Управление развитием Муниципального Управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 09:00, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей управления экономическим развитием муниципальных образований.
Задачи работы:
Изучить литературу по вопросу работы.
Проанализировать механизмы и особенности экономического развития муниципального образования.
Дать характеристику зарубежного опыта управления экономическим развитием муниципальных образований.
Исследовать особенности управления экономическим развитием муниципальным образованием в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

Управление соц. экономич. развитием МО.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

Введение

Необходимое повышение  качества муниципального управления не может быть достигнуто без создания теоретической и методической основы, включающей в себя надежные и обоснованные управленческие механизмы. При этом представляется необходимым признание того факта, что ситуации и динамика происходящих на местном уровне процессов управления могут иметь определенные отличия и особенности по сравнению с ходом преобразований на региональном и федеральном уровнях.

За прошедшее  десятилетие в мире произошли  значительные изменения в процессе выработки стратегии экономического развития на местном уровне. Наблюдается  тенденция сокращения многих крупных корпораций в развитых странах мира с расположением их в других государствах. Одновременно в муниципалитетах создается большое число новых рабочих мест небольшими инновационными компаниями местного уровня.

Целью данной работы является изучение особенностей управления экономическим развитием муниципальных образований.

Задачи работы:

  1. Изучить литературу по вопросу работы.
  2. Проанализировать механизмы и особенности экономического развития муниципального образования.
  3. Дать характеристику зарубежного опыта управления экономическим развитием муниципальных образований.
  4. Исследовать особенности управления экономическим развитием муниципальным образованием в современных условиях.

 

 

 

  1. Общая характеристика экономического развития муниципального образования

 

Глобальная экономическая революция ставит перед политикой местного экономического развития четыре основных задачи.

Первая задача. Ее можно обозначить как пересмотр  целей и изменение предпосылок  экономического развития. Если раньше местные руководители считали экономическое развитие подведомственных им территорий функцией местного правительства, которую может «осуществлять» какое-либо из его агентств, то в последнее время они рассматривают экономическое развитие не только как процесс, генерируемый в частном секторе. Недостаточно просто привлекать на свою территорию любые частные фирмы в целях создания рабочих мест. Важно, чтобы эти рабочие места были высокооплачиваемыми и требовали высокой квалификации, содействовали повышению уровня и качества жизни населения данной территории [2, с.196].

Вторая задача - укрепление экономического фундамента развития. Для этого местным правительствам необходимо разработать стратегию  соответствующей мотивации и  поддержки корпоративного сектора. Должен быть определен широкий круг государственных мероприятий, затрагивающих экономический фундамент деятельности корпоративного сектора - рабочую силу, знания и технологию, финансовый капитал, развитую инфраструктуру.

Третья задача - приспособление политики местного экономического развития к изменяющимся географическим реалиям. Экономическая жизнеспособность местного сообщества зависит, как от общего благополучия всего региона, частью которого она является, так и от особенностей ее географического положения и природных ресурсов этого региона.

Четвертая задача - разработка новых организационных и институциональных подходов к обеспечению местного развития на основе стратегического видения проблем. Местное экономическое развитие становится основной заботой не только специалистов по экономическому развитию, политиков и управляющих, но и, прежде всего, населения. Для успешного экономического развития требуется партнерское взаимодействие со многими государственными и корпоративными организациями (правительственных агентств, фирм, рабочих объединений, образовательных учреждений) и участие граждан [10, с.208].

В данном контексте  необходимо еще раз подчеркнуть, что местное экономическое развитие зависит не только от местных органов  власти (в настоящее время именно им принадлежит большая роль в  этом процессе), но и от формирования предпринимательских групп взаимодействующих фирм, являющихся ключевым направлением экономического развития. Местным руководителям принадлежит важная роль в решении новых экономических проблем. Они должны быть экономическими стратегами и лидерами.

