Познавательные возможности использования числовых данных на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 13:21, доклад

Описание работы

Динамика развития нашей жизни требует от каждого члена общества широкой эрудиции, знаний. В наше время эта проблема является особенно актуальной, т.к обществу нужны высоко-эрудированные специалисты. Начинать решение этих задач, требуется уже в начальных классах, на всех уроках.

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 48.50 Кб (Скачать)
 

Доклад  по теме «Познавательные возможности  использования числовых данных на уроках математики». 
 
 

     Динамика  развития нашей жизни требует  от каждого члена общества широкой  эрудиции, знаний. В наше время эта  проблема является особенно актуальной, т.к обществу нужны высоко-эрудированные специалисты. Начинать решение этих задач, требуется уже в начальных классах, на всех уроках.

     На  уроках математики полезно увязывать  математические данные с носителями реальностей, которые легко воспринимаются детьми и имеют для них познавательный интерес. Тем более, что дети воспринимают окружающий мир целостно. Организовать такую работу можно следующим образом:    1)  На доске запись: 

                                               Март-2

                                               Апрель-14

                                               Май-21

     Проводится  беседа «Пришла весна».

     -Какое  сейчас время года?

     -Какие  весенние месяцы вы знаете?

     -А  кто прилетает к нам весной?

     -Какие  птицы прилетают к нам первыми?  (Первыми прилетают грачи.)

     -А  кто прилетает после грачей?  (Скворцы).

     -Чтобы  узнать в каком месяце прилетают  скворцы, вам нужно решить                       примеры, которые записаны на  доске. Один из ответов совпадет  с номером месяца, который нам  нужен… 

                                              15-7;    2+9;     11-9;

     - Так в каком месяце прилетают  скворцы? (скворцы прилетают в  марте).

     - Скажите, а где живут скворцы?  (скворцы живут в скворечниках).

     -Что  такое скворечник?  (Деревянный  домик).

     Учитель вешает на доску карточки со словами  «скворец», «скворечник»

     - Скворцы прилетели, а их домики  закрыты и на дверях висят  замочки, которые повесили воробьи,  прозимовавшие в них. Поможем,  ребята выселить воробьев? Для  этого нужно открыть замочки,  правильно подобрав ключик, так  чтобы числа на ключе совпали с ответами примеров на замочке. Если хотя бы один ответ не совпадет, значит, ваш ключ не подходит.

     Из  данного фрагмента просматривается  то, что на уроке математики осуществляется межпредметная связь с природоведением  и русским языком, т.е информация воспринимается целостно. Можно использовать также следующий вид работы:

                 2) Учитель предлагает учащимся  в форме математического диктанта  заполнить таблицу, диктуя значение  величин, обозначающих сроки жизни,  скорости передвижения и массы  животных. 

животное Срок жизни Скорость передвижения км/ч Масса (кг) Животное Срок жизни Скорость передвижения км/ч Масса (кг)
лось 20 лет 72 825 уж 20 лет 3 1
верблюд 30 лет 27 700 стрекоза 3 мес. 80 320
жираф 36 лет 51 1800 дельфин 25 лет 32 136
акула 50 лет 67 500 гепард 19 лет 95 65
медведь 47 лет 48 450 черепаха 150 лет 400 м/ч 400
кит 70 лет 110 37000 лошадь 65 лет 65 1000
олень 25 лет 72 380 лев 30 лет 80 320
 
 

     После заполнения таблицы детям предлагаются следующие вопросы:

     Кто из представленных в таблице представителей животного мира:

    1. имеет самую большую массу? Самую большую скорость? Дольше всех живет?
    2. имеет самую маленькую массу? Самую маленькую скорость? Меньше всех живет?
    3. имеют одинаковые сроки жизни? Одинаковые скорости передвижения?
    4. имеют скорости выражающиеся: а) тремя друг за другом следующими числами; б) двумя друг за другом следующими числами?
    5. имеют скорости выражающиеся: неравными числами, но записанными одними и теми же цифрами? Двузначным числом, записанным двумя одинаковыми цифрами?
    6. имеет массу, выраженную круглыми сотнями? Круглыми десятками? Однозначным числом? Четырехзначным числом?
    7. Имеют сроки жизни, равные суммам чисел 20 и 15, 17 и 30, 15 и 15, 20 и 5;
    8. Имеют массу: равную массам оленя и льва? Выраженную числом из 1 сот. 3 дес. И 6 ед.?
    9. Имеет массу на 100 кг большую, чем масса черепахи?

                                               

     В дальнейшем обучении данные этих таблиц можно использовать для составления  текстовых задач с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Какова  общая масса?» и др.

     Наибольшее раскрытие познавательных возможностей использования числовых данных предоставляется при обучении решению текстовых задач.  Навыки различных вычислений необходимы детям не только на уроках математики, но и на других предметах, что способствует пониманию целостности мира. Особенно четко просматривается взаимосвязь между математикой и природоведением. Сама специфика этих дисциплин помогает представить мир как единое целое- применение математических вычислений на уроках природоведения и использование природных явлений в качестве сюжета для задач. Например:  1) Ворон живет около 75 лет, слон- на 5 лет меньше, а щука на 5 лет меньше, чем слон. Сколько лет живет щука?

                                                  2) Каждый океан содержит в себе  несколько морей. Подсчитайте, сколько всего морей содержат все океаны Земли, если: в Тихом океане 9 морей, в Атлантическом- 6 морей, в Индийском- 5 морей и в Северном Ледовитом-10 морей.

     Подобные  задачи очень важны и для расширения детского кругозора. Введенный в урок дополнительный материал не предназначен для обязательного запоминания его всеми учениками. Для одних он будет просто текстом задачи, а для других- еще и источником новых знаний. Опыт показывает, что такие задачи нравятся детям, а запоминание новой информации зависит от интереса конкретного ученика. Для сильного ученика решение задачи приобретает смысл познания и закрепления математических навыков уже не являясь работой. Интересный сюжет задачи стимулирует слабого ученика применять математические навыки для получения результата.

     Такие виды задач могут составляться, как  самим учителем так и детьми, на основании их интереса. В одной  из школ была проведена такая работа, где дети сами составляли подобные задачи. Например: дети интересующиеся животными составляли такие задачи: «масса фазана 2 кг, а глухаря- на 4 кг больше. Какова масса глухаря?», а дети интересующиеся техникой, такие: «Первый в мире мотоцикл развивал скорость до 12 км/ч, а первый отечественный мотоцикл- на 58 км/ч больше. Определите скорость отечественного мотоцикла»

     Таким образом, с помощью всех этих методов, которые позволяют максимально  приблизить изучение программного материала  к жизни, можно сделать процесс  обучения более эмоциональным и интересным. Использование числового материала из жизни дает много возможностей для обучения, а главное- это способность такой работы пробудить интерес к новому, к желанию познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше, а может быть, и легче усваивать материал. 

Информация о работе Познавательные возможности использования числовых данных на уроках математики