования  
1. Сроки Долгосрочные инвестиционные проекты Краткосрочные инвестиции  
2. Доходность Необходимость получения  стабильного дохода, который учитывается  при определении страховой премии или суммы Доходность подчинена  требованиям ликвидности вложений  
3. Ликвидность Сроки инвестирования заранее согласованы со сроками  выплат на основе данных математической статистики смертности (дожития) Является важнейшим  принципом инвестирования, т.к. выплаты (изъятия из страхового фонда) носят  случайный характер  
4. Учет инфляционных  процессов Необходимо учитывать  инфляцию, т.к. договоры долгосрочные По большинству  видов страхования инфляцию можно  не учитывать  
5. Объем  инвестиций Значительный, устойчивый, часто постепенно увеличивающийся  объем инвестиций за счет капитализации. Объем инвестиций переменный с возможностью крупных единовременных выплат (изъятий).  
       

Основными целями государственного регулирования инвестирования страховых  фондов являются:

а) приведение в соответствие размещения средств принятым страховщиком обязательствам по срокам и объемам;

б) защита национальных интересов например, путем наложения ограничений на отечественных страховщиков по инвестициям за рубеж;

в) обеспечение соблюдения страховщиками принципов возвратности, диверсификации, прибыльности и ликвидности.

Основой современной  системы государственного регулирования  инвестиционной деятельности страховых  организаций в России является Закон  РФ “Об организации страхового дела в РФ”. Однако реальное регулирование  государством страховых инвестиций осуществляется через государственные  Правила размещения страховщиками  страховых резервов, которые являются обязательными для выполнения всеми  страховыми организациями РФ.

Основу инвестиционных вложений страховых организаций  по принятым правилам составляют государственные  ценные бумаги (до 30%) и банковские ценные бумаги (до 40%). Только 10% страховых резервов разрешается вкладывать в реальный сектор экономики. Государство, представляя  себя или банки в качестве наиболее надежных и эффективных инвестиционных посредников, на самом деле решает вопрос привлечения “дешевых” денег. Причем государственные заимствования  через ценные бумаги (т.е. долговые обязательства) не только не надежны, о чем свидетельствовал кризис 1998 г., но и не гарантируют поступления этих средств в национальную экономику.

Размещение страховых  резервов в банковские ценные бумаги позволяет в достаточной степени  реализовать принципы гарантированности  и ликвидности только для краткосрочных  страховых рисков, так как банки  практически не занимаются долгосрочным привлечением средств с гарантированной доходностью. Кроме того, данное направление инвестиций не позволяет страховщикам в полной мере реализовать принцип прибыльности вложений. Для экономики страны такие инвестиции также являются неэффективными, так как осуществляются через самых дорогих посредников - банки. Именно по причине дороговизны кредитных ресурсов большинство банков занимаются краткосрочным кредитованием торговых и коммерческих операций, а также бюджетов разных уровней, и не могут удовлетворить потребности производственных предприятий в долгосрочных дешевых инвестициях.

Вложение страховщиками  средств в котируемые ценные бумаги в условиях текущего состояния фондового рынка нашей страны не удовлетворяет ни одному принципу размещения. Ввиду предельной узости фондового рынка как по количеству предлагаемых к продаже бумаг, так и по числу участников этого рынка, возвратность, ликвидность и прибыльность страховых резервов, размещенных на фондовом рынке, на практике зависит от поведения отдельных крупных игроков рынка (в том числе - государства), а не от фактического экономического состояния отдельного эмитента.

В государственных  правилах необоснованно сужен перечень разрешенных объектов инвестирования. Необходимо снять ограничение на размещение средств страховых фондов в отдельные объекты недвижимости.

Допустимые размеры  инвестирования по различным направлениям устанавливаются на федеральном  уровне без учета региональных особенностей развития отдельных отраслей экономики. Это не дает возможности страховым  компаниям использовать собираемые на определенной территории страховые  средства для экономического развития региона и его хозяйствующих  субъектов, которые и выступают  основными источниками поступления  страховых взносов.

В современных условиях государственное регулирование  инвестирования страховых фондов требует, введения и соблюдения дополнительного  принципа размещения страховых резервов. Это принцип контроля за инвестициями (подконтрольности) со стороны страховщиков. Это означает обеспечение реальной возможности для страховых компаний осуществлять контроль за размещенными резервами путем участия в советах директоров предприятий, в которые сделаны инвестиции, регулярного получения информации о принимаемых управленческих решениях, о текущем финансовом состоянии и т.п. В настоящее время у страховщиков нет ни возможностей выбора, ни способов воздействия на эффективность своих инвестиций.

Принцип подконтрольности собственных инвестиций особенно актуален в условиях развивающейся экономики  и отсутствия стабильного “прозрачного”  фондового рынка. Видя главную цель государственного регулирования страховой  деятельности в поддержании платежеспособности страховщиков перед своими клиентами, законодатели и органы надзора совершенно не обращают внимание на соблюдение прав самих страховых компаний как инвесторов.

