Преподавание математики с применением ИКТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:45, статья

Описание работы

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Работа содержит 1 файл

Преподавание математики с применением ИКТ.docx

— 54.47 Кб (Скачать)

          Изменение программ, выпуск новых учебников, которые становятся обязательными, но не прошли периода адаптации в экспериментальных школах, которые насыщены сложнейшими теоретическими материалами, привели к тому, что нужно искать новые формы и методы работы с современными учениками.

         Первым опытом стало создание электронных уроков-лекций, которые дают возможность изучить тему самостоятельно на уроке или вовнеурочное время, если ребенок по каким-либо причинам не был в школе. Такие лекции должны обязательно включать определения, выводы формул, их практическое применение, задания для самостоятельного решения с необходимыми подсказками или комментариями. Текст должен быть легко читаемым и зрительно воспринимаемым. Желательно основные моменты выделять заранее оговоренным способом, чтобы в тетрадях учащиеся могли выполнить опорные конспекты, а не переписывать все подряд. Чтобы лекция была живой, необходимо включать по ходу интерактивные вставки - рубрику “Проверьте себя”, которая позволяет осуществить обратную связь.

       Использую ИКТ в варианте «проникающей технологии» (применение ИКТ по отдельным темам, для решения дидактических задач).

       Применение презентаций на уроке позволяет мне:

более качественно  реализовать принципы наглядности  и доступности при обучении,

эффективнее использовать время на уроке.

- создавать проблемные  ситуации на уроке, что активизирует  познавательную деятельность учащихся.

           Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. (10 слайд) 

Занятия детей  с компьютером включают четыре взаимосвязанных  компонента:

1. Активное познание детьми окружающего мира.

2. Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.

3. Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.

4. Активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми.

           Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

          Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. (11 слайд) 

            Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

При анализе  целесообразности использования компьютера в учебном процессе учитываю следующие  дидактические возможности компьютера:

    -расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

    -привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

    -развитие познавательных способностей учащихся;

    -интегрированное обучение предмету;

    -развитие мотивации у учащихся.

       Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

         Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия.

         В своей практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики .

         Также применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников.

         При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

         Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы.

       Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

      Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. (12 слайд) 

      Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая занимающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

      Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

      Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Преподавание математики с применением ИКТ