Математическое развитие детей по методике Ф.Н. Блехер

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Цель: Выявить специфику математического развития по методике Ф.Н. Блехер.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть жизнь и педагогическую деятельность Ф.Н. Блехер.
3. Изучить особенности математического развития детей по методике Ф.Н. Блехер.
Метод исследования: теоретический анализ литературы по проблеме математическое развитие детей по методике Ф.Н. Блехер.

Работа содержит 1 файл

БЛЕХЕР.doc 2.docx

— 34.72 Кб (Скачать)

     Необходимо провести четыре занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщаются необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем, Этого бывает достаточно для обучения навыку пользования календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний происходит в самостоятельной работе детей с моделью календаря [5].

     Блехер  Ф.Н. разработала основной дидактический  материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп [2].

     Согласно  Ф. Н. Блехер дидактические игры, игровые  занимательные упражнения – это  основной путь математического развития детей [2].

     Таким образом, Ф.Н. Блехер разработала не только содержание обучения математическим знаниям детей дошкольного возраста, но и некоторые методы, преимущественно игровые. Созданные ею игры по нынешний день используются в дошкольных учреждениях для формирования и закрепления математических представлений и развития умственных способностей детей. Как отмечает Ф.Н. Блехер, дидактические игры, хотя и являются одним из важных приемов обучения, все же не могут заменить другие его формы и методы. В начале XX в. монографический метод, получивший широкое распространение в детских садах, был некритично воспринят дошкольными работниками. Вплоть до 50–х годов формирование числовых представлений у детей осуществлялось именно по этому методу. Методические разработки того времени содержали в себе некоторые идеи монографического метода. В большей мере они нашли отражение в работах Ф.Н. Блехер, послужили основой дальнейшей разработки и совершенствования психолого–педагогических методов первоначального формирования математических представлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, Ф.Н. Блехер разработала не только содержание обучения математическим знаниям детей дошкольного возраста, но и некоторые методы, преимущественно  игровые. Созданные ею игры по нынешний день используются в дошкольных учреждениях  для формирования и закрепления  математических представлений и  развития умственных способностей детей.

     Блехер  Ф.Н. разработала основной дидактический  материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.

     Блехер  Ф.Н. считает счет средством не только умственного, но и всестороннего  развития детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 

     1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы: Число, величина, форма, пространство и время / Ф.Н. Блехер. – М.: Учпедгиз, 1980.– 223с.

     2. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе / Ф.Н. Блехер.– М.: Просвещение, 1980. – 224с.

     3. Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе / Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 1991. – 156с.

     4. Сычева, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Г.Е. Сычева. – М.: Книголюб, 2007. – 226с.

     5. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Владос, 1999.– 314с.

     6 Формирования элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 398с.

     7 Усова, А.П. Обучение в детском саду / под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 2001.– 400с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Конспект  занятий по математике

     Занятие 1. «Легкий – тяжелый»

     Игра-сказка «Фрукты и овощи» 

     Цель: Формирование барического чувства  и представлений о массе, обучение измерению массы предмета.

     Наглядный материал: картинки с изображением овощей, овощи натуральны либо из дерева или пластмассы разной массы

     Воспитатель рассказывает:

     – Решил однажды помидор собрать  войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь  в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться  такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».

     – Как вы думаете, дети, какие овощи  откликнулись на его призыв?

     Дети  называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в  этих словах есть звуки р, п, как в  слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает  на стенде поближе к помидору.

     Проводит  помидор различные тренировки с  горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по–вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько  же частей, сколько и в моём».

     – Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?

     Сообща  выясняется, сколько частей в слове  помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону  помидора.

     – Но ещё больше опечалились лук  и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

     – Как помочь им. Ребята? Какое новое  условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли  в его войско?

     Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы  они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в  названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать  и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

     – Все овощи стали воинами, и  огорчений больше не было! – заключает  воспитатель

     Детям предлагается на весах взвесить все  предметы, а затем с помощью  рук определить какой предмет  тяжелее какой легче. 
 

     Занятие 2. «Тяжелее–легче»

      Дидактическая игра «Грибная полянка» 

     Цель. Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. Формирование игрового замысла. Развитие барического чувства и представлений о массе

     Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба–лесовика.

     Эту игру можно проводить после занятия  по конструированию, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.

     Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах: победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

     Ход.

     Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за грибами. Пойдем? (Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса.) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту описать словами.

     Пока  дети думают, воспитатель или его  помощник могут переодеться в  костюм Гриба-лесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут высказывать свои впечатления воспитателю. Вдруг появляется Гриб–лесовик.

     Гриб–лесовик  «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Ответы) «Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится?» (Дети высказываются, стараются употреблять как можно больше образных выражений?) Почему вы пришли в лес с корзинками? (Потому что мы пришли собирать грибы) А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы) Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные) А которые нельзя есть? (Несъедобные) Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы) Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб–лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена). Давайте на весах взвесим какие грибы тяжелее съедобные или несъедобные? Какие тяжелее? (ответ детей) Правильно.

     – А теперь разложите съедобные  грибы от самого тяжелого до самого легкого. Разложите несъедобные  грибы от самого легкого до самого тяжелого?

     – Какой гриб тяжелее всех? А какой  легче? (Ответы).

     На  картине выставлены не только съедобные  грибы, но и несъедобные, дети «собирают  грибы» в свои «корзинки». В конце  игры Гриб–лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился  с заданием.

Информация о работе Математическое развитие детей по методике Ф.Н. Блехер