Перечисленные недостатки текущего регулирования инвестиционной деятельности страховщиков вынуждают  страховые компании использовать два  пути выполнения устанавливаемых государством правил размещения страховых резервов. Это, либо формальное соблюдение правил размещения только на определенную отчетную дату, что вносит дополнительные осложнения в работу страховщиков. Либо фактическое  соблюдение правил размещения, при  котором ущемляются интересы страхователей, так как не используется потенциал  инвестиционного прироста страховых  фондов, что обеспечило бы страхователям  снижение цен на страховые услуги и увеличение страхового покрытия.

Для повышения эффективности  использования инвестиционных средств  страховых компаний, обеспечения  практической реализации принципов  размещения страховых резервов и  введения принципа подконтрольности, целесообразно внести в правила  размещения страховых резервов следующие изменения:

Во-первых, установить норматив прямых инвестиций, т.е. вложений в ценные бумаги (акции, векселя, облигации  т.п.), не включенные в котировальный  лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, на уровне 35-40% страховых резервов. Это позволит страховым компаниям, с одной  стороны, инвестировать деньги в  средний и малый бизнес, чем, к  сожалению, практически не занимаются такие инвесторы как государство  и банки. С другой стороны, возвратность и ликвидность данных вложений будут  в значительной степени контролироваться непосредственно страховщиками. Такой  контроль совершенно невозможен при  размещении страховых резервов в  государственные, муниципальные или  банковские ценные бумаги. Кроме того, предлагаемый подход к инвестированию приведет к росту среднего и малого производства, и, следовательно, к увеличению страхового портфеля, росту объемов  страховых премий и страховых  резервов.

Во-вторых, предоставить право правительствам субъектов  федерации самостоятельно дифференцировать указанный норматив по отраслями производства, исходя из приоритетов структурного развития региональной экономики.

Такой подход к управлению инвестиционным потенциалом страховых  компаний в условиях роста значимости страхования в экономике страны и увеличения объема совокупных страховых  резервов может оказать существенное влияние на развитие производства и  обеспечить повышение финансовой устойчивости страховых компаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль  каждой страховой  организации в  экономике РФ, независимо от размеров и территориальной  принадлежности, уникальна  и определяется тем  значением, которое  отводится страхованию  в российском обществе.

Страхование можно рассматривать  как стратегический сегмент экономики, потому что:

страхование позволяет существенно  снизить нагрузку на расходную часть  бюджетов различных  уровней;

страхование способствует социально-экономической  стабильности в обществе, так как является важнейшем элементом  социальной защиты населения;

страхование является источником внутренних долгосрочных инвестиций в экономику  страны;

страхование позволяет оптимизировать деятельность субъектов  экономики за счет централизации и  уменьшения компенсационных  фондов, а также  за счет участия в  восстановлении и  обновлении основных производ-ственных фондов;

страхование призвано обеспечить гарантии компенсации  ущерба и цивилизованные подходы к разрешению возникающих конфликтов.

И, тем не менее, страховой  рынок еще развит достаточно слабо  в России. Поэтому  страховые фирмы  не могут выступать  самостоятельно в  качестве инвесторов реального сектора  экономики. Для развития рынка страхования  в первую очередь  необходимо:

· укрепить стабильность и надежность национальной страховой индустрии;

· выработать долгосрочную государственную  политику в области  обязательного страхования, с учетом потребностей приоритетных отраслей национальной экономики  и социальной поддержки  населения, что позволит построить эффективную  систему обязательного  страхования;

· способствовать созданию полноценной инфраструктуры страхового рынка, улучшить кадровый потенциал  в сфере страхования;

· активизировать внедрение  новых страховых  продуктов и технологий, улучшить качество страховых  услуг и расширить  его перечень;

· повысить стандарты  надзора и регулирования  субъектов страхового рынка;

· углубить процессы интеграции национального страхового рынка в международные  рынки и схемы  страхования (перестрахования).

Хотя  и понятно, что  инвестиционный портфель страховой компании "вторичен" по отношению к  страховому портфелю, однако страховые  компании не должны рассматривать инвестиционную политику как "производную" форму деятельности своей фирмы. Очевидно, что ценность страховой  компании реально  определяется не тем, насколько велик  ее капитал, а тем, какое положение  этот капитал обеспечивает страховщику на рынке  страховых услуг.

Исходя  из опыта развитых стран, можно утверждать, что необходимость  в осуществлении  активной инвестиционной политики страховщиком обусловлено тем, что собственно операции страхования являются малоприбыльными, а  зачастую и убыточными, и, как следствие, возможность увеличить  собственные средства страховщиков лежит  в осуществлении  эффективной инвестиционной политики.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.В. Шахов. “Введение  в страхование”, Издание второе, М., “Финансы и статистика”, 1999г.

2. А.А. Гвозденко. “Основы страхования”, М., “Финансы и статистика”, 1998г.

Информация о работе Страхование и инвестирование