Схематическое моделирование при обучении решению задач на движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе, выдвигая гипотезу, что приемы графического моделирования влияют на скорость формирования умения решать задачи, я постараюсь сделать следующее:
Ш Рассмотреть известные, но мало применяемые на практике графические модели, включить их в практическую работу с детьми;
Ш Овладеть приемами диагностики уровня сформированности умения у детей младшего школьного возраста решать задачи на движение;
Ш Систематизировать приемы схематического моделирования, учитывая опыт учителей начальной школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ
НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 5
1.1. Арифметическая задача. Виды арифметических задач 5
1.2. Роль решения задач 7
1.3. Общие вопросы методики обучения решению простых задач 10
1.3.1. Подготовительная работа к решению задач 11
1.3.2. Классификация простых задач 12
ГЛАВА 2. Моделирование как средство
формирования умения решать задачи 16
2.1. Виды моделирования. Графическое моделирование
как основное средство 16
2.2. Обучение решению задач на движение с помощью
схематического моделирования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

1) подготовительную  работу к решению задач;

2) ознакомление с решением задач;

3) закрепление  умения решать задачи.

Рассмотрим подробнее  методику работы на каждой из названных  ступеней.

1.3.1. Подготовительная  работа к решению  задач

На  этой первой ступени  обучения решению  задач того или  другого вида должна быть создана у учащихся готовность к выбору арифметических действий при решении соответствующих задач: они должны усвоить знание тех связей, на основе которых выбираются арифметические действия, знание объектов и жизненных ситуаций, о которых говорится в задачах.

До решения  простых задач ученики усваивают  знание следующих связей:

1) Связи операций  над множествами с арифметическими  действиями, т. е. конкретный смысл  арифметических действий. Например, операция объединения непересекающихся  множеств связана с действием сложения: если имеем 4 да 2 флажка, то, чтобы узнать, сколько всего флажков, надо к 4 прибавить 2.

2) Связи отношений  «больше» и «меньше» (па несколько  единиц и в несколько раз)  с арифметическими действиями, т.  е. конкретный смысл выражений  «больше на . . . », «больше в … раз», «меньше на . . . », «меньше в . . . раз». Например, больше на 2, это столько же. и еще 2, значит, чтобы получить на 2 больше, чем 5), надо к 5 прибавить 2.

3) Связи между  компонентами и результатами  арифметических действий, т. е. правила нахождения одного из компонентов арифметических действий по известным результату и другому компоненту. Например, если известна сумма и одно из слагаемых, то другое слагаемое находится действием вычитания: из суммы вычитают известное слагаемое.

4) Связи между  данными величинами, находящимися  в прямо или обратно пропорциональной  зависимости, и соответствующими  арифметическими действиями. Например, если известны цена и количество, то можно найти стоимость действием  умножения.

Кроме того, при  ознакомлении с решением первых простых задач ученики должны усвоить понятия и термины, относящиеся к самой задаче и ее решению (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ на вопрос задачи).

1.3.2. Классификация простых  задач

Простые задачи можно разделить на группы в соответствии с теми арифметическими действиями, которыми они решаются.

Однако в методическом отношении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости  от тех понятий, которые формируются  при их решении. Можно выделить три такие группы. Охарактеризуем каждую из них.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий.

В этой группе пять задач:

1) Нахождение  суммы двух чисел. Девочка вымыла 3 глубокие тарелки и 2 мелкие. Сколько всего тарелок вымыла девочка?

2) Нахождение  остатка. Было 6 яблок. Два яблока  съели. Сколько осталось?

3) Нахождение  суммы одинаковых слагаемых (произведения).

В живом уголке жили кролики в трех клетках, по 2 кролика в каждой. Сколько всего кроликов в живом уголке?

4) Деление на  равные части. У двух мальчиков  было 8 конфет, у каждого поровну.  Сколько конфет было у каждого  мальчика?

5) Деление по  содержанию.

Каждая бригада  школьников посадила по 12 деревьев, а  всего они посадили 48 деревьев. Сколько бригад выполняли эту работу?

Ко  второй группе относятся простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. К ним относятся задачи на нахождение неизвестных компонентов.

1) Нахождение  первого слагаемого по известным  сумме и второму слагаемому.

Девочка вымыла несколько глубоких тарелок и 2 мелкие, а всего она вымыла 5 тарелок. Сколько  глубоких тарелок вымыла девочка?

2) Нахождение  второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.

Девочка вымыла 3 глубокие тарелки и несколько  мелких. Всего она вымыла 5 тарелок. Сколько мелких тарелок вымыла девочка?

3) Нахождение  уменьшаемого по известным вычитаемому  и разности. Дети сделали несколько  скворечников. Когда 2 скворечника они повесили на дерево, то у них осталось еще 4 скворечника. Сколько скворечников сделали дети?

4) Нахождение  вычитаемого по известным уменьшаемому  и разности.

Дети сделали 6 скворечников. Когда несколько  скворечников они повесили на дерево, у них еще осталось 4 скворечника. Сколько скворечников дети повесили на дерево?

5) Нахождение  первого множителя по известным  произведению и второму множителю.

Неизвестное число  умножили на 8 и получили 32. Найти  неизвестное число.

6) Нахождение  второго множителя по известным произведению и первому множителю.

9 умножили на  неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число.

7) Нахождение  делимого по известным делителю  и частному.

Неизвестное число  разделили на 9 и получили 4. Найти  неизвестное число.

8) Нахождение  делителя по известным делимому  и частному.

