Теория вектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:13, реферат

Описание работы

Что же такое вектор? Как ни странно, ответ на этот вопрос представляет известные затруднения. Существуют различные подходы к определению понятия вектора; при этом даже если ограничиться лишь наиболее интересным здесь для нас элементарно-геометрическим подходом к понятию вектора, то и тогда будут иметься различные взгляды на это понятие. Разумеется, какое бы определение мы ни взяли, вектор – с элементарно-геометрической точки зрения - есть геометрический объект, характеризуемый направлением ( т.е. заданной с точностью до параллельности прямой и направлением на ней) и длиной. Однако такое определение является слишком общим, не вызывающим конкретных геометрических представлений. Согласно этому общему определению параллельный перенос можно считать вектором. И действительно, можно было бы принять такое определение: “Вектором называется всякий параллельный перенос”. Это определение логически безупречно, и на его основе может быть построена вся теория действий над векторами и развиты приложения этой теории. Однако это определение, несмотря на его полную конкретность , нас здесь также не может удовлетворить, так как представление о векторе как о геометрическом преобразовании кажется нам недостаточно наглядным и далеким от физических представлений о векторных величинах.

Содержание

1. Что такое вектор?
2. Сложение векторов.
3. Равенство векторов.
4. Скалярное произведение двух векторов и его свойства.
5. Свойства операций над векторами.
6. Доказательства и решение задач.

Работа содержит 1 файл

теория вектора.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

        Рассмотрим доказательство  некоторых теорем  с помощью векторов.

        Теорема 1.

        Диагонали ромба  взаимно перпендикулярны.

        Доказательство.

         Пусть АВСD – данный ромб (рис.7). Введем обозначения: АВ = а, ВС = в. Из определения ромба: АВ = DC = а, AD = ВС = в.

         По определению  суммы и разности  векторов АС = а + в; DВ = а – в.

         Рассмотрим АС * DВ = (а + в )( а – в) = а2в2 .

         Так как стороны  ромба равны, то  а = в. Следовательно, AC * DB =0. Из последнего получаем 

    Ч.т.д. 

           Рассмотрим теперь  решение задач  с помощью векторов.

        Задача 1.

         Даны два вектора  AB и CD,  причем А( -1; 2; 4), В ( -4; 5; 4), С( -1; -2; 2) и D(2; 1;5).

        Определить, перпендикулярны  они друг другу  или нет.

         Решение.

         Найдем сначала  координаты векторов. АВ = ( -3; 3; 0) и СD = (3; 3; 3).

         Вычислим теперь скалярное произведение этих векторов:

    АВ х СD = ( -3) х 3 + 3 х 3 + 0 х 3 = 0.

         Последнее и означает, что АВ        СD.

      

      Задача 2.

        Дан произвольный  треугольник АВС.  Доказать, что можно  построить треугольник,  стороны которого  равны и параллельны  медианам треугольника  АВС. 

    

       Решение.

        Обозначим медианы  треугольника АВС  через ВЕ, СF и обозначим векторы, идущие вдоль сторон треугольника АВС, через а, в, с:

     ВС = а, СА = в, АВ = с

    (рис.8). Тогда

     АD = АВ + ВD = АВ + = с +

    аналогично  определяются и другие медианы:

     ВЕ = а + , СF = в +

         Так как, в силу  условия замкнутости

    ВС + СА + АВ = а + в + с =0,

    то  мы имеем:

     АD + ВЕ + СF = ( с + ) + (а + ) + ( в + ) = ( а + в + с) = х 0 = 0.

         Следовательно, отложив  от точки В,  вектор В1С1 = ВЕ и от точки С1 – вектор С1D1 = СF, мы получим.

     А1В1 + В1С1 + С1D1 = АD + ВЕ + СF = 0.

        А это значит (в силу условия замкнутости), что ломаная А1В1С1D1 является замкнутой, т.е. точка D1 совпадает с А1.

        Таким образом,  мы получаем треугольник  А1В1С1 (рис.9), стороны которого равны и параллельны медианам АD, ВЕ, СF исходного треугольника.

        Задача 3.

        Доказать, что для  любого треугольника  имеет место формула 

    с2 = а2 + в2 – 2ав х соs С (теорема косинусов)

      
 

         Решение.

         Положим: а = СВ, в = СА,

      с = АВ (рис.10).

        Тогда с = а – в, и мы имеем

     (учитывая, что угол  между векторами  а и в            равен С):

    с2 = ( а – в )2 = а2 – 2ав + в2 = а2 – 2ав х соs С + в2.

        Задача 4.

        Докажите, что сумма  квадратов диагоналей  параллелограмма  равна сумме квадратов его сторон.

      

    Решение.

        Пусть четырехугольник  АВСD – параллелограмм (рис.11). Имеем векторные  равенства

     АВ + AD = АС, АВ – АD = DВ.

        Возведем эти равенства  в квадрат. Получим:

     АВ2 + 2 АВ х АD + АD2 = АС2, АВ2 – 2АВ х АD + АD2 = DВ2

        Сложим эти равенства  почленно. Получим:

    2АВ2 + 2 АD2 = АС2 + DВ2.

        Так как у параллелограмма  противолежащие стороны  равны, то это  равенство и означает, что сумма квадратов  диагоналей параллелограмма  равна сумме квадратов  его сторон, что и требовалось доказать. 

         Задача 5.

         Даны три точки: А ( 1; 1), В ( -1; 0), С ( 0; 1). найдите такую точку D ( х; y), чтобы векторы АВ и СD были равны.

        Решение.

     Вектор  АВ имеет координаты –2, -1. Вектор СD имеет координаты х – 0, y –1. Так как АВ = СD, то х – 0 = -2, y –1 = -1. Отсюда находим координаты точки D:            х = -2, y = 0. 

    Задача 6.

         Даны два вектора  АВ и СD, причем А ( -1; 2; 4), В ( -4; 5; 4), С ( -1; -2; 2),        D ( 2; 1; 5).Определить, перпендикулярны они друг другу или нет.

         Решение.

        Найдем сначала  координаты векторов. АВ = ( -3; 3; 0) и СD ( 3; 3; 3).

         Вычислим теперь  скалярное произведение  этих векторов:

                          AB х CD = ( -3) х 3 + 3 х 3 + 0 х 3 = 0.

         Последнее озночает, что АВ        СD.

       

        Рассмотренные выше  примеры задач  показывают, что векторный  метод является  весьма мощных  средством решения  геометрических и  многих физических (и  технических) задач. 

    Используемая  литература.

        1. “Векторы в школьном  курсе геометрии”. (1976г.) В.А.Гусев. Ю.М.Колягин. Г.Л.Луканкин.

    2. “Векторы в курсе  геометрии средней  школы. (1962г.) В.Г.Болтянский. И.М.Яглом.

Информация о работе Теория вектора