Преподавание математики с применением ИКТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:45, статья

Описание работы

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Работа содержит 1 файл

Преподавание математики с применением ИКТ.docx

— 54.47 Кб (Скачать)

   
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподавание  математики с применением ИКТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учитель математики МОУ

 «СОШ  № 27 с углубленным изучением

 отдельных  предметов»

Разинкина Наталья Владимировна  
 
 
 
 

       Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках математики позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.(2 слайд) 

         Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

1. Достижение  социальной компетентности обучающихся. 

2. Гарантия прав  граждан на качественное образование. 

3. Формирование  ключевых (базовых) компетенций. 

4. Обеспечение  компьютерной грамотности. (3 слайд) 

          Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.

         Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

          В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

1. Коммуникативных  – умение вступать в диалог  с целью быть понятым.

2. Информационных  – владение информационными технологиями.

3. Автономизационные  – способность к самоопределению  и самообразованию. 

         Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

         Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводиться информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.

          За последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Как следствие – изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества.

         Особую актуальность использования ИКТ на уроках математики приобретает при организации учебного процесса в препрофильных и профильных классах. Традиционно в школе применяются в основном урочная и лекционно-семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И во многом учебный процесс и даже усвоение учебного материала зависят от профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравиться наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.

   Обычно традиционный урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. Дети «растут в любви и ласке». А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим, именно в этом и заключается  технология деятельностного подхода.

   Круг  методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью  компьютера, разнообразен. Компьютер  – универсальное средство, его  можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная  электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а  так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют  мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования  компьютера, которая может быть оценена  процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение  технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств  компьютера, как индивидуализация и  дифференциация учебного процесса при  сохранении его целостности; ведёт  к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта,  как  в мире знаний, так и в становлении  у ученика целостного качества быть Личностью.

    Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

   Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее  настроение, облегчает преодоление  трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или  иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей  к учебному предмету. Компьютер может  и должен рассматриваться как  могущественный рычаг умственного  развития ребёнка.

   Однако  не факт, что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы  непосредственно связать этот процесс  с совершенствованием содержания, методов  и организационных форм обучения и воспитания.(4 слайд) 

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного  материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть  увиденного и услышанного, 3/4 части  материала, если ученик активно участвует в процессе.

(5 слайд) 

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий (далее — ИКТ).

ИКТ, на мой взгляд, могут быть использованы для обучения математике в различных форматах :

— самостоятельное  обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

— самостоятельное  обучение с помощью учителя-консультанта;(6 слайд)

— частичная  замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

— использование  тренинговых (тренировочных) программ; (7 слайд)

— использование  диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;(8 слайд)

— использование  компьютера для вычислений, построения графиков;

— использование  программ, имитирующих опыты и  лабораторные работы;

— использование  игровых и занимательных программ;

— использование  информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

— графика и  мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами  на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют  детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом  чувств и коммуникативных связей головного мозга.

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. (9 слайд) 

     Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

     Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью современного образования. Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. Направление на информатизацию учебного процесса вызвано объективными факторами: внешними и внутренними. Внешние факторы обуславливаются процессами, которыми нельзя управлять изнутри системы образования. Они определяются развитием информационной индустрии, применением ИКТ в различных областях нашей жизни. Они требуют от выпускников высокой общеобразовательной и информационной культуры. Внутренние факторы определяются процессами, которые в значительной степени контролируются внутри системы образования. Они связаны с уровнем развития педагогической науки и инновационной практики, возможностями реагировать и откликаться на запросы общественной практики, применять новые инструменты работы с информацией.

Информация о работе Преподавание математики с применением ИКТ