  1. Зарубежный опыт управления экономическим развитием муниципальных образований

Анализ стратегии  экономического развития городов Литлтон - 33600 жителей (штат Колорадо), Браш - 4500 жителей (штат Колорадо), Нашуа 80 000 жителей (штат Нью-Гемпшир), Джоплин - 41000 жителей (штат Миссури), Титусвилл - более 40000 жителей (штат Флорида) и др. показал, что наиболее продуктивными мерами, которые сегодня могут предпринять органы местного управления, является формирование четкого видения в отношении желаемого типа экономики и разработка конкретного плана продвижения в указанном направлении. Многие органы местного управления, уже внедрившие указанные меры, пришли к выводу, что традиционная стратегия, с ее попытками привлечь отрасли и предприятия из других регионов, не является многообещающей при существующей экономической ситуации. Вместо этого они решили развивать или взращивать свои действующие предприятия и отрасли [3, с.139].

Эта новая стратегия  экономического развития получила название «садоводство». Ее целью является «выращивание» рабочих мест в локальном масштабе, то есть создание развитой экономической среды для местных предприятий. Таким образом, «садоводство» означает отказ от привлечений на территорию муниципальных образований уже известных крупных компаний, что, по их мнению, является дорогостоящей стратегией, в большинстве случаев дает незначительное число рабочих мест и не обеспечивает существенного прироста местного бюджета.

Во всех названных  городах ключевыми факторами  успеха являются - оптимальное использование ресурсов, сотрудничество и кооперация. Их органы местного самоуправления, в первую очередь, вкладывали инвестиции в «интеллектуальную инфраструктуру» инновационных предприятий и концентрацию всех видов ресурсов на оказание содействия и услуг для нужд различных отраслей. Это позволило местными инновационными кампаниями создать более 90% всех рабочих мест, которые иногда называются «газелями» из-за своего быстрого роста.

Следует отметить, что внедрение новых стратегических подходов к экономическому развитию муниципальных образований инициируется в то время, когда их экономические условия являются достаточно стабильными. В это время их усилия направлены на разработку методологии, ориентированной, в основном, на оказание содействия местным компаниям по вопросам диверсификации в свете изменяющихся национальных приоритетов, а также стратегии по оказанию помощи местным предприятиям в контексте проведения комплексных мероприятий по улучшению экономической ситуации.

Как правило, планирование экономического развития осуществлялось с учетом сильных сторон муниципальных образований. «Новая экономика» этих муниципальных образований имеет управление, которое осуществляют небольшие инновационные предприятия, способные конкурировать на международном уровне. Происходит процесс найма различной рабочей силы с обслуживанием изменяющихся рыночных ниш. По сравнению с «новой экономикой», в «старой экономике» господствуют крупные промышленные корпорации, которые нанимают, в основном, «белых работников» мужского пола, и реализуют свою продукцию на массовых рынках [6, с.74].

  1. Основы и механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования

 

Трансформация общественно-политической и экономической  систем в России непосредственным образом связана со становлением и развитием местного самоуправления. Опыт Запада и России конца XIX - начала XX в. показывает, какую роль местное самоуправление может и должно сыграть сегодня в построении правового, демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, в сохранении его целостности и управляемости, решении сложных внутренних проблем.

Вместе с  тем в условиях современной кризисной  ситуации в России процесс развертывания  местного самоуправления идёт по существу методом проб и ошибок, путем промеривания либо западных муниципальных, либо старорусских земских моделей.

Есть и более  серьезные причины сложившейся  ситуации. Американский специалист по развитию К.Вагнер утверждает: «Перемены, когда они происходят или когда просто говорят о них, пугают людей. Поэтому сопротивление переменам - почти всеобщая закономерность».

Способ проведения экономических реформ «сверху» не мог не привести к раздвоению процесса реформирования. Одна сторона реформирования - изменение «правил игры», нацеленное на формирование принципиально новой экономической среды, с которой реформаторы связывают перспективы развития общества. Вторая сторона - предполагает реальные изменения в поведении основной массы людей, которые оказались не в состоянии воспользоваться открывающимися перспективами.

Обнаружилось явное противоречие между возможностями быстрого изменения правил реформаторами и неспособностью большинства населения адаптироваться к новой социальной среде.

