Плюсы и минусы рейтинговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 20:27, статья

Описание работы

Проблемы качества образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями РФ (и в первую очередь высшей школой) в последние годы приобретают все большую актуальность.
Это связано с обеспечением востребованности подготовленных специалистов на современном рынке труда и усилением конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг.

Работа содержит 1 файл

математика.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

«ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» МОДУЛЬНО - РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ 

  О. С. Кузина

  Гр. 08ТП1 Пензенской  государственной  технологической  академии

Научный руководитель – старший  преподаватель кафедры  математики Т. П. Видманова

           Проблемы качества образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями РФ (и в первую очередь высшей школой) в последние годы приобретают все большую актуальность.

       Это связано с обеспечением  востребованности подготовленных  специалистов на современном рынке труда и усилением конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг.

     Достижение  эффективности системы обеспечения  качества и управления качеством  подготовки специалистов с высшим образованием невозможно без комплексного, объективного и систематического оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. Таким образом, каждое образовательное учреждение должно обладать системой, позволяющей доказательно продемонстрировать высокий уровень компетенций подготовленных специалистов.

     Классическая  система университетской подготовки, когда преподаватель транслирует студентам определенный объем знаний и принимает экзамены – уходит в прошлое. На смену ей приходят новые технологии обучения, ориентированные на активизацию внеаудиторной, самостоятельной работы студентов. При этом экзамен не является доминирующим в определении итоговой оценки по дисциплине, главный акцент должен быть перенесен на успеваемость студентов в течение семестра.

     Перспективной представляется система обучения, которая  обеспечит ритмичную и качественную работу как студентов, так и преподавателей, позволит дать более точную и объективную оценку знаний студентов, ранжирует студентов по уровню знаний, повысит эффективность работы преподавателей. Этим требованиям удовлетворяет модульно-рейтинговая система, по которой  работают все факультеты Пензенской государственной технологической академии.

     Специфика данной системы заключается в  том, что:

     а) организация учебного процесса осуществляется на основе:

  • структурирования учебных дисциплин по модульному принципу с выделением факторов качества освоения учебного материала;
  • введения в учебный процесс эффекта «заработной платы», выраженной в рейтинговых баллах;
  • выделения важности общепрофессиональных и специальных технических дисциплин с сохранением статуса и значимости освоения учебного материала по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам;

     б) аттестация освоения учебного материала  по отдельным дисциплинам осуществляется в соответствии с требованиями к  выпускнику по определенной технической  специальности с учетом:

  • весомости модулей дисциплин;
  • весомости факторов модулей;
  • установленной преподавателем шкалы оценивания;
  • понятийных и программных правил игры;
  • экспертной квалиметрии при своде рейтингов студентов;

     в) нормативно-методическое обеспечение  процедур системы модульно-рейтинговой  технологии в учебном процессе в соответствии с требованиями к системе менеджмента качества технического вуза заключается:

  • в разработке стандарта и регламента вуза, содержащих требования к организации учебного процесса на основе модульно-рейтинговой технологии;
  • в разработке методических рекомендаций по выполнению требований стандартов и регламентов, используемых в вузе. [1, c.365]

         После систематизации результатов рейтингового оценивания студентов проводится анализ качества подготовки специалистов по следующим возможным критериям:

         общий уровень качества обученности студентов  различных специальностей;

         качество  освоения материала по отдельным  дисциплинам студентами различных  специальностей и групп;

         качество  выполнения отдельных видов работ  в рамках одной дисциплины и в междисциплинарном срезе и т.п.

         На  основе проведенного анализа готовятся  соответствующие сводные отчеты, последним разделом которых является раздел «Мероприятия по совершенствованию образовательной деятельности».  [1, c.368]

     К минусам данной системы можно  отнести то, что с увеличением  степени контроля неизбежно получается так, что перераспределение аудиторного  времени смещается с процесса получения знаний в сторону контроля, т. е. больше проверяем, но меньше учим. Если преподаватель старается передать необходимые навыки студентам, научить их определенным правилам работы в рамках высшей школы (что существенно для первокурсников), а не формально провести свои аудиторные часы, то это возможно только за счет дополнительных консультаций, которые требуют времени не меньшего, а часто и большего, чем имеющаяся аудиторная нагрузка. Это, конечно, отражает общий дефицит аудиторного времени, отмечаемый и раньше, но теперь эта проблема встала более остро. Особенно это ощутимо для базовых точных наук: физики и математики. Для того, чтобы действительно научить чему-то человека, нужна некоторая свобода по времени. Есть и еще один минус – чем мельче дробится время на семестры, модули и т. д., тем сложнее разрешать проблемы с компенсацией пропущенных занятий: праздники, болезнь (как преподавателей, так и студентов), необходимые массовые мероприятия (медицинский осмотр I курса и т. п.). В пределах большого временного промежутка легче принять гибкое решение: перенести занятие, отработать его.  

     Однако, опыт вузов  России свидетельствует, что «плюсов» в модульно-рейтинговой системе больше, чем «минусов», поскольку она охватывает все виды и формы учебной деятельности, возможные в высшей технической школе, учитывает возможности всех факторов качества освоения учебного материала и максимально унифицирована (возможна для применения при изучении любых дисциплин), удобна для автоматизации в масштабах вуза.

       Что дает модульно-рейтинговая  система студентам?

  • снижает загруженность в период сессии и перед сессией;
  • дает возможность получить оценку «отлично» без сдачи экзамена;
  • исключает элемент субъективизма при выставлении итоговой оценки;
  • индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

     Преподавателям  модульно-рейтинговая система позволяет:

  • активизировать систематическую внеаудиторную самостоятельную работу студентов;
  • повысить мотивацию обучения;
  • накопить объективные положительные результаты оценки знаний студентов за весь курс обучения.

     Данная система «работает» только при определенных условиях, выполнение которых является обязательным. Во-первых, гласность, прозрачность результатов оценки (графики изучения дисциплин, критерии оценки знаний должны быть известны студентам начиная с первых дней текущего семестра). Во-вторых, стимулирование качественной и ритмичной работы студентов (поощрения, льготы, дополнительные возможности и др.). В-третьих, использование разнообразных форм самостоятельной работы и контроля знаний. [2]

     Возможно, что не все эти требования были выполнены на первых порах внедрения системы, Но все же большинство студентов и преподавателей считает, что рейтинг нужен обеим сторонам:

  • студенту, потому что с его помощью создается механизм ритмичной и продуктивной учебной работы;
  • преподавателю, потому что запущенный «конвейер» заставляет его постоянно совершенствовать содержание дисциплины, искать адекватные педагогические технологии. В итоге и тот и другой работают в атмосфере успеха, что является лучшим условием создания высокой мотивации и к учению, и к обучению. И то и другое гарантирует оптимальный результат.
 

Литература

  1. Гуськова Т. В. Квалиметрическая модель модульно-рейтинговой технологии организации учебного процесса и контроля качества знаний, умений и навыков студентов в техническом вузе. СПб., 2008.
  2. Сайт Международного финансово-экономического института-http://mfei.com.ua/-

Информация о работе Плюсы и минусы рейтинговой системы