Управление развитием Муниципального Управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 09:00, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей управления экономическим развитием муниципальных образований.
Задачи работы:
Изучить литературу по вопросу работы.
Проанализировать механизмы и особенности экономического развития муниципального образования.
Дать характеристику зарубежного опыта управления экономическим развитием муниципальных образований.
Исследовать особенности управления экономическим развитием муниципальным образованием в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

Управление соц. экономич. развитием МО.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

В свою очередь, предприятия обеспечивают: занятость  населения; денежное обеспечение (зарплата) работающей части населения; налоги; часть продукции (товаров, работ, услуг). Часто неотъемлемым дополнением к этому являются вредные выбросы (отходы) производства, и как следствие ухудшение экологической обстановки и увеличение заболеваемости населения.

С помощью предприятий  и организации при дефиците бюджета и отрицательном балансе большинства муниципалитетов частично решаются вопросы без бюджетного участия: обновление муниципальных основных фондов, благоустройство городов и районов, строительство новых объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания, ввоз товаров из других регионов и т.д.

Экономическая деятельность муниципалитетов не ограничивается сбором налогов и обеспечением бюджетной  сферы. Огромный пласт работы проводится в области хозяйственной деятельности: эксплуатация и обслуживание инженерных коммуникаций городов и районов, жилых и  
нежилых помещений, инвестиционная деятельность, решение транспортных проблем, водообеспечение и т.д.

Анализом данного вида деятельности в городах России занимаются недостаточно. Никто не рассматривал в целом экономичность, технологичность этих работ, роль и место имущественного комплекса в экономической деятельности муниципалитетов, возможности действующих организационно-правовых структур и их участия в воспроизводственном процессе и т.д.

В рамках российских муниципальных  образований накопился целый  ворох назревших больших и  малых проблем. Так, к числу актуальных организационно-экономических вопросов, требующих решений могут быть отнесены следующие:

  • совершенствование организационного построения системы муниципального управления;
  • совершенствование схемы и технологии бюджетного устройства города;
  • разработка концепции и комплексного прогноза развития до 2025 г. и далее;
  • анализ использования бюджетных средств на коммунальные услуги, разработка нормативов потребления и практических мероприятий по экономичному расходованию электро-, теплоэнергии и воды в учреждениях народного образования и здравоохранения;
  • разработка и внедрение комплекса организационно-технических мер по более эффективному использованию бюджетных средств при капитальном строительстве, капитальных ремонтах жилья, объектом социально-культурного назначения, дорог, при озеленении и т.п.;
  • упорядочение регистрации и учета недвижимого имущества, в том числе физических лиц на территории города;
  • обновление системы местных налогов, разработка и применение процедур по повышению эффективности налоговых поступлений в городской бюджет;
  • обеспечение прибыльности функционирования муниципальных предприятий и роста платежей от сдачи муниципальных помещений в аренду;
  • организация комплексной, разносторонней поддержки развития сферы малого бизнеса;
  • материальная поддержка социально уязвимых слоев населения [1, с.118].

Практика показывает, что среди названных (и неназванных) выше  
проблем, наибольшую серьезность в городах на современном этапе представляют два их блока: первый - проблемы коммунального хозяйства (аварийное состояние жилого фонда и инженерных сетей; эксплуатация и техническое жилого фонда; состояние лифтового хозяйства; тепловодоснабжения; вывоз мусора, уборка подъездов, мусоропроводов, территории; и т.д.); второй блок - финансовые проблемы, проистекающие из неплатежеспособности предприятий; неполных отчислений налогов и сборов в бюджет; неэффективности существующей налоговой системы; нечетких процедур сбора налогов; экономической слабости муниципальных предприятий; весьма малых средств, получаемых от использования муниципальной собственности.

Многие из этих проблем связаны с недостаточными возможностями органов местного самоуправления, слабыми рычагами воздействия на предприятия, функционирующие на муниципальной территории. Очевидно, что нужны реальные права по приостановке производств, представляющих угрозу для жизни и здоровья населения. Целесообразной видится мера, дающая право органам местного самоуправления применять санкции экономического и организационно-технического характера (вплоть до отключения коммуникаций) к предприятиям, не вносящим установленные  
законодательством налоги в местный бюджет.