24 разделили  на неизвестное число и получили 6. Найти неизвестное число.

К третьей группе относятся задачи, при решении которых раскрываются понятия разности и кратного отношения. К ним относятся простые задачи, связанные с понятием разности (6 видов), и простые задачи, связанные с понятием кратного отношения (6 видов).

1) Разностное  сравнение чисел или нахождение  разности двух чисел (I вид).

Один дом построили  за 10 недель, а другой за 8 недель. На сколько недель больше затратили на строительство первого дома?

2) Разностное  сравнение чисел или нахождение  разности двух чисел (II вид).

Один дом построили  за 10 недель, а другой за 8. На сколько  недель меньше затратили на строительство  второго дома?

3) Увеличение  числа на несколько единиц (прямая  форма). Один дом построили за 8 недель, а на строительство второго  дома затратили на 2 недели больше. Сколько недель затратили на  строительство второго дома?

4) Увеличение  числа на несколько единиц (косвенная форма).

На строительство  одного дома затратили 8 недель, это  на 2 недели меньше, чем затрачено  на строительство второго дома. Сколько  недель затратили на строительство  второго дома?

5) Уменьшение  числа на несколько единиц (прямая  форма).

На строительство одного дома затратили 10 недель, а другой построили на 2 недели быстрее. Сколько недель строили второй дом?

6) Уменьшение  числа на несколько единиц (косвенная  форма).

На строительство  одного дома затратили 10 недель, это  на 2 недели больше, чем затрачено на строительство второго дома. Сколько недель строили второй дом?

Задачи, связанные  с понятием кратного отношения.(не приводя  примеры)

1) Кратное сравнение  чисел или нахождение кратного  отношения двух чисел (I вид). (Во  сколько раз боль-ше?)

2) Кратное сравнение чисел или нахождение кратного от-ношения двух чисел (II вид). (Во сколько раз мень-ше?)

3) Увеличение  числа в несколько раз (прямая  форма).

4) Увеличение  числа в несколько раз (косвенная  форма).

5) Уменьшение  числа в несколько раз (прямая  форма).

6) Уменьшение  числа в несколько раз (косвенная  форма).

Здесь названы  только основные виды простых задач. Однако они не исчерпывают всего  многообразия задач.

Порядок введения простых задач подчиняется содержанию программного материала. В I классе изучаются действия сложения и вычитания и в связи с этим рассматриваются простые задачи на сложение и вычитание. Во II классе в связи с изучением действий умножения и деления вводятся простые задачи, решаемые этими действиями.

ГЛАВА 2.

Моделирование как средство формирования

умения  решать задачи

2.1. Виды моделирования. 

Графическое моделирование как  основное средство

Глубина и значимость открытий, кото-рые делает младший  школьник, решая задачи, определяется характером осущест-вляемой  им деятельности и  мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мог выделить и освоить способ решения широкого класса задач, а не ограничи-вался нахождением ответа в данной, конкретной задаче, он должен овла-деть некоторыми теоретическими знания-ми о задаче и, прежде всего, о ее структуре.

Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев писал: «Актуально сознается  только то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта». Поэтому, чтобы структура задачи стала предметом анализа и изучения, необходимо отделить ее от всего несущественного и представить в таком виде, который обеспечивал бы необходимые действия. Сделать это мож-но путем особых знаково-символических средств -- моделей, однозначно отобра-жающих структуру задачи и достаточно простых для восприятия младшими школьниками.

В структуре любой  задачи выделяют:

1. Предметную область,  т. е. объекты,  о которых идет  речь в задаче.

2. Отношения, которые  связывают объекты  предметной области. 

3. Требование задачи.

Объекты задачи и отношения  между ними составляют условие задачи. Напри-мер, в задаче: «Лида  нарисовала 5 домиков, а Вова - на 4 домика больше. Сколько домиков  нарисовал Вова?» -- объектами являются:

1) количество  домиков, нарисованных Лидой (это известный объект в задаче);

2) количество  домиков, нарисованных Вовой (это  неизвестный объект в задаче  и согласно требованию искомый).

Связывает объекты  отношение «больше на».

Структуру задачи можно представить с помощью  различных моделей. Но преж-де, чем сделать это, уточним некоторые вопросы, связанные с классификацией моделей и терминологией.

Все модели принято  делить на схема-тизированные и знаковые.

В свою очередь, схематизированные модели бы-вают вещественными (они обеспечивают физическое действие с предметами) и графическими (они обеспечивают графи-ческое действие).

К графическим  моде-лям относят рисунок, условный рисунок, чертеж, схематический чертеж (или схему).

Знаковая модель задачи может выпол-няться как на естественном языке (т. е. имеет словесную форму), так и на математическом (т. е. используются сим-волы).

Например, знаковая модель рассматри-ваемой задачи, выполненная  на естест-венном языке,-- это общеизвестная  крат-кая запись:

Знаковая  модель данной задачи, вы-полненная на математическом языке, имеет вид выражения 5+4.

Уровень овладения моделированием определяет успех  решающего. Поэтому  обучение моделированию занимает особое и главное место в формировании умения решать задачи.

Лавриненко Т.А. предлагает следующие приемы предметного моделирования простых задач на сложение и вычитание: с дочислового периода начинать выполнять практические упражнения по всем видам задач, объясняя полученный результат и выборочно зарисовывать в тетради.

Положите три  красных кружка, а ниже положите 5 синих кружков. Сколько всего кружков вы положили?

 
  3 8  
  5    
       

Информация о работе Схематическое моделирование при обучении решению задач на движение