Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Содержание

Введение
Глава1. Основные направления работы со старшими дошкольниками
1.1. Формирование представлений о числах
1.2. Обучение измерению
1.3. Ознакомление с геометрическими фигурами
1.4. Овладение пространственными представлениями
1.5. Закрепление и углубление временных представлений
Глава 2. Условия успешного обучения дошкольников началам математики
Глава 3. Влияние игры на формирование элементарных математических способностей
3.1. Использование дидактических игр
3.2. Сюжетно-ролевые игры
3.3. Занимательные вопросы и задачи-шутки
3.4. Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой
Глава 4. Математические конкурсы и досуги
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая по математике чужая.docx

— 70.07 Кб (Скачать)

Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе,  опираясь на локти. Пальцы сжаты  в кулак).

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжитаются,  свободно расслаблены (чашечка  колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук  в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Глава 4. Математические конкурсы и досуги

Дошкольники очень любят  соревнования и конкурсы, в том  числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость  победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий  умственным трудом, развивает интерес  к математической деятельности и  желание заниматься ею.

С помощью математических конкурсов можно решить целый  ряд важных задач обучения:

закреплять, уточнять, проверять  знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах;

учить применять приобретенные  знания в измененных игровых и  жизненных ситуациях;

развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;

формировать умение анализировать  воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;

развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа;

активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными  предложениями, связно, понятно для  присутствующих.

Математические соревнования ценны для развития нравственно-волевых  качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости (при  оценки результатов конкурса), доброжелательности, смелости, объективной самооценки.

Математические конкурсы проводятся один раз в квартал  на основе разнообразного занимательного математического материала: дидактических  и подвижных игр, упражнений с  предметами и игрушками, словесных  игр, загадок, считалок, задач-стишков, задач-шуток, стихов, рассказов, фрагментов сказок, музыки, песен.

Материал подбирается  с учетом уровня развития детей, их знаний и умений, приобретенных в  процессе обучения на занятиях, а также  интереса к различным видам математической деятельности.

Необходимо продумать  сочетание материала, последовательность его использования. Вначале проводится разминка. Это умственная гимнастика, цель которой – "собрать" внимание детей, настроить их на решение познавательных задач. В качестве разминки хорошо предложить несложные задачи, загадки, логические упражнения.

В ходе конкурса рекомендуется  использовать различные варианты доступного детям занимательного математического  материала, предусматривается смена  умственной и двигательной активности, коллективного и индивидуального  выполнения заданий. Необходимо чередовать работу с использованием наглядных  пособий и без них, а также  включать различные виды детской  активности. Трудный материал сменяется  более легким; при этом самый легкий, интересный, успокаивающий дается в  конце конкурса.

Музыкальное сопровождение  конкурса придает ему положительную  эмоциональную окраску, поднимает  настроение участников и болельщиков.

Дети особенно любят соревнования, конкурсы на определенную тему, связанную  одним сюжетом, например "Конкурс  продавцов", "Геометрический конкурс", "Догонялки" и др. Сохраняя тему, сюжет конкурса, воспитатель может  усложнять или упрощать задания  в зависимости от уровня развития детей, их знаний и умений.

О том или ином конкурсе воспитатель предупреждает детей  за два – три дня. Дети готовятся  к нему, помогают подобрать необходимые  пособия, атрибуты.

В начале конкурса, перед  разминкой или еще раньше, детей  делят на две команды. Если детей  в группе мало, можно не делить их на команды, а проводить соревнование между всеми детьми группы, оценивая лучшие ответы, например, звездочками  или флажками.

Команды выбирают названия и капитанов. Если сами дети затрудняются, названия может предложить воспитатель. Хорошо, когда название команды связано  с темой и содержанием конкурса. Так, в конкурсе детей, способных  к математике, "Ну-ка, звездочка, зажгись!" команды могут называться "Звездочки" и "Всезнайки"; в конкурсе "Поможем  Незнайке и Почемучке сохранить  дружбу" – "Добрые ребята" и "Смелые ребята"; в "Геометрическом конкурсе" – "Шарики" и "Кубики" и т.п.

Конкурс ведет воспитатель. Он оценивает ответы детей, выполненные  ими задания, мотивирует свои оценки. В ходе конкурса воспитатель использует косвенные приемы руководства: напоминание, совет, разъяснение, предложение, уточнение  ответов. Уместны будут наводящие  и подсказывающие вопросы. Важно, чтобы  все дети поняли сущность заданий, а  также допустимые способы решения.

В конце конкурса подсчитывается количество звездочек, флажков, конфет или других призов, полученных за выполнение заданий. Определяется команда-победитель или дети-победители, которые награждаются сувенирами, значками. Памятные подарки  получают и проигравшие участники  конкурса. Команду-победительницу дети приветствуют аплодисментами.

Конкурсы можно проводить  в групповой комнате или в  зале, оформленном математическим материалом.

В ходе конкурса воспитатель  следит за состоянием детей, их настроением, желанием продолжать соревнование. В  зависимости от этого оно может  быть продлено или сокращено. Важно, чтобы дети ждали математических конкурсов, с удовольствием принимали  участие.

Цель конкурса для воспитателя  – проверить свои профессиональные знания и умения. Их можно провести как в детском саду, так и  в педучилище – как разновидность  практических занятий.

Заключение

Детский сад, как нам известно, является промежуточным этапом между  младенчеством и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку  ребенок должен отправиться в  школу, имея за плечами приличный  багаж знаний и жизненных навыков. Элементарные математические представления  даются детям в детском саду. Но нынешние малыши, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически  невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что  же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая  привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: "Сидите тихо!", "Слушайте внимательно!" отпугнут кого угодно. Тогда выход один –  ИГРА!

К счастью, цифры с удовольствием  вписываются в игровое действие. Первое, что мы должны сделать –  это заинтересовать детей. А уж если интерес появился, то появится и  желание более тесно познакомиться  с математикой. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится  большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно это касается математического счета, где без  наглядности не обойтись.

Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала  природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают  в игре. Только в игре ребенок  радостно и легко, как цветок под  солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Без учебного процесса на занятие  математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его  веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – ТВОРЧЕСТВО!

Библиографический список

1.Новикова В.П. Математика  в детском саду. 5-6 лет: Конспекты  занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2.Новикова В.П. Математика  в детском саду. 6-7 лет: Конспекты  занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3.Дурова Н.В., Новикова  В.П. Развивающие упражнения для  подготовки детей к школе.- М.: Школьная Пресса, 2009.

4.Новикова В.П., Тихонова  Л.И. Геометрическая мозаика в  интегрированных занятиях. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.

5.Дурова Н.В., Новикова  В.П. Ступеньки к познанию: пособие  для занятий родителей с детьми 5-6 лет. – М.: Детство – пресс, 2003.

6.Новикова В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические  занятия: для детей 5-7 лет. –  М.: Карапуз, 2003.

7.Канашевич.Т. Математика. Пространственные отношения. –  М.: Современная школа, 2008.

8.Помораева И.А.,Позина  В.А. Занятия по формированию  элементарных математических представлений  в старшей группе детского  сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

9.Фалькович Т.А., Барылкина  Л.П. Формирование математических  представлений. – М.: ВАКО, 2009.

10. Программа воспитания  и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.  Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика  – Синтез, 2009.

11. Антонова А.В., Арапова-Пискарева  Н.А., Веракса Н.Е. Воспитание и  обучение детей в старшей группе  детского сада: Программа и методические  рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.


Информация о работе Формирование элементарных математических представлений у дошкольников