Вместе с  тем, требуются совместные действия муниципальных органов и предприятий  по структурной перестройке производства, поддержке предпринимательства, активизации  инвестиционной деятельности, увеличению роли муниципального заказа, поиска путей ликвидации задолженностей в бюджет, применения взаимозачетов, бартерного обращения, повышения эффективности использования муниципальной собственности [3, с.125].

Общее состояние  экономического развития крупнейших городов, в первом приближении, может быть охарактеризовано следующими тенденциями.

С одной стороны, уменьшаются темпы роста потребительских  и оптовых цен, в том числе  и из-за неплатежеспособности населения; замедляются темпы спада производства промышленной продукции.  
С другой стороны, увеличивается количество убыточных предприятий и, как следствие, сокращаются налоговые поступления в бюджет; происходит спад инвестиционной деятельности; усиливается социальная дифференциация населения, снижается его жизненный уровень, растет безработица.  
В этих условиях деятельность администраций городов и районов должна быть направлена на обеспечение жизнедеятельности муниципальных и всех иных предприятий, защиту социально-экономических интересов населения, укрепление устойчивости муниципального экономического комплекса.  
Важно при этом помнить о главной цели - комплексном развитии городов. Следует соблюдать баланс при распределении прибыли, создавая возможность саморазвития предприятий, учитывая необходимость пополнения муниципальной казны и проведения местной экономической политики с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений.  
Из изложенного следует, что суть муниципального управления во многом сводится к управлению, прежде всего, экономическими процессами.  
Именно экономика определяет направления и величину вектора социального развития, уровня и качества жизни населения муниципального образования.

  1. Особенности управления экономическим развитием муниципальных образований в России

Раньше считалось, что муниципальные образования, располагающие дешевой рабочей  слой, землей и коммунальными сооружениями, являются достаточно конкурентоспособными. Те муниципальные образования, которые  могли снизить операциональные  расходы, находились в выигрыше. Однако, как показала жизнь, дешевая рабочая сила не является главным преимуществом для преуспевающей экономики. В действительности расширение указанного подхода заключается в постоянном снижении размеров зарплаты для сохранения конкурентоспособности. Такие муниципальные образования имеют постоянно снижающиеся стандарты уровня жизни.

Чтобы оставаться конкурентоспособными в течение  продолжительного времени, в муниципальных  образованиях было решено, что они  будут являться «грядкой с рассадой для компаний с добавочной стоимостью», а именно компаний, осуществляющих нововведения, и, таким образом, приносящих дополнительную стоимость товарам и услугам. Функционирование данных компаний создает национальное богатство и предоставляет высокооплачиваемые рабочие места, что и обеспечивает стабильное повышение уровня и качества жизни [9, с.190].

Разработке  стратегических основ формирования инкорпоративной экономики муниципальных  образований России способствовали идеи и опыт США по формированию «корпоративной Америки». По мнению специалистов Фослера Р.С., Друкера П.Ф., Блейкли Э.Дж., Пирза Н., Стайнбейна К., Росса Д., Фридмена Р. и др. можно сказать, что ни одна местная территория не может успешно развиваться только за счет экономической стратегии, осуществляемой в общенациональном масштабе. Во многих случаях общенациональные экономические интересы и интересы фирм не могут совпадать с потребностями местного сообщества. Местные сообщества должны эффективно использовать все свои ресурсы для формирования самообеспечивающейся системы. «Местноориентированное экономическое развитие» - это процесс, с помощью которого местные правительства управляют имеющимися ресурсами и заключают новые партнерские соглашения с частными секторами или друг с другом для создания новых рабочих мест и стимулирования активности в четко определенной экономической зоне. Главная черта «местноориентированного экономического развития» - акцент на политике эндогенного развития с использованием (местного) потенциала человеческих, институциональных и природных ресурсов. Именно местные инициативы должны обеспечить создание новых рабочих мест и стимулировать рост экономической активности [7, с.208].

