Математическое развитие детей по методике Ф.Н. Блехер

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Цель: Выявить специфику математического развития по методике Ф.Н. Блехер.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть жизнь и педагогическую деятельность Ф.Н. Блехер.
3. Изучить особенности математического развития детей по методике Ф.Н. Блехер.
Метод исследования: теоретический анализ литературы по проблеме математическое развитие детей по методике Ф.Н. Блехер.

Работа содержит 1 файл

БЛЕХЕР.doc 2.docx

— 34.72 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Тема  данной работы «Математическое развитие детей по методике Ф.Н. Блехер» особо актуальна на сегодняшний день, в связи с тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

     Детские сады и подготовительные классы учитывают  этот интерес и пытаются расширить  знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий  и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.

     Концепция по дошкольному образованию, ориентиры  и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательном развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас  заинтересовала проблема: Какой научно–методический  вклад внесла Ф.Н.Блехер в развитие методики формирования математических представлений у детей дошкольного  возраста.

     В годы Советской власти методические пособия, руководства, программа, методика обучения детей дошкольного возраста разрабатывались именно Ф.Н. Блехер.

     Ее  определена достаточно разнообразная  программа развития у детей числовых представлений, знаний о величинах  и измерении, форме, пространстве и  времени.

     Широкое развитие сети детских садов в  первые годы Советской власти потребовало  разработки принципиально новой  системы общественного дошкольного  воспитания. Советская дошкольная педагогика развивалась в борьбе с различными буржуазными истомами и теориями: теорией свободного воспитания, саморазвитии, методом проектов и др.

     Влияние этих идей не могло не сказаться  на результатах деятельности педагогов, разрабатывающих методические руководства  и программы первоначального  математического развития детей  до школы.

     В связи с этим целью нашей работы являлось теоретическое рассмотрение научно-методического вклада Ф.Н. Блехер в развитие методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

     Цель: Выявить специфику математического  развития по методике Ф.Н. Блехер.

     Задачи  исследования:

     1. Рассмотреть жизнь и педагогическую  деятельность Ф.Н. Блехер.

     3. Изучить особенности математического развития детей по методике Ф.Н. Блехер.

     Метод исследования: теоретический анализ литературы по проблеме математическое развитие детей по методике Ф.Н. Блехер.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Математическое развитие детей по методике Ф.Н. Блехер 

     Разработка вопросов методики формирования математических представлений была предпринята педагогом Ф. Н. Блехер. Основные мысли о содержании и методах обучения изложены в книге «Математика в детском саду и нулевой группе» (1934), которая стала первым учебным пособием и программой по математике для советского детского сада.

     В ее работах счет рассматривается  с позиций филои онтогенетического  развития, хотя сама автор не говорит  об этом, определяя роль счета в  истории развития человечества. Ф.Н. Блехер является автором дидактических  игр и игровых занимательных  упражнений, причем в работе над  дидактическими играми она широко использовала русское народное творчество. Критически проанализировав идей классиков  педагогики, и прежде всего работы Е.И. Тихеевой и Ю.И. Фаусек, Ф.Н. Блехер отдавала предпочтение всемерному содействию саморазвитию детей, а не активному  вмешательству в их развитие.

     Блехер  Ф.Н. разработала классификацию дидактических игр, в том числе и математических, игр. Она разделила их на игры с материалами и игры без материалов, или словесные игры. Игры с материалами, в свою очередь, подразделялись на игры с дидактическими материалами (дидактические игрушки, настольные игры и другие дидактические материалы) и игры с различными игрушками и предметами (объекты природы и предметы обихода). К дидактическим играм с материалами Ф.Н. Блехер, например, относила драматизацию сказок и стихов-считалок с использованием соответствующих игрушек. Нам приятно сообщить, что все предлагаемые Ф. Н. Блехер сказки, стихотворения, игры активно использовались нами в многолетней практической и экспериментальной работе [2].

     Блехер  Ф.Н. отмечает, что дидактические игры с разнообразными (недидактическими) игрушками и предметами ценны тем, что ребенок воспринимает предмет со всеми присущими ему признаками, а также применяет знания, полученные в жизненных ситуациях. Этот подход находит отражение и в современных программах дошкольного воспитания и образования, несмотря на то что классификации дидактических игр после Ф.Н. Блехер претерпели некоторые изменения [2].

     Блехер  Ф.Н. призывала относиться с известной долей избирательности к использованию словесных игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время как старший дошкольный возраст детей требует широкого их применения в процессе математического развития. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что методические подходы к подбору дидактических игр во многом заимствованы Ф.Н. Блехер из работ Г. Фолькельта, М. Монтессори, Ю.И. Фаусек. Тем не менее труды Ф.Н. Блехер, особенно разработанные ею игры, не потеряли своего значения и на современном этапе предматематической подготовки детей. Ф.Н. Блехер, недооценивала значения поэлементного пересчитывания совокупностей и в целом счетной деятельности в математическом развитии детей. Считая, что уровень математического развития ребенка зависит лишь от уровня самостоятельно полученных им знаний, она не давала никаких рекомендаций по организации целенаправленного обучения детей счету. Труды Ф.Н. Блехер имели положительное влияние на развитие методики обучения детей счетным действиям [5].