Большинство российских авторов, рассматривая вопросы местного самоуправления связывают понятие «муниципальное образование» с территорией административной единицы, на которой оно расположено, вошедшее в научный оборот в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.). Например: муниципальное образование на территории крупнейшего города (с численностью населения от 1 до 3 млн. чел., согласно классификации населенных пунктов в Градостроительном кодексе РФ - 1998г.) [5, с.198]

Изучение управленческой ситуации в муниципальных образованиях, показало, что местные органы власти по существу утратили контроль за развитием событий. Их управленческая деятельность имела крайне слабое экономическое, финансовое, правовое, информационное обеспечение и результативность. При этом проявилась определенная закономерность: чем ниже уровень власти, тем ниже уровень доверия. Старый механизм взаимодействия местной власти с населением и предприятиями оказался разрушенным, а новый только начинает формироваться. Таким образом, чтобы улучшить сегодняшнее положение дел, необходимо создать новые, рыночно-ориентированные условия (экономические, правовые, налогово-бюджетные и т.д.) для эффективной деятельности муниципальных образований, как главных субъектов общества, несущих основное бремя забот о благоустройстве территории и социальном благополучии проживающего на ней населения.

Уровень муниципального управления характеризуется тем, что  он имеет администрацию, наделенную полномочиями по решению определенных социально-экономических задач в границах данной территории, имеет бюджет и источники формирования доходной части бюджета, материально-технические и кадровые ресурсы для выполнения административных, социальных и экономических программ в рамках установленной компетенции.

Одним из существенных отличий рыночной экономики от плановой является то, что возможности прямого  воздействия на предприятия, расположенные  на территории (города, района), со стороны  органов местной власти существенно  ограничены. Непосредственное управление возможно, и то в допустимых пределах, лишь по отношению к муниципальным предприятиям. Влияние же на предприятия других форм собственности может быть только опосредованным. Вместе с тем постановка задачи по организации муниципального управления развитием экономики на территории сегодня очень актуальна, поскольку все социальные аспекты жизнедеятельности населения, в конечном счете, обуславливаются уровнем ее экономического развития. При этом, конечно же, должны действовать определенные, современные экономические механизмы управления местным развитием.

Современная концепция  местного экономического развития исходит  из того, что только наличие надежной экономической структуры (производственной, транспортной, и рыночной инфраструктуры) являются движущей силой успешного роста, а благоприятная местная социально-экономическая и инвестиционная среда становится все более мощным фактором расширения деловой активности и привлечения капитала и бизнеса на данную территорию [5, с.199].

Процессы и  механизмы управления крупным городом имеют свои четко выраженные особенности. В городском масштабе работа местных органов власти с множеством предприятий различных форм собственности, акционерных обществ, фондов, ассоциаций и др. сегодня дело чрезвычайно сложное по целому ряду обстоятельств. Во-первых, они зарегистрированы и действуют на разных уровнях (федеральные, областные, городские, районные). Во-вторых, контроль за их работой, прежде всего, должен осуществляться по месту их регистрации, а это часто не совпадает с местом их нахождения и фактической деятельности. В-третьих, у местной власти пока нет эффективных экономических рычагов воздействия на хозяйственные субъекты. Требуется формирование эффективной местной экономической политики в отношении предприятий, организаций, учреждений, функционирующих на соответствующей территории.

Город предоставляет  предприятиям: природные ресурсы - землю, лесные участки, пространство; инженерные коммуникации, воду, стоки, отопление, электроэнергию, газ и др.; дороги и транспортные артерии; городской транспорт; жилье, коммунальные услуги; гостиницы; социальную сферу: школы, больницы, детские сады, спортивные сооружения, библиотеки, музеи и т.п.; свалки, места для складирования производственных отходов; кладбища; торговое обслуживание; службу быта; обеспечивает охрану жизни и порядка через службы милиции, ГИБДД, пожарной охраны и многое другое [3, с.254].

Информация о работе Управление развитием Муниципального Управления