Местное экономическое  развитие предусматривает формирование новых институтов, создание альтернативных производств, повышение квалификации рабочей силы, расширение имеющихся и поиск новых рынков, передачу знаний, создание новых фирм и предприятий. Главная цель экономического развития - увеличение возможностей занятости для местного населения, в которых местные правительства играют активную стержневую роль. Возможности занятости для всех жителей муниципального образования определяются действиями местного правительства и частного сектора в экономической сфере, которые тесно взаимосвязаны. Занятость - основная причина вовлечения местного сообщества в программы его экономического развития. Целью местного экономического развития является повышение «ценности рабочей силы и рабочих мест». Предпочтения отдаются фирмам, которые создают «качественные», т.е. высокооплачиваемые рабочие места, подходящие для местных жителей.

Важнейшим элементом  любой стратегии экономического развития является создание общественного  видения и установление целей. Экономическая  стратегия должна способствовать реализации социальных целей, принятых муниципальным образованием. Основные этапы ее разработки:

  • маркетинговые исследования. Выяснение базовых рыночных данных;
  • проведение аудита активов/пассивов муниципального образования. Необходимо иметь представление о том, с чем должно начать работу муниципальное образование, какие элементы отсутствуют, а какие будут препятствовать реализации общественного видения;
  • разработка концепции общественного видения. Концепция общественного видения представляет собой изложение того, что требуется городу в отношении жизненного уклада, занятости, общественных услуг и жизни в целом;
  • выявление стратегических проблем. Этот этап предполагает определение имеющихся значимых тенденций и отрицательных факторов, которые могут повлиять на социально-экономическое развитие муниципального образования, если местная администрация не предпримет конкретных действий;
  • создание сценариев. Процесс создания сценария представляет собой установление цепей событий, необходимых для достижения каждой цели. Каждый сценарий создается исходя из желаемого конечного результата с постановкой соответствующего вопроса: «Каков непосредственный шаг, ведущий к данному результату?» [4, с.185].

II. Программы  обучения.

Главной проблемой  для всех муниципальных образований  является нехватка рабочих мест. Муниципалитеты в сотрудничестве с учебными заведениями разрабатывают программы обучения сотрудников конкретных отраслей промышленности компаний.

Программы обучения охватывают четвертичный сектор экономики  муниципального образования: банковский, страховой, информационный, консалтинговый, телекоммуникационный и др. виды бизнеса.

Программы обучения предусматривают: обучение рабочих  и профессиональных работников, а  также широких слоев населения.

III. Оказание  услуг по предоставлению стратегической информации.

Данное направление  предполагает организацию специальных  услуг по предоставлению стратегической информации, а именно: управленческой информации, идентификации рыночных условий, передачи технологий деятельности адвокатуры и кооперативных предприятий.

IV. Создание  качественной среды проживания.

Создание качественной среды проживания является одной  из ключевых проблем. Этот процесс охватывает широкий спектр вопросов, начиная  с планирования использования земли, поддержания жилых районов, архитектурного проектирования нового строительства и заканчивая инвестициями в создание и сохранение парков, улиц, и других общественных мест.

Тем не менее, можно  выделить три основных организационных  подхода к планированию социально-экономического развития муниципального образования.

1. Поручение  муниципальной администрации. По  существу это административный  подход. Он предусматривает создание  некой структуры, как правило,  в штате городской администрации,  которая целевым образом отвечает  за создание плана и координацию деятельности остального сообщества по его реализации. Этот подход не очень приемлем, так как не способствует открытости процесса планирования и не защищен от коррупции.

2. Создание временной  рабочей группы. Она может быть  дистанцирована от администрации, но администрация, как правило, финансирует работу такой группы. Собирается группа только на время разработки и создания плана, а дальнейшим мониторингом занимается уже структура в администрации. По общим наблюдениям, такой вариант более применим к небольшим городам, у которых меньше ресурсов на содержание таких структур [8, с.75].

3. Заключение  договора на разработку программы  или стратегии силами сторонней  организации (университетом, бизнес-ассоциацией,  консалтинговой организацией и  т. п.). Существуют теории, согласно которым только внешние организации способны адекватно заниматься разработкой планов и сопровождением их выполнения. Этот вариант оптимален, но применение на практике сдерживается недостатком ресурсов, поскольку привлечение квалифицированных специалистов в условиях неоформленной в виде научной дисциплины системы планирования требует от разработчиков значительных исследовательских усилий, а от заказчиков в лице местной администрации существенных расходов на приобретение индивидуально разработанного научного продукта.

Информация о работе Управление развитием Муниципального Управления