     В программе обучения детей счету, разработанной Ф.Н. Блехер, пользовались данные зарубежных психологов о времени и сроках восприятия ребенком разных чисел и предлагалось научить детей 3–4–летнего возраста различать и выделять понятия «много» и «один», формировать у них представление о числах 1, 2, 3 на основе восприятия соответствующих совокупностей и определения их словом – числительным. В среднем дошкольном возрасте (5–6 г) – определять количественные характеристики предметов в пределах 10. На основе счета сравнивать числа, пользоваться порядковым счетом. В старшей группе (6–7 лет) – знать состав чисел, цифры, практически составлять числа из меньших групп, производить действия сложения и вычитания, освоить второй десяток, решать простые арифметические задачи, близкие по содержанию, жизненному опыту детей [5].

     Согласно  содержанию обучения, разработанного Ф.Н. Блехер, детей вводили в мир пространственных, временных отношений предметов и явлений окружающего мира. В играх они усваивали приемы сравнения предметов по размерам, знакомились с геометрическими фигурами, пространственными направлениями, способами оценки временной длительности.

     Для реализации поставленных задач Ф.Н. Блехер рекомендовала использовать два сюжета: формировать у детей количественные представления попутно, используя все многочисленные поводы, возникающие в жизни, и проводить специальные игры и занятия. По ее мнению, дети должны активно участвовать в практических жизненных ситуациях (например, выяснять, сколько кроваток потребуется только что купленным куклам, определять самостоятельно, путем подсчета по календарю, количество дней до праздника), выполнять поручения взрослых. В играх, на занятиях, действуя с наглядным материалом, упражняться в образовании групп предметов, сравнивать, отсчитывать, составлять числа из меньших, находить цифры, показывающие то или иное количество, и т. д. Обучение на занятиях понималось ею своеобразно [5].

     Блехер  Ф.Н. считает, что формировать у детей количественные представления следует как на основе счета, так и в процессе восприятия групп предметов. Разработанная ею методика обучения во многом отражала идеи монографического метода: идти в обучении от числа к числу, строить обучение на целостном восприятии групп предметов, рассматривать запоминание случаев состава чисел как подготовку к простейшим арифметическим действиям, использовать числовые фигуры и т. д. [5].

     Блехер  Ф.Н. считает счет средством не только умственного, но и всестороннего развития детей. Счет включался ею в процесс последовательного присоединения предметов (создания групп). Процесс создания групп идет путем присоединения единицы: группа из двух предметов образуется, когда к одному предмету присоединяется другой, и, присоединив к двум еще один, получаем группу из трех предметов и т. д. Все эти действия проделывает сам ребенок. Таким образом, Ф.Н. Блехер считает, что в основе формирования количественных представлений лежат практические активные действия детей с предметами и счет. Счет вводился начиная со средней дошкольной группы. В младшей же группе основное внимание уделялось восприятию групп в количестве двух-трех предметов [2].

     Блехер  Ф.Н. указывает, что учить детей считать легче и удобнее при условии линейного расположения предметов. Это ведет к усвоению порядка расположения чисел, познанию отношений между ними и в дальнейшем к операции над числами. Большое значение она придавала и числовым фигурам, дающим возможность обозревать группу в целом, видеть, из каких меньших групп она состоит [2].

     Блехер  Ф.Н. предложила общие пути работы по формированию математических представлений. Она выделила два основных пути в  работе с детьми:

     1. Использование всех многочисленных  поводов, которые в изобилии  доставляет повседневная жизнь  детей в коллективе и различные  виды детской деятельности.

     2. Путь, тесно связанный с первым  – игры и занятия со специальным  заданием по счёту [2].

     Если  в первом случае усвоение счёта происходит попутно, то во втором – работа по счёту  носит самостоятельный характер. В работе с детьми указанные пути перекрещиваются и применяются  в каждой возрастной группе детского сада.

     Согласно Ф.Н. Блехер писала, отрыв ной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц – наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, Ф.Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки [3].

     При создании модели календаря как наглядного пособия можно использовать рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9X6 см надо закрепить так, чтобы их можно было легко снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок должен иметь цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, надо каждый ли сток календаря отметить полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет. Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели по цвету, полоски на листке календаря дети смогут определить («прочитать») название каждого дня недели. Обратная сторона листка должна оставаться чистой. Календарь на маленькой планке повесить на стене [5].

     Для съемных листков календаря надо изготовить коробку с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда каждый день дети будут складывать последовательно снятые листки — дни не дели, по 7 листков в каждое отделение нижнего ряда.

     7 листков – 7 дней недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца необходимо подсчитать количество недель, а воспитатель считает и количество дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, сложить стопкой, можно на писать название прошедшего месяца и положить в пер вое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так, посте пенно будут заполняться 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнятся и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах ко робки будут показывать порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и недель. По окончании года, уже в подготовительной группе, подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следования [5].

     Такое пособие может служить моделью календарного года, с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами должны сни мать листки с календаря и складывать из дней неделю, из недель месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывают год. В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам определить, сколько еще осталось до его окончания.

     Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Информация о работе Математическое развитие детей по методике Ф.Н. Блехер